Тайна цвета в картине И.И. Левитана "Весна – большая вода". Урок русского языка в 9-м классе

Разделы: Русский язык


Цель:

1. Образовательная: научить собирать рабочие материалы по картине; сформировать умение писать сочинение-зарисовку о весне; повторить понятие о цвете и о колорите;

2. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к природе.

3. Развивающая: развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь.
Оборудование: репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Весна – большая вода», портрет художника И.И.Левитана

Ход урока.

1. Интрига.

-Какое у тебя настроение?

-Влияет ли время года на настроение человека?

- Каким оно должно быть весной?

-Какими бы красками обозначили свое настроение?

2. Проверка домашнего задания.

- Художник Алексей Кондратьевич Саврасов, чтобы написать новую картину, отправился в деревню, чтобы встретить весну. Он ждал и наконец нашел долгожданный момент, когда в природе вдруг стало все меняться. Ожидал с нетерпением первое дуновение весны. Именно об этом говорится в тексте № 36 из полюбившегося нам сборника текстов для изложений. [2]* Весна помогла написать одну из лучших картин - «Грачи прилетели».

-Дома вы работали с текстом и выписали слова и словосочетания, связанные с лексической темой «Весна».

Чтение работ.

- Соответствует ли весна, описанная в тексте о Саврасове, нашей весне? Какие цвета преобладают в картине Саврасова? (серые, мрачные, темные)

3. Постановка цели урока.

- А сегодня мы с вами посмотрим другую весну в картине Исаака Левитана, которая так и называется «Весна – большая вода» и попробуем раскрыть тайну цвета в данной картине, собрав рабочие материалы к сочинению. Запись темы урока.

Открываем учебники, рассматриваем репродукцию картины.

Рассказ о художнике.

Исаак Ильич Левитан (1860—1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века.

Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.

Беседа по картине.

1. Что изображено на картине? (голые деревья, оставленная у берега лодка, деревня в отдалении, разлившаяся река)

2. Почему картина называется «Весна – большая вода»?

  • Вода - речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Большая в. (в половодье).

3. Давайте обратим внимание на цвет и колорит картины.
ЦВЕТ, -а; цвета, -ое; м- В живописи одно основных средств выразительности; цветов. тон или окраска.

По цветовому тону: белый, бирюзовый, голубой, желтый, изумрудный, кирпичный, лазурный, оранжевый, розовый, рыжий, серебристый, серый, сизый, черный, янтарный.

По теплохлодности: теплый, холодный.

- Объясните значение выражений теплые тона, холодные тона.

Основные цвета – синий, желтый, красный, зеленый.

Теплые – цвета с примесью желтого.

Холодные цвета – цвета с примесью синего.

По насыщенности, светлоте: блистающий, густой, интенсивный, мрачный, насыщенный, прозрачный, приглушенный, прозрачный, сумрачный, яркий;

По образности художественного языка: вялый, глубокий, говорящий, горячий, звонкий, легкий, мерцающий, нарядный, нежный, сдержанный.

- Соберите рабочие материалы в таблицу.

Объект наблюдения

Рабочие материалы

Небо

 

Деревья и т. д.

 

- Какие тона преобладают? (холодные)

- Что такое колорит картины?

Колорит - гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения.

- Какие тона преобладают? (холодные) Исходя из этого охарактеризуйте колорит картины?

Колорит пейзажа выдержан в (буровато – свинцовых, голубых, золотистых, светло – голубых, желтых) тонах. Картина И. Левитана (нежная, глухая, напряженная, радостная, спокойная, эмоциональная, уравновешенная) по колориту.

Итак, в картине Левитана преобладают холодные тона, которые мастерски сочетаются с теплыми. Перед нами спокойный и уравновешенный по колориту пейзаж.

- Какие мысли и чувства передает нам художник? (Ощущается тишина и безмолвие в природе. Природа отдыхает после долгой зимы. Хочется беспрестанно смотреть на этот пейзаж, любоваться им, и на душе становится хорошо, значит все будет хорошо. В этом и заключается основная мысль картины) .

- А теперь давайте посмотрим, как описал эту картину искусствовед В. Прытков. Но мне в руки попали отдельные листки с напечатанным текстом. Расположите части текста в определенной последовательности. (Текст упражнения 345 [1]* разрезан на части, необходимо восстановить последовательность).

Б. Левитан обращался к любимому времени года не раз («Март», «Первая зелень. Май», «Весна» и др.). В конце 90-х годов была создана одна из самых трогательных картин художника — «Весна. Большая вода». Он пишет весну, уже вступившую в свои права, когда только что стаял снег и разлились реки, однако деревья стоят ещё голые, уже успевшие покрыться пушистой зеленью.

В. Гибкие стволы и ветки молодых деревьев образуют прозрачное кружево, лёгкую пелену, наброшенную на пейзаж, который благодаря этому лишается определённости своих очертаний, кажется почти невесомым. При этом он не становится призрачным, не лишается реальности. Вся картина построена на холодных светло-голубых тонах воды и неба и теплых рыжевато-песочных тонах деревьев и полосы. Отсюда рождается ощущение распространяющегося в свежем весеннем воздухе тепла.

А.Картина наполнена воздухом, в сущности и сама «большая вода»- выглядит, как опрокинутое небо. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: они растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба. Полное безлюдье помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, и погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Г. Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в отдалении) и делает её ещё более задушевной. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник.

- Сверяем с оригиналом. (Упр. 345, [1]*)

Задания к упражнению

1. Прочитаем текст.
2. Лексическое значение каких слов требует разъяснения?
3. Соответствует ли содержание текста картине?

4. Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты, олицетворения, метафора, сравнение)

Дополним рабочие материалы.

5. Тест по тексту.

1. Какое из предложений более точно передает основную мысль текста?

1) Картина наполнена воздухом, в сущности и сама «большая вода»- выглядит, как опрокинутое небо.
2) В конце 90-х годов была создана одна из самых трогательных картин художника — «Весна - большая вода».
3) Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в отдалении) и делает её ещё более задушевной.
4) Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический, повествование;
2) публицистический, описание
3) художественный, повествование
4) разговорный, описание

3. Укажите правильное толкование слова созерцание

1) красота
2) наблюдение, рассматривание
3) настроение
4) созвучие

4. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение, объясните постановку двоеточия:

1) вторая часть имеет значение пояснения
2) вторая часть имеет значение следствия
3) вторая часть имеет значение причины
4) вторая часть имеет значение изъяснения

Проверка теста

6. Итоги урока

- Понравился ли вам данный текст? Как видите, автор текста нашел новые, выразительные слова и словосочетания для описания картины.

- В чем же заключается тайна цвета картины Левитана? (Наверное, в том, что Левитан сумел предать через картину, используя богатую цветовую гамму, личное переживание природы, отношение к Родине. В его картинах - душа русской природы, душа самой Руси).

7. Заключительное слово учителя

- Изображение на холсте – это зримое отражение, что звучит в душе художника. Возможно, мы с вами с помощью краски не сможем передать наше настроения и чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем.

8. Объяснение домашнего задания.

-Напишите сочинение – зарисовку «Краски весны», используя материалы, собранные на уроке.
-Спасибо за работу. Урок завершен

Список литературы:

1.*Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л.Ю.Максимов. - М.: Просвещение», 2005.
2.*Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. - М.:Дрофа,2004.

 

21.03.2008