Проблемы дидактических игр на уроках химии в школьной практике учителя

Разделы: Химия


Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети "заражаются" жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит'.

Как же привить детям интерес к химии, поддержать активность на протяжении всего урока?

Над этим я стала задумываться с той самой минуты, когда впервые переступила, порог школьного класса.

С самого первого дня я задавала себе вопрос "Чего я хочу от грядущего рабочего дня?" Хочу быть понятой моими учениками, хочу принимать каждого из них в нашей совместной работе, хочу ладности, спаянности и успеха в деле. У спеха хочу в каждом уроке в занятии кружка, факультатива.

Но это уже не минутное раздумье.
Есть некий час,
Как сброшенная клажа,
Когда в себе гордыню укротим,
Час ученичества – он в жизни каждой
Торжественно неотразим

Чем дальше учительствую, тем больше убеждаюсь в истинности этого утверждения Марины Цветаевой. С особенной признательностью ощущаю это теперь, когда в условиях современного общества, что учителю как никогда необходимо не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приемов во всей школьной работе, во всех школьных отношениях.

Предложив учащимся на первом уроке ответить на вопрос анкеты "Каким бы ты хотел видеть уроки химии?", я поняла, что не одинока в решении своей проблемы, ребята хотят учиться, они хотят как можно лучше и глубже знать предмет, потому что в анкетах они писали: "Хочу, чтобы уроки были интересными, понятными и чтобы задавали интересное”.

С каждым днем я понимала, что каждый урок - это атом человеческой энергии, шаг к созреванию интеллекта, кирпичик в основании прекрасного здания, имя которому - Развитие и Знания, без чего не возможен мыслящий, деятельный человек – творец.

Вот те моменты, которые, пожалуй, привели меня к попыткам использовать дидактические игры на уроках химии.

Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи:

  1. Привитие интереса к изучению предмета
  2. Снижение перегрузки учащихся
  3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Решение этих задач я предполагаю выполнить за счет разработок уроков – дидактических игр. Решению проблемы будет способствовать накопление материала.

Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действии, в вещи. Энергия ребенка требует выхода и он играет.

Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных химических идей, Т.е. обучать химии в процессе игры.

Дидактические игры - это игровой метод обучения, известный в педагогике более полувека. Однако только в последние годы учителя стали уделять этому педагогическому средству должное внимание.

Замечу, что большинство учебных программ для компьютеров разработаны с использованием игровых моментов, внимание обучаемых направленно в первую очередь на игровое действие, а уже в процессе игры оно незамечено выполняет задачу. Психологи отмечают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузку учащихся.

Почти во всех работах, посвященных проблеме обучения химии, указывается на важность и необходимость развития творческих способностей учащихся в процессе изучения школьного курса химии. Одна из таких проблем - это игра, которой, по-моему, мнению, недостаточно пользуются в практике обучения.

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка, при проведении тематических вечеров, а возможности использования дидактических игр в учебном процессе в известной мере недооценивали.

Существенными причинами в этом явились:

  1. отсутствие методических разработок по данному вопросу,
  2. нехватка личного времени учителя для создания дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

До сих пор еще многие учителя - предметники дисциплин естественнонаучного цикла считают, что игра – это развлечение, а вот обучение – это труд. Такой подход к проблеме игры характерен для традиционной педагогики с ее системой передачи информации.

Многие учителя если и используют игровые компоненты обучения в процессе преподавания химии, то чаще всего в виде игр-упражнений, способствующих запоминанию, довольно распространенные виды игр на уроках химии – учебное лото, химические шашки, домино, кроссворды, викторины. Характерная особенность этих игр в том, что они предполагают деятельность школьников на репродуктивном уровне при применении знаний и наиболее эффективно используется при проверке знаний.

Современные советские и зарубежные педагоги и психологи считают, что игры такого типа наводнили школу еще в 18 веке и на данном этапе устарели и, рассматривая эволюцию игры, - они прослеживают ее путь от простейших форм (игры-упражнения, символические игры, соревнования) до творческих игр, указывая, что одна из современных тенденций школьного обучения – интеграция творчества и игры.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения воспитания и развития. Основные обучающие воздействия принадлежат дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляет активность детей в определенное русло.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно, дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к химической деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуации при урочной форме занятии.

Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи:

  1. Привитие интереса к изучению предмета
  2. Снижение перегрузки учащихся
  1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Решение этих задач я предполагаю выполнить за счет разработок уроков – дидактических игр. Решению проблемы будет способствовать накопление материала.

Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действии, в вещи. Энергия ребенка требует выхода и он играет.

Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных химических идей, Т.е. обучать химии в процессе игры.

Дидактические игры - это игровой метод обучения, известный в педагогике более полувека. Однако только в последние годы учителя стали уделять этому педагогическому средству должное внимание.

Замечу, что большинство учебных программ для компьютеров разработаны с использованием игровых моментов, внимание обучаемых направленно в первую очередь на игровое действие, а уже в процессе игры оно незамечено выполняет задачу. Психологи отмечают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузку учащихся.

Почти во всех работах, посвященных проблеме обучения химии, указывается на важность и необходимость развития творческих способностей учащихся в процессе изучения школьного курса химии. Одна из таких проблем - это игра, которой, по-моему, мнению, недостаточно пользуются в практике обучения.

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка, при проведении тематических вечеров, а возможности использования дидактических игр в учебном процессе в известной мере недооценивали.

Существенными причинами в этом явились:

  1. отсутствие методических разработок по данному вопросу,
  2. нехватка личного времени учителя для создания дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

До сих пор еще многие учителя - предметники дисциплин естественнонаучного цикла считают, что игра – это развлечение, а вот обучение – это труд. Такой подход к проблеме игры характерен для традиционной педагогики с ее системой передачи информации.

Многие учителя если и используют игровые компоненты обучения в процессе преподавания химии, то чаще всего в виде игр-упражнений, способствующих запоминанию, довольно распространенные виды игр на уроках химии – учебное лото, химические шашки, домино, кроссворды, викторины. Характерная особенность этих игр в том, что они предполагают деятельность школьников на репродуктивном уровне при применении знаний и наиболее эффективно используется при проверке знаний.

Современные советские и зарубежные педагоги и психологи считают, что игры такого типа наводнили школу еще в 18 веке и на данном этапе устарели и, рассматривая эволюцию игры, - они прослеживают ее путь от простейших форм (игры-упражнения, символические игры, соревнования) до творческих игр, указывая, что одна из современных тенденций школьного обучения – интеграция творчества и игры.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения воспитания и развития. Основные обучающие воздействия принадлежат дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляет активность детей в определенное русло.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно, дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к химической деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуации при урочной форме занятии происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи,
  2. учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры,
  3. учебный материал используется при качестве средства игры,
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу и игровую
  5. успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом

В чем же специфика дидактической игры, ее существенный признак?

Во-первых, урок - дидактическая игра состоит из следующих этапов, представленных в блок – схеме №1.

Во-вторых, игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает от всякой другой деятельности. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенными признаками:

  1. наличие чётко поставленной цели обучения;
  2. педагогическим результатом.

Они могут быть обоснованы, выделены в явном виде, характеризоваться учебно-познавательной направленностью.

Структурные компоненты дидактической игры можно представить в виде схемы № 2

Деятельность каждого структурного компонента можно представить в таблице №1.

Структурные компоненты

Деятельность структурного компонента

1) Игровой замысел -выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.
2) Правила -определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
3) Игровые действия -регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.
4)Познавательное содержание дидактической задачи -заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
5) Оборудование -включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.
6) Результат -это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих правил, дидактическая игла или не возможна или теряет свою специфическую - форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

Поэтому при подготовке к таким урокам необходимо:

  1. составить краткую характеристику хода игры (сценарий);
  2. указать временные рамки игры;
  3. учесть уровень знаний и возможные особенности учащихся;
  4. реализовать межпредметные связи.

По дидактическим задачам урока - уроки дидактические игры можно классифицировать следующим образом:

схема №3

Таблица № 2

 

Обучающие

Контролирующие

Обобщающие

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ЦЕЛИ

приобретение знаний, умений и навыков во время игры или подготовки

повторение, закрепление и проверка ранее полученных знаний

приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях, требующих интеграции знаний.

 

Характер

дидактических игр

(в зависимости от дидактической цели урока)

1) продуктивный 4) конструктивный
2) репродуктивный 5) практический
3) теоретический 6) воспитывающий

Форма

дидактических игр

1) Игра-состязание; 7) звездный час; 13) химический вернисаж;
2) олимпиада; 8) что? где? когда? 14) хоккей;
3) КВН; 9) брейн-ринг; 15) путешествие.
4) поле чудес; 10) счастливый случай;  
5) марафон; 11) ярмарка;  
6) конкурс; 12) посиделки;  

Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знание школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решении которой требует проявления деятельности.

Применение на уроках химии дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса химии.

В своей практической работе я часто использую уроки дидактических игр, в которых реализую идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщение детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное - обучение химии.

Я понимаю, что дидактические игры не заменяет в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их, и такое сочетание позволит нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе.

Приложение 1

Приложение 2