Педагогическое взаимодействие в процессе самостоятельной работы учащихся как условие формирования информационной культуры школьников и студентов

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


В современном обществе работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности, а информационная культура – важным фактором развития личности, частью общей культуры человека.

Понятие «информационная культура» с точки зрения информатики и информационных технологий включает в себя:

– понимание закономерностей информационных процессов;
– знание основ компьютерной грамотности;
– умение применять полученные знания в практической деятельности;
– привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении информационными технологиями.

Таким образом, информационная культура предполагает владение знаниями и умениями в использовании современных информационных технологий для решения познавательных, деловых, производственных, образовательных и других проблем.

Необходимо создавать условия для формирования информационной культуры учащихся для успешной подготовки их к жизни в информационном обществе.
Знакомство с современными информационными технологиями начинается со школьного возраста на уроках информатики. Более глубокую подготовку в этой области учащиеся могут получить в учреждениях дополнительного и профессионального образования.

В процессе обучения нужно не только дать учащемуся определенный объем знаний, но и научить его умению творчески подойти к решению проблемы, самостоятельно получить знания, необходимые ему не «вообще», а в данный момент. Это особенно актуально в условиях непрерывного образования, ведь в профессиях, связанных с информационными технологиями, человек вынужден постоянно учиться.

Имея многолетний опыт преподавания основ информационных технологий и программирования в системе дополнительного образования, среднего профессионального образования могу с уверенностью сказать, что только в процессе самостоятельной работы учащийся может получить достаточно прочные знания, умения и навыки.
Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную педагогом активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели. Самостоятельная работа представляет собой и объект деятельности учащегося, и, с другой стороны, – форму проявления соответствующей деятельности (учебное пособие под ред. Пидкасистого). Передовые педагоги всегда считали, что на занятиях учащиеся должны работать по возможности самостоятельно, а педагог – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.

Самостоятельная работа готовит учащихся к непрерывному образованию, добыванию новой информации в течение всей жизни.

Кроме того, самостоятельная работа учащихся наиболее информативна в диагностическом аспекте, так как проявляет истинную картину усвоения ими знаний, умений и навыков, развитие их способностей [6].

Усвоение знаний в значительной мере зависит от того, как учащиеся воспринимают контроль педагога, формы общения с ним, с какой целью работают. Поэтому важно так организовать учебный процесс, выбрать такую форму взаимодействия, чтобы все его участники чувствовали себя комфортно.

Педагогическое взаимодействие – это особая форма связи между участниками образовательного процесса, в ходе и результате которого происходит обогащение интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер участников этого процесса. Необходимо правильно построить это взаимодействие.

Анализ специальной литературы, знакомство с работами разных авторов, изучение опыта работы педагогов-новаторов и собственный опыт работы в различных образовательных учреждениях позволили мне прийти к следующим выводам: успех образования, прежде всего, зависит от желания ребенка учиться и его самостоятельной активности. Познание должно быть активным, а это возможно только при высокой эмоциональной заинтересованности.

В работе Г.И.Щукиной интерес представлен как важное условие активизации учения.

«Познавательный интерес порождает активность, повышение активности в свою очередь укрепляет и углубляет познавательный интерес» [1]. Одним из стимулов для развития познавательного интереса является самостоятельная учебная деятельность. Познавательные интересы зависят от отношений участников учебного процесса.
По словам В.А.Сухомлинского «интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Следовательно, педагог должен дать учащемуся уверенность в том, что он добьется успеха [2].

Т.И.Шамова описывает основные средства активизации учения – проблемное обучение (как основа познавательной активности) и самостоятельная работа учащихся (как форма реализации проблемного обучения). Одно из важнейших качеств личности, которое нужно формировать у современных учащихся – познавательная самостоятельность. Некоторые аспекты данной проблемы исследовались в работах М.Н.Скаткина, И.Л.Лернера, М.И.Махмутова [3].

Учащийся является главной фигурой образовательного процесса. Необходимо создавать условия для его саморазвития, поэтому актуальным является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимся: создание благоприятных условий для обучения, содействие личностному развитию учащегося и его самореализации. Ю.А. Долженко в своей работе раскрывает принципы личностно-ориентированного обучения для организации совместной продуктивной деятельности обучаемых и педагога [4]. Суть образования сегодня (по Долженко) – в творческих способах взаимодействия его участников.

Педагогическая теория и существующая практика убедительно доказывают, что эффективность системы обучения повышается, когда учащийся сам является субъектом обучения, а приоритетными становятся самостоятельные виды деятельности. Ориентация на учащегося как субъекта подводит педагога к необходимости дифференциации и индивидуальной работы. Личностному росту учащегося способствует гуманная направленность педагогического взаимодействия. От педагогики требований необходимо перейти к педагогике отношений. Характер совместных действий участников педагогического процесса по В.Ф. Шаталову– повседневное содружество учителей и учеников, обеспечивающее «учение с увлечением». Именно отношения с учащимися ставят на одно из первых мест С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили.

В.И. Лещинский, С.В. Кульневич в своей работе говорят о необходимости привлекать учащихся к организации процесса обучения («ролевое участие» в учебном процессе) [5].

В работе З.С. Смелковой рассматривается обучение предмету на основе общения в процессе совместной деятельности педагога и учащегося [9].

Методика ведения диалога на проблемно построенных практических занятиях описана в работе В.С. Библера.

Н.А.Хохлов описывает метод малых групп, использование которого способствует переводу отношений педагога и учащихся на уровень сотрудничества, повышает уровень заинтересованности учащихся в занятиях, способствует развитию личности каждого учащегося [10].

Петрова В.Н. определяет сотрудничество как «сотворчество всех участников педагогического процесса, когда нравится учиться и учить», а основным условием успеха являются – учебно-творческая самодеятельность учащихся, коллективные формы учебной работы, ролевое участие каждого учащегося в процессе занятия, развитие творческих способностей, диалог и общность цели [7].

А.В. Мудрик говорит о педагогической поддержке при использовании личностного, дифференцированного и индивидуального подходов. Педагогическая поддержка (по О.С. Газману) – процесс совместного с учащимся «определения его собственных интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении».

Суть педагогики сотрудничества заключается в единстве отношений сотрудничества и методик, направленных на сотрудничество с учащимися.

Принципы педагогики сотрудничества (по Бахвалову) – организация демократических отношений между педагогом и учащимися, подготовка дифференцированных заданий, постепенное увеличение объема самостоятельности – для интенсификации педагогического процесса, развитие у учащихся умений самообразования и самовоспитания. Творческие умения формируются в самостоятельной познавательной и практической деятельности.

Самостоятельная работа готовит ребенка к непрерывному образованию. Развивающий эффект самостоятельной работы проявляется в высокой активности учащихся, вовлечении в работу формированием умений и навыков самостоятельного труда, параллельно воспитывается добросовестность и ответственность. В диагностическом аспекте самостоятельная работа наиболее информативна, так как проявляет истинную картину усвоения знаний, умений и навыков учащихся, развитие их способностей.

Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащегося, степень ее сложности должна удовлетворять принципу постепенности перехода с одного уровня самостоятельности на другой. Можно выделить следующие типы самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие. Задания должны быть возрастающей сложности, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Нельзя давать учащемуся задание уровнем выше – в лучшем случае будет потеряно время, в худшем – интерес к учению.

Педагог является одновременно организатором, руководителем, консультантом и партнером учащихся в решении проблем. Он должен быть источником разностороннего опыта, к которому учащийся может в любой момент обратиться.

При выборе заданий нужно соблюдать важный педагогический принцип – идти в начале пути в ногу с ребенком, с его опытом и потребностями, постепенно увеличивая нагрузку, приобщая к реальным задачам. А когда доля активности ребенка увеличивается, педагог должен все больше отходить «в тень». Самое сложное при этом – почувствовать, когда нужно помочь. Нельзя лишать учащегося удовольствия справиться с проблемой самостоятельно, но нельзя и допустить, чтобы он потерял веру в себя в случае, если задача окажется для него слишком сложной.

Не нужно бояться ошибок. В отдельных случаях может оказаться даже полезным намеренно допустить ошибку, предложив учащимся ее найти и устранить.

Чтобы быть успешным современный выпускник должен уметь применять полученные знания умения и навыки для решения конкретных проблем, самостоятельно учиться, работать с информацией и решать проблемы повышения квалификации. Необходимо создать условия для формирования этих качеств у учащихся.

Для реализации этой цели с учетом образовательных стандартов и многолетней практики преподавания основ информационных технологий и программирования мной разработана образовательная программа творческого объединения учащихся «Вычислительной техники и программирования» МОУ «Станция юных техников» г.Бийска. Учащиеся объединения – школьники и студенты младших курсов профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений.

В процессе обучения в ТО «Вычислительной техники и программирования» (далее Объединении) учащийся является субъектом познавательной деятельности. Ведущая роль отводится самостоятельной активности по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимых знаний. В образовательном процессе применяется личностно-ориентированный подход разноуровневого обучения, эвристический и проблемный методы, используются игровые моменты. Учащиеся работают в группах, в парах и индивидуально. Отношения между субъектами образовательной деятельности строятся на принципах педагогики сотрудничества.

Освоение любой программной среды должно происходить через задачу.

Знание базового инструментария конкретной программной среды (например, MS Word, Excel, Paint) определяет первый квалификационный уровень учащихся в освоении информационной технологии и формируется на основе деятельностного подхода по принципу «от простого к сложному» с пошаговым освоением технологических операций.

Так при освоении технологии обработки текстовой информации учащийся сначала знакомится с элементарными операциями ввода и редактирования текста. Затем вводятся понятия документа и его объектов, в том числе, и внедренных объектов. На основе анализа свойств этих объектов осваиваются базовые технологические операции для работы с ними. Далее переходим к работе по заданиям. Необходимо сформировать комплекс разноуровневых заданий, включающих все 4 типа самостоятельных работ. Можно предложить учащимся самим выбрать задание для выполнения, обеспечивая тем самым дифференциацию и выбор индивидуальной траектории обучения. Важно не количество задач, а различные способы решения одной задачи – этим обосновывается выбор содержания (например, оформление документа возможно с помощью панели Рисование, вставки объекта Word Art и т.п.) и обеспечивается атмосфера сотрудничества.

Для каждого учащегося педагог должен определить оптимальный объем работы для формирования базы ЗУН.

Доля самостоятельности от занятия к занятию возрастает. Тему «Вставка таблиц» учащиеся в большинстве своем осваивают самостоятельно, пользуясь справочной системой MS Word. Для закрепления знаний и умений, полученных учащимися  при изучении отдельных тем, им предлагается для самостоятельного выполнения практическая работа. В качестве промежуточного контроля предусмотрено тестирование.

При изучении информационных технологий итогом, как правило, является выполнение учащимися проектной работы творческого характера. Учащиеся должны иметь возможность самостоятельно поставить и решить учебную задачу. Это могут быть различные проекты: выпуск газеты или буклета, оформление документов, создание тестов, кроссвордов, рефератов и т.д. При этом учащиеся самостоятельно осваивают издательские возможности MS Word, знакомятся с основами делопроизводства, создают интерактивные и интегрированные документы. В Объединении широко используются игровые технологии. Деловые имитационные игры.

Процент самостоятельности увеличивается постепенно от первого к третьему году обучения. Учащиеся, прошедшие базовый курс обучения (второго-третьего года обучения и старше) могут продолжать занятия в «Мастер-группе».

Работа с учащимися «Мастер-группы» ведется, как правило, по проектному методу. Темы проектов выбираются из предложенных руководителем или самостоятельно. Выполнение работы каждым учащимся отражается в творческой книжке учащегося: <Приложение 1>. В процессе работы над проектом, который может быть как индивидуальным, так и групповым, учащийся изучает теоретический материал, соответствующий тематике проекта. Работа по проектному методу предполагает самостоятельность учащихся в выборе форм и средств реализации, при этом применяются полученные ранее знания, умения и навыки. Работа над проектами требует более гибких, чем обычно форм организации занятий. Привлекательна для учащихся работа парами – каждый работает и есть с кем обсудить проблемы и поделиться идеями.

Условиями успеха во взаимодействии с учащимися являются:

– принятие учащегося как полноправного партнера;
– вера в возможности и способности ребенка к самосовершенствованию;
– установление доверительности в общении с ним;
– знание и учет его особенностей.

То есть, оказание учащимся педагогической поддержки.

В правильности выбранного подхода убеждает достаточно высокий уровень владения информационными технологиями, который демонстрируют учащиеся, и соответствующий возрасту уровень информационной культуры, демонстрируемый выпускниками Объединения.

Подтверждением умения применить полученные знания на практике служит и тот факт, что, начиная с 2000 года, учащиеся Объединения активно принимают участие в различных городских, краевых, Всероссийских и международных конкурсах, показывая стабильно высокие результаты на городском и краевом уровне. Многие работы отмечены грамотами, дипломами и благодарственными письмами.

Одним из самых благодарных результатов считаю то, что многие выпускники Объединения продолжают образование в различных учебных заведениях по специальностям, связанным с информационными технологиями.

Принципы педагогики сотрудничества с успехом применяются мной и на занятиях со студентами младших курсов отделения «Информационных технологий и автоматизации управления» Алтайского политехнического колледжа.

Литература

  1. В.А.Бахвалов. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
  2. А.С.Белкин. Ситуация успеха, как ее создать: книга для учителя. М., 1991.
  3. Г.М.Гнездилова. Современное состояние проблемы познавательной активности и самостоятельности в педагогической теории и практике. /Тезисы докладов и выступлений на региональной НПК работников образования. – Бийск, 1997. – 36с.
  4. Ю.А.Долженко. Проблема формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2001. – 569 Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М: Педагогика, 1982. – 208 с.
  5. В.И.Лещинский, С.В. Кульневич. Учимся управлять собой и детьми: Пед. Практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240.с.
  6. Б.Г.Лихачев. Педагогика. Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед. учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
  7. В.Н.Петрова. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, 1999. – 128 с.
  8. Ситуация успеха. Личностно-ориентированное взаимодействие. Сост. Шептенко П.А., Воронина Г.А., Черниченко С.М., Юркина Е.Е. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. – 32 с.
  9. З.С.Смелкова. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта:Наука, 1999. – 232 с.
  10. Н.А.Хохлов. Метод малых групп. Теоретические основы и технология РО. Новосибирск: НГУ, 1995.
  11. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
  12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск 2.М.,сент., 1996.