Открытый урок по истории России в 8-м классе по теме "Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века"

Разделы: История и обществознание


Тема. Либеральные реформы 1860-1870 годов.

Цель. Раскрыть содержание и особенности либеральных реформ 1860-1870 годов, доказать, что они являлись продолжением реформы 19 февраля 1861г.

Задачи

  • Образовательная: сформировать у учащихся представление о реформах 1860-1870 годов: земской, городской, судебной, военной, сравнить реформы, определить достоинства и недостатки.
  • Развивающая: создать условия для развития устной и письменной речи учащихся, внимания, мышления, исторического воображения, умения работать по карте, создание условий для самореализации личности ученика, творческого применения полученных знаний на уроке.
  • Воспитательная: воспитание содружества, сотворчества, патриотизма.

Оборудование. Учебник, карта, энциклопедия, пакеты документов для работы в группах, сюжет для проведения театра-экспромта, словарь, свиток.

Основное содержание. Введение местного самоуправления: земства и городские думы Новые судебные уставы. Всеобщая воинская повинность. Реформы в области образования и печати.

Основные понятия. Земства, управы, присяжный поверенный, присяжный заседатель.

Оформление доски

  • Тема урока.
  • Терминология.
  • Карта.
  • Схема по земской реформе (составляется совместно с учащимися в течение урока).

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание

Доброе утро!

(Урок начинается нестандартно, со стихотворения, написанного учителем.)

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще,
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может от одной твоей руки
Зависит все, что будущим зовется.

Ребята, вам нужно осознать свою роль в истории государства. От вас зависит будущее нашего Отечества. Известно, чтобы не допустить ошибки в будущем, нужно хорошо знать прошлое. Сегодня нам предстоит исследовать преобразования 1860 - 1870 годов, выявить их особенности, проанализировать достоинства и недостатки реформ.

2. Актуализация опорных знаний

Но прежде обратите внимание на предмет, лежащий у меня на столе. Что это? (Свиток.)

Игра: «Интеллектуальная разминка» (за правильный ответ ученик получает жетоны).

  1. Какой исторический период изучаете?
  2. Кто правит в данное время?
  3. Какое родственное отношение имеет Александр II к Николаю I?
  4. В 1856 году Александр II, беседуя с дворянами в Москве, сказал знаменитые слова: «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Как вы понимаете данное выражение?
  5. Какие причины делали необходимой отмену крепостного права в России?
  6. Реализовал ли Александр II сказанное дворянам? Докажите.
  7. Какие права получили крестьяне сразу по оглашению Манифеста 19 февраля 1861 года.
  8. Кто такие временнообязанные?
  9. Какой приблизительно надел должен был получить крестьянин в результате реформы? Почему такая разница?
  10. В чем историческое значение реформы отмены крепостного права?

Обобщение учителя

Таким образом, реформа 1861 года имеет большое историческое значение: крестьяне получили свободу, гражданские права; наделы земли, хотя и некоторое время оставались временнообязанными.

Отмена крепостного права повлекла за собой ряд других реформ. Какие были проведены реформы, почему они так назывались, каковы их особенности - вот проблема нашего урока, которую нужно решить.

3. Совместное изучение новых знаний, (запись темы в тетрадь)

План:

  1. Земская реформа.
  2. Городская реформа.
  3. Судебная реформа.
  4. Военная реформа.

Земская реформа

Работа с картой.  Российская империя - огромное государство и управлять им было трудно. Россия была поделена на губернии и уезды. Однако прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Почему необходимо было реорганизовать систему местного самоуправления? (Вопрос на размышление).

Работа с учебником - страница 130.

Итак, 1 января 1864 года императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Обращение к словарю «Земства» - это…

Итак, земства - органы местного самоуправления.

Составление схемы по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях».

Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на 3 курии. Что такое курия, что она собой представляет? Ответить на вопросы вам поможет учебник.

(Работа по рядам, затем фронтальная работа с классом.)

1 ряд - страница 131, абзац 1
2 ряд - страница 132, абзац 2
3 ряд - страница 132, абзац 3

На какие органы делились земства: распорядительные и исполнительные.
Кто входил в состав земских собраний? (Все сословия.)
Чьи интересы защищали земские управы? Почему?
Определите функции земских учреждений.

Работа с картой (на карте некоторые административные единицы Российской империи выделены флажками).

Обратите внимание на карту. Как вы думаете, что обозначают данные флажки?

В Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - земство не было введено, т.к. там отсутствовало дворянское землевладение.

Органы местного самоуправления не были введены в Польше, Литве, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе, т.к. там помещики не были русскими (стремление к независимости, самоопределению).

Итак, опираясь на полученную схему, подумайте и отметьте достоинства и недостатки реформы.

Достоинства:

  • Все сословия
  • Успех сторонников конституционного правления
  • Улучшение положения народных масс.

Недостатки:

  • Выборы по сословному признаку
  • Выборы по имущественному цензу
  • Круг вопросов ограничен.

Городская реформа. Судебная реформа. Военная реформа.

Дальнейшую деятельность мы смоделируем следующим образом. Будем работать в творческих группах.

1 группа - городская реформа.
2 группа - судебная реформа.
3 группа - военная реформа.

Ваша задача - опираясь на материал в учебнике, дополнительную информацию, опорные понятия сконструировать схему. Защитить ее Вам раздаю пакеты документов.

(Данная работа осуществляется по аналогии со схемой земской реформы; раздаточный материал включает: информацию о номере страницы в учебнике, дополнительную информацию о соответствующей реформе, опорные понятия, вопрос проблемного характера – см. Приложение).

Если возникнут вопросы, не стесняйтесь, поднимайте руки, я подойду.

Работа в группах - 5 минут.
Защита работы - 1-2 минуты.

Обобщение учителя

Мы проанализировали реформы Александра П. Выяснили, что в Российской империи был провозглашен принцип всесословности, все сословия принимали участие в выборах. Преимущество у дворян. Возместили ли дворянству утрату прежней власти?

4. Закрепление

Решение проблемного вопроса.

Реформы либеральные - либерализм (страница 10) - течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (определение понятий).

Театр-экспромт: «Импровизация на тему....»

Работа в группах. Разыграть театр - экспромт, (подготовка - 3-4 минуты).

По истечении данного времени группы показывают подготовленные инсценировки. Учитель оценивает работу каждой группы.

Группам учащихся раздаются задания на карточках:

1. «Земская реформа»

Сюжет: Заседание земского собрания.

Роли: Земские гласные (2 человека); Члены управы (2); Председатель уездной управы; Ходатаи (1).

Ходатай просит починить дорогу, чтобы наладить торговлю.

1-й Ходатай: Господа земские гласные. Торговля совсем плохо идет. Дорогу бы починить. Помогите.

Председатель уездной управы: (ваш вариант ответа)

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя.

2. «Военная реформа»

Роли: Сельский староста; Крестьяне.

Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше-то тоже забирали, да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть...(Составьте диалог.)

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя.

3. «Судебная реформа»

Дело о краже курицы. Курица забралась в чужой огород, владелец которого ее поймал и сварил. Хозяин курицы предъявил иск в волость.

Роли: Крестьянин-обвиняемый, Крестьянин-обвинитель, Волостной старшина, члены волостного суда (4).

(Приговор - пороть (до 27 розог) + штраф (до Зр. ).

Выпоротый решает пожаловаться мировому судье на причиненный его доброму имени ущерб. (Составьте диалог.)

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя.

Обобщение учителя.

5. Оценивание учащихся. Домашнее задание

Подведение итогов (учитывается количество жетонов, которые имеют разные цвета, символизирующие дифференцированные вопросы). Оценки.

Домашнее задание: прочитать параграф 21, страницы учебника  130-135, уметь сравнивать реформы, составить свои тесты, ребусы по понятиям.

Спасибо за урок! Благодарю за сотрудничество!