Активизация познавательной деятельности учащихся средствами ТЗКМ (технологии развития критического мышления)

Разделы: Русский язык


Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

За время своей педагогической работы мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания, наибольшая же эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми.

К эффективным технологиям развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения, ТРИЗ, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения.

В нашей школе многие учителя работают в технологии РКМЧП. Основа технологии — трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.

Особый интерес представляют приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП, некоторые из которых были использованы в представленном уроке:

Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Тип урока: Анализ информационного текста.

Цель урока:

  1. Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
  2. Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

Задачи урока:

  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • совершенствовать навык критического осмысления текста;
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

Конспект урока развития речи в 7 классе

I фаза урока: ВЫЗОВ

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.

Деятельность учителя:

  • Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация учащихся.
  • Мотивация для дальнейшей работы.

Приёмы и методы:

проблемный вопрос, сформулированная проблема.

Ход урока

Запись темы урока: Тяжело в учении – легко в бою?

  • Слышали ли вы это высказывание раньше?
  • Кому оно принадлежит?
  • Согласны ли вы с высказанной мыслью?
  • О чём мог говорить Суворов?
  • Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?

Да                                 Нет

Комментарии

Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова

Возникает коллизия, формулируется проблема

II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

Деятельность учителя:

  • Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
  • Постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Приёмы и методы:

“ Шесть шляп мышления”

Ход урока

Вы высказались по данной теме, составили собственное представление о проблеме, теперь предлагаю вам познакомиться со статьёй Г. Смирнова.

Текст

Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости. Особенно не повезло почему-то Суворову. Со всех сторон несётся: тяжело в учении – легко в бою! Так, мол, говорил Суворов.

Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих товарищей, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! Суворов же говорил другое, а именно: тяжело в учении – легко в походе! В походе, а не в бою! Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

Ещё более нелепо толкование других слов Суворова, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. Репортёры убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все герои , только когда закопают в землю останки последнего русского солдата, только тогда закончиться война! Да задумайтесь, что вы говорите! От многих не осталось и клочка плоти, они действительно пропали без вести. Их невозможно похоронить! И что же? Не считать законченной ни одну войну в истории? Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов!

Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие последний солдат! И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(по статье Г. Смирнова)

1 шаг: индивидуальное чтение статьи

2шаг: анализ текста

Текст анализируется по группам. Каждой группе соответствует определённый тип мышления:

красная шляпа: чувства и интуиция

белая шляпа: информация черная шляпа: критика

желтая шляпа: логический позитив

зеленая шляпа: креативность

синяя шляпа: управление процессом

III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ

Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Деятельность учителя:

  • Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Приёмы и методы:

Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания

???

Обратите внимание на тему урока. Согласны ли вы с такой формулировкой?

ДА                                                НЕТ

Почему?

Является ли эта тема общей или это частная тема?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Какова же идея текста?

А какова цель урока?

Какое новое знание вы обрели на этом уроке?

Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания

Выход на рефлексию и на конечный “продукт”, оценивание собственной деятельности и её результата
Домашнее задание “от учащихся”: индивидуальное сочинение-рассуждение – ответ на вопрос, сформулированный в начале урока.  

Урок развития речи.

Основная мысль текста.

Технология: РКМЧП

Тип урока: работа с информационным текстом.

Урок русского языка в 6 классе

Фазы урока Деятельность учителя

Ход урока

Приёмы

I фаза

В

Ы

З

О

В

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы. - Скажите, нравится ли вам учиться?

- Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “учёба” или “обучение”?

- Составьте синквейн по этому слову.

Обучение

Интересное, занимательное

Развивает, совершенствует, докучает

Каждому человеку необходимо учиться

Прогресс

- А знаете ли вы, что учение может быть разным?

Проблемный вопрос

Синквейн

II фаза

О

С

М

Ы

С

Л

Е

Н

И

Е

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”. - Вот, что по этому поводу пишет С. Соловейчик.

Фрагмент №1

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

  • Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?
  • Какое учение вы бы назвали “учением с мучением”?....а какое – “учением с увлечением”?

Фрагмент №2

Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.

Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять зто мучение!

  • Знакома ли вам такая ситуация?
  • Сделайте предположения, как же складывается день, когда человек учится с увлечением?

Фрагмент №3

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?

Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит… А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: “Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?” просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.

  • Какие ваши предположения подтвердились?
  • А вы согласны с автором?

- Понравился ли вам текст? Чем?

- Стремится ли автор воздействовать на читателей?

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?

- Какова задача или цель этого текста?

- Каким образом мы можем выразить своё отношение к написанному?

Аналитическое чтение-приём “Чтение с остановками”

III фаза

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания, написание отзыва о прочитанном Составьте синквейн по ключевому слову этого текста.

Учение

Мучительное, увлечённое

Развивает, совершенствует, докучает

Учение с увлечением – счастливая жизнь

Закон

- Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении?

Домашнее задание: напишите отзыв о прочитанном тексте

Синквейн

Отзыв

В процессе обучения человек должен учиться мыслить, находить выход из сложных ситуаций, отличать разумное от неразумного, осваивать принципы логического мышления, учиться понимать, что такое факты, и устанавливать связь между общим и частным. Человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Не каждый в состоянии вспомнить все, что он изучал и о чем его спрашивали на экзаменах, но такие навыки, как умение изучать и планировать свою деятельность, не забываются. Именно активные и интерактивные модели обучения позволяют выработать и развить эти жизненно важные умения и навыки.