Проектный подход к выбору учащимися технологического профиля

Разделы: Администрирование школы


Образование – не самоцель. Это средство для развития общих и специальных способностей человека, подготовки его к самостоятельной жизни и конкретным видам труда. Если в основной школе акцент делается на общие способности ребенка, то в старшей на первый план закономерно выступают способности специальные, поскольку они напрямую связаны с выбором направления будущей трудовой деятельности и профессии.

Модернизация образования и переход к профильному обучению ставит учащегося в условия необходимого выбора и самоопределения, не смотря на то, готов он сделать правильный выбор или нет, чтобы продолжить обучение он обязательно этот выбор должен сделать. И как много здесь зависит от школы, в которой он учится. Как подготовить ученика к выбору? Концепция профильного обучения предлагает организацию предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования - курсы по выбору и в этих целях ставит необходимостью:

- увеличить часы вариативного (школьного) компонента базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
- при организации обязательных занятий по выбору ввести деления класса на необходимое число групп;
- образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.

Конечно, не все учащиеся школы идут на третью ступень обучения и здесь определена важная и основная функция предпрофильности – профориентационная. Курсов выполняющих эту функцию должно быть по возможности много и они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору рекомендуют вводить постепенно, поскольку единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения “поля возможностей и ответственности”.

В любой школе складывался свой спектр предшественников предлагаемых курсов – факультативных и кружковых занятий, зависящих не только от востребованности учащимися, но и от возможностей и увлечений кадрового состава школы – учителей. К тому же, учитывая возможную краткосрочность курсов по выбору, несомненно, что один учитель должен разработать и дать учащимся за год несколько курсов (учитывая расчет заработной платы).

Необходимо отметить важность профориентационности и на третьей ступени, поскольку очевидно что, познавательные потребности и жизненные планы — категории взаимообусловленные. Если познавательные интересы рождаются в процессе изучения тех или иных предметов, то жизненные планы — еще и следствие изучения самого себя, своих интересов, склонностей и способностей, а поэтому школа должна предоставить ученику выбор профиля. “Один из одного – не выбор”. На мой взгляд, помимо академических профилей: естественно-научный, естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, обязательным должен стать технологический.

Чаще в школе большее внимание уделяется первым нежели последнему. А ведь здесь можно поспорить! К примеру, нет таких профессий — физико-математические. В одной из наиболее распространенных их классификаций, разработанной академиком РАО Е.А.Климовым, выделены такие группы профессий, как “человек — техника” и “человек — природа”. Скажем, математику отождествляют с профессией инженера. Однако инженер — это специалист, который, прежде всего, хорошо разбирается в технике и технологиях соответствующей отрасли производства. А знание математики нужно ему лишь для осуществления расчетов.

Учащиеся на вопрос “Что являлось целью вашего обучения в школе?” ответили следующим образом: поступить в вуз — 52 %, стать образованным — 14 %, добиться цели — 8 %, затруднились ответить — 26%.

Работать по специальности после окончания вуза собираются лишь 18 % опрошенных; больше половины вообще не знают, чем они будут заниматься. Отсюда и вытекает крайняя необходимость профориентации, которая может осуществляется и в школе, и в межшкольном учебном комбинате, численность последних, к сожалению, открытых по стране, сократилась.

В связи с таким положением технологическому профилю в школе не должна отводится второстепенная роль, тем более, что “Технология” как школьная дисциплина, ставит перед учащимися задачу не просто усвоить по возможности больший объем знаний (с позиции потребителя), но и реализовать их в полезных и, прежде всего, другим людям – конкретных вещах (позиция созидателя). Вот где идет практическая подготовка школьников к жизни и труду!

Необходимо отметить, что здесь важную роль должны играть учителя технологии, черчения, изобразительного искусства. Уже давно под руководством С.Н. Чистяковой разработана примерная программа курса “Профессиональное самоопределение”, но она не может пробиться в школу из-за недостаточной подготовки, текучести кадрового состава.

Необходимо искать свои пути повышения рейтинга данной образовательной области, ее действительной значимости, а главное, какие бы проблемы не вставали перед администрацией школы и педагогами – нельзя забывать о детях, которые могли бы именно в ней добиться каких-то значимых результатов, а некоторые, как, например, слабоуспевающие или равнодушные к другим предметам, только в ней.

В современных социально-экономических условиях особое значение приобретают прежде всего подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, её самоопределение в будущей профессиональной карьере, что выпускник должен быть не просто знающим человеком, а умеющим, умеющим ориентироваться в жизненной ситуации и способным решать возникающие проблемы.

И необходимы такие методы, которые способствовали бы формированию у учащихся жизненно важных общетрудовых умений и навыков, технического и образного мышления, пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности и техническом творчестве, потребности в овладении общей и технической культурой, без которых невозможны полноценное становление личности, профессиональное самоопределение; способностей и стремления к творчеству, конструированию; развитию графической грамотности, внимания и наблюдательности, аккуратности и точности - важнейших элементов культуры труда, развивающих эстетический вкус.

Проектная деятельность - один из методов, который позволит обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности, повысит мотивацию к обучению и, используя интеграцию предметов, даст возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность выводит ученика за границы урока, курса, учебника, представляет проблему объемно, с позиций разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности. Метод проектов имеет большое социальное значение, т. к. образование становится делом личного самоопределения конкретного человека. Школьное образование как база для дальнейшего обучения и получения профессии должно обеспечить элементарную конкурентоспособность молодого человека в социуме.

Готовность молодежи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает умение думать, собирать информацию, анализировать, выдвигать идеи.

Проектный метод обучения стал сердцевиной методики технологического образования как интегративный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную или общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Помимо того, у них создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проектного метода. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Особый интерес представляет осуществление интегрированных учебных проектов, предполагающих длительную, целенаправленную совместную работу учителей технологии с другими педагогами-предметниками. Отправной точкой такого сотрудничества является создание “Банка интегрированных творческих проектов”. Особенность их, если коротко, состоит в следующем: на уроке технологии, или на занятиях курса по выбору, изготавливается то или иное изделие как проект, а на уроках по основам наук осуществляется его защита. В литературе можно встретить достаточно много вариантов интегративных проектов, выполненных учащимися под руководством учителей технологии, изобразительного искусства и словесников.

Осуществление творческих проектов может проходить и внутри каждого отдельно взятого предмета на уроках, через работу курсов по выбору или элективных, через работу творческих объединений или просто во внеурочное время. Учителя ИЗО тоже не остаются в стороне от инновационных процессов. Детей, выбравших профессию, связанную с художественным трудом и поступающих в художественные высшие и средние учебные заведения не так много в практике обычной неспециализированной школы, а просто попробовать себя творцом желает почти каждый и ребенку должна быть предоставлена эта возможность, тем более, что все шире становится востребованной профессия дизайнера.

Работа педагога в рамках ознакомления школьников с дизайном, ориентирована на решение своих специфических задач: развить фантазию, творческие способности и дизайнерское мышление; привить навыки комплексного решения функциональных, экономических и эстетических задач с учетом методики художественного конструирования; выработать навыки использования графических и объемно-пластических средств для решения творческих задач в процессе проектирования; создать условия для формирования навыков проектирования.

Несомненно, что только при выполнении изделий учащиеся осознанно могут подойти к технологическим процессам, к выбору способов и приемов, материала, а проектирование изделий с учетом их функционирования в определенной среде способствует развитию аналитической деятельности школьников.

Чтобы заинтересовать школьников проектированием, необходимо:

  • объяснить суть проектного метода на примерах инженерных, дизайнерских видов деятельности, его экономичность;
  • обсудить варианты выполненных ранее проектов (содержание, объем, требования к оформлению, сложность, многообразие), сделав акцент на элементах творчества;
  • предложить перечень возможных тем проектов;
  • ознакомить с процедурой выполнения проекта, его защиты и оценивания

Во время разработки проекта создавать условия для успешной работы учащихся:

  • поддерживать интерес к проектной деятельности, веру в успешность работы и веру в свои силы;
  • ориентировать учеников на реальный результат деятельности с учетом его способностей;
  • поощрять способность учеников к творческому поиску.

Нелегко дается смена образовательной парадигмы, смена концептуальных оснований профессионального мышления педагогов, переориентация их от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному).

Поэтому начинать следует с “ликбеза”, т.е. простого обучения всех педагогов общему методу и алгоритмам проектирования. При этом достигаются две цели. Педагогический коллектив перестает быть пассивным участником преобразований, а, кроме того, педагоги начинают внедрять метод проектов и в образовательную деятельность учащихся.

Самый сложный момент при введении учебных проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут “вынесены на проектирование”. Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.

Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

По мнению ряда исследователей метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (через рассказ или пояснение). В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, а главное ощущать себя членом команды.

Осуществляя свои творческие проекты ребенок должен быть заинтересован не только в конечном результате (изготовление и оценка), но и в дальнейшей возможности применения своей работы, своей идеи в более расширенном плане, как, например, создание предприятия, изготовляющего данную продукцию, причем четкого определения его рентабельности. Пусть это будут игры во взрослую жизнь. Но жизнь любого живого существа начинается с игры. И, чем сложнее эти игры, тем более ребенок будет подготовлен к ожидающим его реалиям.

Выполняя творческие проекты в рамках предпрофильного обучения, перспективной целью их дальнейшего развития должна являться разработка проекта своего собственного малого предприятия, а это невозможно без знаний экономики, основ предпринимательского дела. Технологический профиль даст возможность в полной мере эту цель реализовать, хотя, увлеченные педагоги и за два часа и за один час (в некоторых школах)в неделю предмета технологии эту возможность детям дают, но это мало. И детей выполняющих такую работу единицы, поскольку основа всему – энтузиазм педагога и неравнодушие к детям.

Проектный подход вместе с развитием творчества, несомненно, повысит рейтинг данной образовательной области и реально даст выпускнику большее поле определения своего дальнейшего пути – своей образовательной траектории.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования.
  2. Агеева А.И., Новоселова В.П. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников. Кемерово, 2001.
  3. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. М., 1995, № 6, с. 39-47.
  4. Малышева Н.А. Интегрированные творческие проекты// школа и производство, 2003, №7, с.33.
  5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с. 96.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии,1997, № 1,с. 116-119.
  2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997.
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, № 9, с. 177-180.
  4. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч. 2000, №3, с.10-21.
  5. Концепция проекта “Город как школа”: помощь и поддержка // Новые ценности образования / Под ред. Н.Б. Крыловой. Вып. № 6. М., 1996, с. 121-124.
  6. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7, с. 151-157.
  7. Новикова Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности // Предпринимательство и занятость юных. М., 2000, № 8-9, с. 22-29.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999, с. 223.
  9. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
  10. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с. 83-128.
  11. Чистякова С., Дмитриева Л., Щигирева О. Развитие проекта “Город как школа” // Новые ценности образования / Под ред. Н.Б. Крыловой. Вып. № 5. М., 1996, с. 50-53.
  12. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М., 1993.
  13. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: “Два Три”, 1996, с. 610.