Интегрированный урок (ИЗО + информатика) по теме "Хохломская роспись"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Продолжить знакомить уч-ся с народными промыслами России
  2. Помочь детям освоить особенности Хохломской росписи, как одного из видов ДПИ и возможности компьютера в декоративной графики.
  3. Сформировать навыки составления декоративного композиции.
  4. Создать условия для получения практических навыков в рисовании кистью красками на бумаге и в работе с графическим редактором.
  5. Развивать у детей чувство гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • предметы хохломской росписи,
  • элементы росписи,
  • образцы,
  • рисунки,
  • слайды.

План урока:

  1. Орг.момент
  2. Сообщение темы и целей урока
  3. Изложение нового материала: “Хохломская роспись. Ее история, особенность выполнения”
    Техника исполнения элементов Хохломы выполнение элементов Хохломской росписи кистью.
  4. Упражнения в рисовании элементов на компьютере
  5. Подведение итогов занятия.

Ход урока

Презентация

Занятие наше сегодня несколько необычно. Его необычность в том, что оно, объединяет ДПИ и компьютерную графику.

Прежде чем нам начать наш урок давайте немного поработаем головой и разгадаем небольшой ребус, в котором зашифрована тема нашего урока.

Тема урока зашифрована в виде рисунков. Вставь первую букву с каждой картинки и получится тема нашего урока. “Хохлома”

Тема занятия: “Хохломская роспись”. Вы узнаете сегодня об особенностях хохломской росписи, о том какую роль и место занимает она в декоративном искусстве и о возможностях компьютера в декоративной графике. Вы познакомитесь с элементами хохломской росписи. Научитесь их выполнять и впервые без кисточки и красок нарисуете их на компьютер

2. (выступления детей)

Хохломская роспись по дереву один из самых знаменитых русских художественных промыслов, и расположен в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи. Их отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы в основном посуда, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаливают в специальной печи.

Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым. Используются несколько типов росписи: травка, ягодка, яблочко, листик, виноград. Золотая хохлома это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красива.

Вот, посмотрите! Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальва на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку птица- золотое перо.

- Полюбуйтесь на это чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши.

Возьмешь к примеру ложку из дерева – легкая, золотисто огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками, черно зубчатой листвой и алыми ягодами рябины. Возьмешь в руки и видишь что мастер вырезал ее из липы.

Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
Грустят деревья и дома,
Но сохраняет хохлома
В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!
Ладья – цветущий хвост, корма.
Нос - петушиная головка.
Плывет по лету Хохлома,
Расписанная очень ловко..
Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.

Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:

Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичек-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и каша стала золотой.

Была и еще одна история в селе Хохлома.

Жил мужичек, у которого большого богатства не было. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то спросил один барин

Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичек отвечает

Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. И правда, опустишь в воду не тонет, а когда проходит специальную обработку в жаркой печи не горит. Вот так и прославился мастер в селе Хохлома, и сейчас его помнят.

Это, конечно, легенды. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

В далекие времена на ярмарках продавались изделия разных мастеров окрестных деревень. В Заволжье крестьяне ремесленники любили узоры “Золото” и “травка”. Золото олицетворяло счастье, богатство, жизнь, довольность, красоту и чистоту. Трава же и ягоды цветы и листья – побеги напоминали людям о молодости и силе.

Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится опять
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома

3. хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых травка, ягодка, яблочко,. Листик, виноград.(показ элементов росписи)

4. составление композиции из готовых деталей (выставление на доску)

5. выполнение элементов хохломской росписи кистью и красками( показ учителя на доске) выполнение элементов уч-ся.

6. упражнение в рисовании элементов на компьютере(работа в графическом редакторе)

7. подведение итогов урока

  • на сегодняшнем уроке вы познакомились с историей хохломской росписи
  • узнали как выполняются ее элементы
  • увидели возможности компьютерной графики
  • сделали свои рисунки.

Вы рисовали кистью и мышью, вы соприкоснулись с тайной древнего искусства и перекинув мостик в сегодняшний день, осуществили аналогичную работу с помощью компьютерной техники. Каму-то понравилось больше рисовать кистью, кому-то при помощи компьютера.

8. домашнее задание.

Письменно ответить на вопросы:

Что запомнилось из сегодняшнего урока?

Что удивило и что поразило?

Пригодятся ли вам эти знания?

Урок окончен.

До свиданья.

Хохлома (приложение)

20.03.2008