Использование интерактивных игр в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Опыт работы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Введение

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся является игра. Она является важнейшим способом накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, т.е. через подражание формируется своеобразная цепочка действий. В ходе игры учащиеся не копируют своего героя, а подражают ему. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре проявляются многие качества личности. Игра - это бодрость радостное самочувствие, активный жизненный тонус, интуиция, импровизация, воображение, эмоциональность, символизм, отстранённость.

Актуальность педагогического опыта.

Данная тема в последнее время становится наиболее актуальна. Она отражает особое отношение ребёнка к окружающему миру, развивает способность добиваться поставленной цели в игре, развивать чувство предприимчивости. Игра, будучи результатом общественной деятельности детей, определяет характер, складывающиеся в процессе развития ребёнка, влияет на выбор формы группы, объединения. Основная цель – посредствам игры развивать в детях потребность в усвоении нового материала; сформировать познавательный интерес к животным и растениям и потребность в общении с ними; привить любовь к животным, пробудить интерес к объектам окружающей среды, научиться приносить пользу людям, растениям и животным.

Задачи:

  • Расширить представление учащихся о животных, обитающих в живом уголке, лесу, домашних животных, зоопарка.
  • Раскрыть особенности внешнего строения, движения, питания.
  • Продолжить формирование умения рассказать тех или иных животных на рисунках, таблицах, фотографиях.
  • уметь имитировать животных изображать жестами, звуками.
  • Продолжить отработку умений сравнить тех или иных животных и растения.
  • Продолжить развития знаний о среде обитания, о пищевых связях, о том, как влияет на них человек.
  • Обобщить знания о средах обитания животных и растений об экологических фактах, о приспособленности к факторам среды.
  • Пробуждать и развивать чувства ребёнка, знакомить с окружающим миром через чувственно эмоциональное воспитание, способность освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время прогулок и экскурсий в природу.

Описание передового педагогического опыта, его сущность.

За долгие годы работы в системе дополнительного образования я поняла, что дети гораздо быстрее усваивают знания, если занятия проходят в атмосфере радости. Именно такую атмосферу помогают создать приёмы, которые я использую на своих занятиях. Мною разработана система обучения, которая объединяет все игры в единое целое и называется это “поток познания”. Используя идеи “потока познания” в работе, на собственном опыте убедилось, какие прекрасные результаты они дают. Я одна из первых в центре детского творчества стала использовать на своих занятиях интерактивные игры. Это активные методы обучения – т.е. дискуссии, ролевые и имитационные игры, позволяющие детей погрузить в активное обучение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими детьми. Необходимо взаимодействие в системах “ учитель-ученик” и “ ученик-ученик”.

Интерактивные игры помогают учащимся

  1. Лучше развить опыт
    1. взаимодействия с окружающей средой,
    2. взаимодействие с другими детьми
  2. Осознание взаимосвязи между природой, обществом.
  3. Личные качества самооценка, уверенность в себе, ответственность.
  4. Умения работать в коллективе предвидение последствий.
  5. Мотивация к познанию окружающей среды к взаимодействию с другими детьми к сохранению окружающей среды.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправлении поведения.

Игра выполняет следующие функции:

  • развлекательная (воодушевить, развлечь, доставить удовольствие)
  • коммуникативная (позволяет общаться с куклой, например)
  • самореализации (дети с физическими отклонениями) (полигон в человеческой практике).
  • терапевтическая (помогает преодолеть трудности в различных видах деятельности ).
  • диагностическая (отклонение от нормативного поведения) Ребёнок в игре раскован, раскрыт. Он может себя проявить.
  • коррекции (внесение позитивных изменений в структуру позитивных показателей).
  • межнациональные коммуникации.
  • социализация (усвоение норм человеческого общения.

 В игровой технологии выделяют следующие компоненты:

Компонент игровой технологии Структурные элементы игры
Мотивационный Установочный элемент игровая ситуация
Ориентационно-целевой Задачи игры
Содержательно- операционный Правило игры игровые действия
Ценностно-волевой Игровые состояния
Оценочный Результат игры

Установка на игру обычно даётся в увлекательной форме, иногда с использованием рисунков, картинок, фотографий, видеофильмов. Например: “ Давайте представим, что наша экологическая экспедиция оказалось высоко в горах Саянского хребта”. Этот установочный элемент игры позволяет вести учащихся в игровую ситуацию. Нередко стоит учителю сказать “представьте, что….” Или “ как будто бы …..”, как учащиеся начинают входить в игру.

 

Успех любой игры зависит от её организации. Она состоит из трёх этапов:

1. Подготовительный

2. Проведение игры

3. Подведение итогов игры.

Игры, используемые на занятиях, создают волшебную атмосферу всеобщего веселья. Игры помогают лучше узнать и полюбить природу, научиться испытывать вдохновение от общения с её творениями. Веселье игры и задания зарезают энергией, дети испытывают радость – значит цель достигнута. Игры я использую в самых различных ситуациях с детьми самых разных возрастов и социальных групп.

Приступая к занятию, нужно сразу почувствовать настроение учеников: есть ли у них желание узнать что-то новое, или, наоборот, они утомлены и ничем не интересуются. Именно работа по методике “ потока познания” помогает мне уловить настроение группы целенаправленно создать атмосферу радости, которая поможет насладиться общением с природой, получить заряд жизненной энергии. Я частично использую во время занятий игры, приведенные в книге Джозефа Корнелла “Детям о природе”. В ней подробно описан поток познания и делится он на 4 стадии:

  • 1 - пробуждение энтузиазма
  • 2 - концентрация внимания
  • 3 - приобретение опыта
  • 4 - рассказ о своих чувствах.

Так я работаю с детьми начальных классов, то, естественно, энергия у них бьёт ключом. Нужно уметь их направить в нужное русло. После того, как я завладею вниманием ребят, предложив им несколько подвижных игр, можно регулировать накал веселья с помощью заданий, которые требуют сосредоточение внимания и мышления. Как только дети поймут, что им с педагогом весело, то они с нетерпением будут ждать, что им ещё предложат. Веселые игры решают проблемы с дисциплиной, дети с головой погружаются в веселье, и у них просто не остаётся времени на непослушание.

В процессе игры необходимо создать условия, способствующие активному вниманию всех учащихся в общеобразовательную деятельность. Для этого необходимо:

  • Создать атмосферу к сотрудничеству
  • Создать благоприятный эмоциональный фон
  • Учесть индивидуальные мнения учащихся
  • Опора на групповой опыт
  • Свободный выбор личных решений
  • Обязательная активность учащихся
  • Получение знаний через прямой опыт обучаемых
  • Использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций, возникающих в группе.

Функция учителя в интерактивных играх:

  • инструктирующая
  • оценочная
  • тренерская
  • руководящая

Педагогическая технология.

Сущность технологий.

Основными принципами является:

- опора на психологические особенности учащихся “эмоциональность, значимость собственных чувств и ощущений для ориентации в мире”.

- непрерывное расширение диапазона чувств ребёнка.

- создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.

- реализация потребности ребёнка в развитии.

Следование этим принципам определяет особенности построения учебно-воспитательного процесса:

  1. Организация занятий преимущественно в форме игры.
  2. Широкое использование на занятиях сказок, стихов, загадок, потешек, былин, легенд, музыки.
  3. Организация практически на каждом занятии творческой деятельности учащихся, в процессе которой дети могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, отношение к кому-либо или чему-либо, а также применить полученные на занятиях знания.
  4. Общение педагога с ребёнком на позиции “личность-личность”.

В результате 3-летнего обучения по данной программе у детей формируется достаточно устойчивый интерес к познанию природы и потребность в общении с ней, а также развивается потребность в творческом самовыражении.

1. Работа с детьми начинается с диагностики проявления интереса к природе (положительного и отрицательного) для определения дальнейшего пути работы с каждым конкретным ребёнком.

Диагностика может быть проведена путём организации наблюдений за общением ребёнка с обитателями живого уголка. Во время наблюдений можно выявить страх ребенка перед природными объектами, агрессию по отношению к ним и т.д.

2. Если ребёнок проявил негативное отношение к природным объектам, необходима коррекция такого отношения .

Коррекция в первую очередь заключается в развитии у ребёнка первого чувства принятия себя в предоставлении ему возможности почувствовать любовь других к тебе через доверительный, спокойный стиль общение педагога с детьми. Чаще всего негативное отношение ребёнка к природным объектам – это проекция отношения окружающих к этому ребёнку ( родителей или других взрослых).

3. Развитие и поддержание у ребёнка эмоционального интереса к природе. На этом этапе необходимо наиболее полно воздействовать эмоционально- чувственную сферу ребёнка через использование на занятиях музыкальных сопровождений, художественных произведений о природе, мультфильмов. На этом этапе происходит формирование дружного детского коллектива, что совершено необходимо для успешных занятий.

4.Основной целью следующего этапа являются “ развитие познавательного интереса к природе”. Познавательный материал должен подноситься детям в яркой, интересной форме. Максимально привлекается фантазия ребенка, дети на ряду с педагогом являются полноправными “создателями” занятья, их интересные идеи, предложения могут изменять форму и даже ход занятия.

5. На этом этапе формируется потребность в общении с природой. Происходит обращение в равной мере к чувствам и интеллекту ребенка. Используется преимущественно такая форма занятий как путешествие, включающая в себя элементы театрализации, сюжетно-ролевой игры, творческой деятельности, а также “мозгового штурма” при решении проблемных вопросов. На этом этапе активизируется стремление ребенка делиться своими знаниями с окружающими: родителями, друзьями.

6. В результате работы с детьми формируется достаточно прочная база для дальнейшего экологического воспитания и образования ребенка, которое должно быть продолжено в школе в средних и старших классах.

Логика технологических действий.

1. Диагностика.

2. Коррекция.

3. Активизация неосознанной тяги к природе.

4. Развитие познавательного интереса к природе.

5. Формирование потребности в общении с природой.

6. Познавательный интерес к природе, потребность в общении с ней.

Игре присущи такие черты:

1. Свободная развивающая деятельность.

2. Творческий характер (импровизация)

3. Эмоциональная приподнятость.

4. Наличие правил содержания игры, последовательность её развития.

В структуру игры входят:

- роли, взятые на себя играющими.

- игровые действия как средство реализации этих ролей.

- реальные отношения между играющими.

- сюжет (содержание игры)

- область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Средство реализации.

  • Через формы обучения:
  • Лабораторная работа
  • Обобщающий урок.
  • КВН.
  • Поле чудес.
  • Урок-игра.
  • Урок-путешествие.
  • Урок-соревнование.
  • Урок-викторина.
  • Что? Где? Когда?

Преобладающие виды деятельности – учебная и трудовая.

Цель учебной игры

  • проверить уровень полученных знаний (экзамен).
  • стимулировать самостоятельное изучение материала (итог самостоятельной работы)

Регулярное успешное проведение игр даёт не только множество дополнительных знаний но и учит самостоятельно их добывать. Учить детей без развития невозможно.

Развивающие цели интерактивных игр:

а) развивать логическое мышление.

Б) сообразительность.

В) коммуникабельность.

В случае успешного решения этих задач участие детей в игре позволит им приобрести опыт:

- публичных выступлений

- ведение дискуссий.

- поведения личности и команды в меняющихся условиях.

Знания.

- о средах обитания.

- о разнообразии местообитаний живых существ.

- о разнообразии экосистем своей местности.

- о смене времён года.

- о значении факторов неживой природы в жизни организмов.

- простейшие правила гигиены и закаливания организма.

- правила поведения в живом уголке, в природе.

Умения.

- различать основные растения и животные изучаемых природных сообществ своей местности.

- применять полученные знания при обращении с живыми существами.

- наблюдать за объектами живой и неживой природы.

- оформлять результаты наблюдений и делать выводы.

- строить сети пищевых отношений среди наиболее распространённых организмов своей местности.

- описывать природные объекты и явления природы.

- уметь выращивать комнатные растения и зелёные культуры для животных живого уголка.

- изготавливать кормушки для птиц.

- очищать территорию своей усадьбы, школьный участок.

- бережно относится к природе, уметь определить вариант личного участия в охране природы, рационально использовать природные ресурсы.

- использовать навыки культурного поведения, меры предосторожности в природе.

- знать простейшие обряды народной культуры.

- пропагандировать фольклорно экологические знания о природе.

20.03.2008