Интегрированный урок (обществознание + история) по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека"

Разделы: История и обществознание, Информатика


Цели урока:

  • учебная – определить значение права на жизнь в истории и в современности;
  • воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;
  • развивающая – развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.

Тип урока: бинарный, проблемно-развивающий.

Оформление урока (средства):

  1. Ватман и маркер.
  2. Портреты и иллюстрации событий 30-х – 40-х годов XX века и конца XX – начала XXI веков (Приложение № 4).
  3. Раздаточный материал (Приложение № 1-2).
  4. Конверты с карточками для голосования: черными, белыми и черно-белыми.
  5. Компьютер, проектор, экран.
  6. Презентации:
    “Экстремистские организации в современной России”.
    “Правозащитные организации современной России”.
    “Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.
    “Жертвы нацизма”.
  7. Магнитофон.
  8. Музыкальное сопровождение:
    ДДТ, Ю. Шевчук “Не стреляй”.
    А. Розенбаум “Вальс 1937 года”.
  9. Коллажи учащихся 11-х классов на тему: “Права человека”.
  10. Рисунки учащихся 9-х классов на тему “Что такое “жизнь”?” (Приложение № 4).
  11. Таблички: “Право на жизнь!”, “Право на жизнь?”, “Право на жизнь…” (они являются оглавлениями каждого этапа урока).
  12. Полотнища красного и голубого цвета, на которых прикреплены портреты и иллюстрации.
  13. Гитара.
  14. Эпиграфы к уроку (Приложение № 3)
  15. 1)Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией (Когой Е.А. Экология и здоровье человека // Социально-гуманитарные дисциплины. 2000. №3).
    2) “Чего нет в документах – нет на свете” (Сенека).
  16. Определения понятия “жизнь”.
  17. Фрагменты из сочинений учащихся (Приложение № 3):
    1) “Что такое жизнь?”.
    2) “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”
  18. Таблички разных цветов по количеству групп: красные, синие, зеленые, желтые.
  19. Результаты социологического опроса “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.

Участники: учащиеся 9-х и 11-х классов; ученики сидят по группам (в каждой группе есть представители и 11-х, и 9-х классов).

План урока:

  1. Право на жизнь!
  2. Право на жизнь?
  3. Право на жизнь…

Ход урока

1. Право на жизнь.

Воронова М.Л. (далее В.): Сегодня у нас не совсем обычный урок - встреча двух гуманитарных классов: 11-го и 9-го. Ребятам 11-го класса 16-17 лет и у них свои взгляды на многие проблемы, девятиклассникам – 14-15 лет и они также учатся находить ответы на волнующие их вопросы. И тем интересней увидеть, что думают одиннадцатиклассники и девятиклассники, тем интересней сравнить взгляды тех, кто, через несколько месяцев войдет во взрослую жизнь и тех, кому еще предстоит преодолевать два года нелегкой школьной жизни.

Иконникова Е.М. далее И.): На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека? Т.е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека? Неотчуждаемыми права называют потому, что мы не можем никому их передать.

Вопрос: Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека?

Предполагаемые ответы учащихся (далее - ответ):

  1. право на жизнь;
  2. право на свободу слова и совести;
  3. право на собственность;
  4. право на свободу передвижения;
  5. т.д.

Учитель записывает ответы ребят на ватмане маркером. Прикрепляет его на доске.

Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?

Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.

И. Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека. Тема нашего урока так и звучит “Право на жизнь – важнейшее из прав человека” (учитель открывает тему урока). Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботится о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь. Жизнь – это (зачитывается определение, которое написано на доске).

В: Подчеркнем еще раз: право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Это право охраняется законом (Эпиграф №1). Мы открываем первую “страничку” нашего урока: “Право на жизнь!” (учитель прикрепляет табличку на доске).

И: Обратите внимание. У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение № 1).

Организуется работа по группам:

  • “Красные” - “Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1946г).
  • “Синие” - Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.).
  • “Зеленые” - Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.).
  • “Желтые” - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).

Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь.

Ответ: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.

2. Право на жизнь?

И: Но всегда ли так было? И чтобы ответить на это вопрос нам надо обратиться к истории. Этому посвящена вторая “страничка” нашего урока “Право на жизнь?” (учитель прикрепляет табличку на доске).

В: Вспомним историю нашей страны в 30-е – 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 г., “сталинская” Конституция.

Организуется работа с документом: отрывок из Конституции 1936 г .(Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ №1).

Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936г.?

Ответ:. В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.

И: Сенека (?) говорил: “Чего нет в документах, того нет на свете”. Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936г. не соблюдалось.

Вопрос: Так ли это?

Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936г. Большинство из этих прав оставались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют “бумажной” Конституцией.

Вопрос: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?

Ответ: Тоталитарный.

Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.

Ответ:

  • политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сфера жизни общества;
  • существует единственная массовая партия (однопартийная система);
  • уничтожение внутрипартийной оппозиции;
  • слияние партийного и государственного аппаратов;
  • культ вождя;
  • существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;
  • сверхцентрализация управления экономикой, господство государственной собственности;
  • массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с “врагами народа” и т.д.

В: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с “врагами народа”. Кто же были эти так называемые “враги”?

Учитель обращает внимание учеников на портрет Тухачевского М.Н. – начальника штаба РККА, автору трудов по вопросам военной теории и военному искусству, маршалу Советского Союза. Организуется работа над отрывком из повести А. Рыбакова “Страх” (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ № 2).

И: Но репрессии были направлены не только против военных.

Учитель привлекает внимание учащихся к портрету Мейерхольда В.Э. – режиссера и новатора театрального искусства, репрессированного в конце 30-х годов. Организуется работа с отрывком из письма Мейерхольда В.Э. Молотову В.М. (Приложение. Раздаточный материал. Рабочий лист № 2, документ №3).

В: Обратимся к статистике.

Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годами к документам (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документы № 4 - 5).

И: Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев из разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937г. Я думаю, здесь уместно познакомит вас с отрывком из доклада Л.М. Кагановича в институте советского строительства и права: “У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент”.

Вопрос: Как автор объясняет характер советских законов? Были ли они призваны защитить права человека?

Ответ: Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.

Учитель зачитывает отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работникнепрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха”.

В: Анна Ахматова вспоминала: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила на ухо: “А это вы можете описать?”. Я сказала: “Могу”.

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения А. Ахматовой “Reqiem”:

Из вступления

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

И: Александр Розенбаум написал песню “Вальс 1937 года”, которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР.

Учитель исполняет песню А. Рознебаума “Вальс 1937 года”, песня сопровождается компьютерной презентацией “Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.

В: Но наше государство было не единственной страной, которая “лишала” человека права на жизнь. 1 сентября 1939г. разгорелась Мировая война, в которой людей уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения – фашизм. “Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне” (Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей).

И: Немецкие солдаты получали памятки, которые “освобождали” их от общечеловеческой морали: “Помни и исполняй:

  1. У тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…
  2. …Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…
  3. …Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки… Уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир”.

Об этом же пишет Рауль Хильберг: “Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить”.

Учащиеся знакомятся с презентацией “Жертвы нацизма”.

И: 1945-1946 гг. – состоялся Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками, которым было предъявлено обвинение

  • в преступлениях против мира,
  • организации принудительного труда населения оккупированных территорий,
  • в преступлениях против человечности (массовые убийства и депортации, принудительные переселения гражданского населения и т.д.).

Из заключительной речи главного обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге 26 июля 1946г.

“…Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных поступков, не производилось такого массового угона людей в рабство, такого уничтожения национальных меньшинств… Эти деяния войдут в историю как неопровержимые факты, по которым будущие поколения будут судить о нашем десятилетии. Если мы не сумеем уничтожить причины и предотвратить повторение подобного варварства, можно будет с основанием сказать, что XX столетие приведет к гибели цивилизации”.

В: Закончилась Вторая Мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм – нацизм просуществовал как политический режим двенадцать лет. Итальянский – на десять лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в афторитаризм и этот режим продлился в течение семидесяти с небольшим лет.

3. Право на жизнь…

И: В 1945г. была образована Организация Объединенных Наций (ООН), одной из задач, которые ставились перед этой организация, является именно защита права человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права. Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь в наши дни? Мы переходим к третьей “странице” нашего урока “Право на жизнь…” (учитель прикрепляет табличку “Право на жизнь…” на доске).

В: Учащимся 9-х классов было дано задание провести социологический опрос “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.

Выступление учеников 9-го класса, которые знакомят с результатами социологического опроса.

В: Э Берк говорил: “Скажи мне, какие настроения преобладают в умах молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения”. И нам очень интересно Ваше мнение по вопросу – Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране?

И: У вас на столах лежат конверты с карточками для голосования. Если вы считаете, что право на жизнь соблюдается, то поднимите карточку белого цвета, если нет – черного, если считаете, что право на жизнь соблюдается не всегда – черно-белого цвета (проходит голосование).

В результате голосования выявляются группы учащихся:

  1. право на жизнь в нашей стране не соблюдается;
  2. право на жизнь соблюдается;
  3. право на жизнь в нашей стране соблюдается не всегда.

Между группами учителя организуют дебаты, в ходе которых ученики обмениваются мнениями и аргументами, приводят примеры в защиту своей точки зрения.

В: Безусловно, мы не можем дать однозначный ответ на вопрос – Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас? Это вопрос очень сложный.

И: Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Но даже в нашей стране, потерявшей в Великой Отечественной войне 25 млн. человек, есть сторонники идеологии нацизма. По данным статистики в 2000г. среди молодежи количество людей, разделяющих принципы национализма, насчитывается 1,5 – 2% и эти показатели растут. Что же такое фашизм сегодня?

Учащиеся знакомятся с презентацией “Экстремистские организации в современной России” (9 класс).

В: Следует отметить, что альтернатива фашизму есть. В последние годы в нашей стране и в нашем городе были созданы организации и движения, призванные бороться с фашизмом и за соблюдение права на жизнь.

Учащиеся знакомятся с презентацией “Правозащитные организации современной России” (11 класс).

И: Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве, т.е. государстве, которое признает высшей ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Россия, в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство – это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.

В: Мы просили вас написать эссе на тему: “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”. Вот некоторые выдержки.

Учителя зачитывают отрывки из сочинений учеников 9-х и 11-х классов (Приложение № 3).

И: Сегодняшний урок – это продолжение разговора. На предыдущих уроках уч-ся 11-х классов защищали, подготовленные ими коллажи на тему “Права человека”, многие из них представлены сейчас (учитель обращает внимание учеников на коллажи).

В: Среди учеников 9-х классов проводился конкурс рисунков “Что такое “Жизнь”?”. Эти рисунки также находятся здесь (учитель обращает внимание на работы ребят). Вы попытались изобразить “жизнь” в виде символа. На многих работах можно увидеть цветы, солнце, небо и т.д. Мы выбрали лучший, на наш взгляд, символ (Приложение № 4).

И: Сегодняшний урок мы начали с определения понятия “жизнь”, которое дается в словаре, но вам было предложено дать свое определение этому понятию. Вот некоторые определения (учитель зачитывает некоторые определения понятия “жизнь”, которые дали сами ребята. Приложение).

В: Вот какое определение понятия “жизнь” дала Рива Гольцман, школьница из Днепропетровска, она была ранена во время расстрела 25 октября 1941года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной: “Жизнь – это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля,… Убивать людей – это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…”. Посмотрите, как созвучны её слова с вашими мыслями и рисунками (Приложение).

И: Это внушает надежду, что в нашей стране живут люди, которые понимают важность соблюдения права человека на жизнь. Символом надежды является голубой цвет (учитель привлекает внимание присутствующих к оформлению кабинета к уроку). Голубое полотнище переплетается с красным – символом жизни.

В: Но, все-таки, одного осознания ценности человеческой жизни не достаточно, важно реальное участие в конкретных делах, направленных на реализацию этого права в нашей стране.

И: Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ написал песню “Не стреляй”, которой мы хотим закончить наш урок (звучит музыка).

В: На память о нашем разговоре мы хотим подарить вам символ жизни со словами Ривы Гольцман (символ, изображенный на рисунке, выбранном лучшим, Приложение № 4).

И: На дом вы получаете задание – напишите эссе на тему “Что должны сделать граждане России для того, чтобы право на жизнь стало реальностью?”.