Особенности работы с хором мальчиков "Поющие сердца"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Способности к творчеству (креативность) следует рассматривать как особое качество личности, характеризующихся способностью к саморазвитию. В щироком смысле Творчесто – это сознательная целенаправленная деятельность человека в облости познания и преобразования действительности.

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес; им свойствено природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрального и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения и активности. Творчество учащихся связано с уличием оперировать известными им музакально-слуховыми представлениями. Знаниями, навыками и принять их в разных видами музакальной деятельности.

Самым массовым и доступным видом музыкально-исполнительской деятельностью учащихся является хоровое пение. Это русская традиция коллективного музитирования и наиболее действенное средство приобщения школьников к бесценным сокровищам народной классической музыке, к сочинениям великих композиторов прошлого и к сложным произвидениям наших современиков.

Хоровое пение — один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Школа и призвана воплощать в жизни главную идею хорового исполнительства — идею коллективного творчества, охватывая большие массы детей, объединяя их в хоровые коллективы, где наиболее благоприятно развивается творческая, познавательная, социальная активность детей.

Хор мальчиков “ Поющие сердца” создан в 2004 году. 20 октября состоялось первое занятие. В хоре 40 мальчиков с 3-го по 6-го классы.

Состав хора разделен на 2 группы: 1– начальное звено ( 3–4-е классы); 2 – средняя школа (5–6-е классы). Занятия проходят 2 раза в неделю.

Добровольность посещения занятий является важной предпосылкой самореализации личности ребенка, представляет возможность для твоего и нравственного развития. Цель педагога заключается в том , чтобы активизировать и стимулировать учащихся к личностному росту, создать условия для самоопределения личности.

На основе личного педагогического опыта мною разработана программа “Развитие вокальных способностей в хоре мальчиков”. Данная программа носит творческо-познавательный характер и рассчитана на три года обучения.

На занятиях 1-го  года мальчики овладевают рядом умений и навыков: правильной певческой распевкой, навыками одновременного вдоха, вступления и пения на ровном выдохе, освобождением и активизацией органов артикуляции, негромким пением, мягким, легким звучанием.

Хор мальчиков “Поющие сердца” принял участие в конкурсе хоровых коллективов XII городского фестиваля детского и юношеского творчества “Адрес детства – мой Нижний Тагил”. В марте 2005 года и получил диплом  l-ой степени. Также коллектив весной 2005 года был награждён дипломом участника Всероссийского пасхального фестиваля “Благодатный звон”; дипломом участника III детской хоровой ассамблеи “Будущее России”; дипломом лауреата в номинации “академический вокал” в районом фестивале “Адрес детства – мой Нижний Тагил”.

За 2004-2005 учебный год хор мальчиков принимал участие в 17 концертах. В сентябре 2005 года в хоре был объявлен конкурс на название коллектива. Было предложено много разных неожиданных, и после двух месяцев обсуждения остановились на “Поющих сердцах”

“Очень важным для самоутверждения творческого коллектива является наличие у хора специальной концертной формы. Сцена требует соответствия этики видимого и слышимого. И поэтому 28 марта 2006 года хор выступал в концертных костюмах.

В 2005-2006 уч. продолжением программы первого года обучения, но выше становится качество знаний и навыков. Хоровые занятия проводятся по программе второго года обучения, которая является продолжением программы первого года обучения, но выше становится качество знаний и навыков.

Осуществляется работа над дыханием, расширяются исполнительские возможности (эмоциональное исполнение произведения, работа над художественным образом), достигается единообразие характера звуковедения, тембровой слитности голосов, углубляется разбор изучаемых произведений.

В 2008 году хор награждён дипломом участника фестиваля “Славянский собор” за творческие успехи в деле возрождения русской духовной культуры.

Коллектив получил “Благодарственное письмо” от Нижнетагильского музея изобразительных искусств за выступление на церемонии торжественного открытия Всероссийской выставки – конкурса “Новые символы России: В единстве семьи – единство нации” организованного Екатеринбургским художественным фондом под патронажем полпреда РФ в УРФО. А вокальная группа хора “Поющие сердца” стала лауреатом в районном смотре вокальных ансамблей, лауреатом патриотической песни в районе; получила диплом I степени в городском конкурсе вокальных ансамблей и солистов “Лейся песня”.

За 2005-2006 уч. год “Поющие сердца” участвовали в 21 концерте. 2006-2007 уч. год. В хоре мальчиков “Поющие сердца” – 50 ребят из 4–6-х классов.

Вокально-хоровое воспитание и развитие детей происходит по плану третьего года обучения программы “Развития вокальных способностей в хоре мальчиков”. Программа третьего года обучения включает в себя: расширение песенного репертуара, эмоциональное, выразительное пение с соблюдением певческих навыков, достижение единой тембровой окраски голосов, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, умение слушать общее звучание, чувствовать и соблюдать пульс произведения, выполнение синхронности звучания.

За этот год хор мальчиков “Поющие сердца” был награжден дипломами:

  • лауреата в городском конкурсе хоровых коллективов “Лейся песня”;
  • участника фестиваля “Сретенье” за творческие успехи в деле возрождения русской духовной культуры;
  • участника IV детской хоровой Ассамблеи “Будущее России”;
  • “Благодарностью” от отдела по обеспечению функционирования образовательных учреждений Ленинского района Департамента образования за помощь в проведении городского праздника “Родная земля”.

“Благодарностью” отмечена вокальная группа “Поющие сердца” за творческие успехи на областном конкурсе авторской и патриотической песни “Вы слышите, звезды!”, посвященного 50-летию начала космической эры человечества, областного фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Номинация “Исполнитель” г. Екатеринбург 2007 г.

За 2006-2007 уч. год хор мальчиков “Поющие сердца” принял участие в 24 концертах.

В 2007-2008 уч. году в хоровом коллективе “Поющие сердца” 2 состава исполнителей.

  • I состав: концертный хор — 5–6-е классы — 37 участников;
  • II состав: подготовительный хор — 2–4-е классы — 76 человек.

Всего 113 человек.

Основные мотивы, которыми руководствуются дети и подростки, занимаясь вокально-хоровым пением:

  • получение дополнительных музыкальных знаний;
  • психологическая разгрузка после напряженной школьной деятельности;
  • возможность дополнительного общения со сверстниками;
  • возможность самораскрытия, самоутверждения;
  • возможность интересно, содержательно организовать свой отдых, досуг.

Хор мальчиков – это специфический творческий, очень сложный организм. К сожалению, мальчики, чья голосовая природа в домутационном периоде богаче голосов девочек того же возраста, в большинстве своём практически отлучены от художественного хорового пения. Причина заключается в вокальных, психологических и педагогических особенностях певческо-хоровой работы с мальчиками.

Известно, что мальчикам гораздо ближе внешкольные занятия, связанные с движением, они больше, чем девочки увлекаются играми, спортом, техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированные, чем девочки, более возбудимы. Во время репетиций постоянно удерживать внимание мальчиков довольно трудно. Опыт многих хормейстеров, работающих с мальчиками, свидетельствует, что в младшем возрасте они легче контролируют своё внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых, и поэтому плохо интонируют.

Первый год обучения уходит на постановку правильного певческого звукообразования развития музыкального слуха. Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. В хоре мальчиков происходит частая смена состава, связанная с мутацией(дети в этом случае должны молчать или петь в другой группе), и это может отразиться на исполнительском уровне коллектива.

Текучесть состава у мальчиков выше, чем в хорах девочек. Причины этого кроются в самой форме хоровых занятий, их известной статичности, требующей усидчивости и длительного сосредоточивания внимания, что мальчикам даётся труднее, чем девочкам.

Все эти и другие специфические особенности, свойственные мальчикам, требуют от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе.

Вследствии большой подвижности мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет, а также широкого круга их интересов, мальчиков труднее привлечь в хор, чем девочек.

Поэтому руководитель хора должен найти особые пути, чтобы заинтересовать мальчиков пением. Иногда надо побеседовать о значении музыки, хорового пения, убедить мальчика в перспективности его голоса.

Мальчики охотно поступают в хор, где руководитель умеет сочетать работу с занимательными играми.

Немалую роль играют также бесседы с родителями о значении хорового пения для общего воспитания мальчика. Вызвать уважение родителей к занятиям пения не менее важно, чем воспитать у самих мальчиков привязанность к хору. Твёрдая заинтересованность родителей в посещении их сыном хоровых занятий часто определяет долголетнюю работу мальчика в коллективе. Важно, чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий хором на развитие их сына. Поэтому Хор мальчиков “Поющие сердца” традиционно в канун праздника 8-го марта проводит отчётный концерт для мам участников коллектива.

Хоровое пение – это одна из самых естественных, доступных и любимых детьми форм творческого самовыражения, и наиболее подходящая для эстетически – нравственного воспитания и развития личности. Поэтому в наш хор мальчики идут заниматься с большой радостью.

Список литературы:

  1. Алиев Ю. Настольная книга школьного учителя-музыки. М.2000.
  2. Жарова Л.М. Начальный этап обучению хоровому пению. М.1981
  3. Педагогика. Под. Ред. Смирнова С.А. М.1998.
  4. Рачина Б.С. Петь в хоре может каждый. М. 1991.
  5. Струве.Г.А. Детская хоровая – эффективная форма массового музыкального воспитания детей. М. 1978.
  6. Шереметьева В.А Пение и воспитание детей в хоре. В.1998.