Сценарий заседания Лаборатории нерешенных проблем по теме "Характер человека"

Разделы: Школьная психологическая служба


Тема: «Характер человека»

«У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
 и, наконец, тот, который есть в действительности».

В. Гюго

Цель: познакомить учащихся с понятием «характер», помочь  в осознании своих особенностей и черт характера, развить навыки самоанализа и самовоспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «характер» человека?
2. Какие факторы влияют на формирование характера?
3. Меняется ли характер в течение жизни?

Оборудование:

1. Плакат с эпиграфом.
2. Плакаты с правилами работы групп.
3. Плакат с определением понятия  «характер».
4. Карточки с чертами характера для каждой группы.
5. Бланки желтого цвета с перечислением черт характера для каждой группы и для экспертов (Приложение 1).
6. Бланки зеленого цвета (Приложение 4).

Ведущий. Добрый  день,  ребята! Рассаживайтесь удобней, не  стесняйтесь  и  будьте  внимательны. Сегодня  мы  собрались, чтобы  поговорить на  тему «Характер человека».  Характером мы объясняем многие поступки, свои и чужие, иногда ищем в нем единственную причину наших промахов. Цель  нашей  работы  – выяснить, что мы понимаем под словом «характер»,  узнать, что или кто влияет на характер человека, а также выяснить, можно ли изменить свой характер в желательную для себя сторону.
Сегодня  мы  встретились  с  вами  на  очередном  заседании «Лаборатории  нерешенных  проблем». Кто-то  из  вас  уже присутствовал на наших заседаниях, а  кто – то  пришел  в  первый раз. Давайте вспомним, что же  обозначает  слово  ЛАБОРАТОРИЯ.

(Идет  обсуждение  в  группах).

Ведущий. Лаборатория – это  специально  оборудованное  помещение  для  проведения опытов,  исследования  проблем.
Мы  сегодня  будем  исследовать понятие «характер человека». Эпиграфом к заседанию нашей лаборатории мы выбрали слова известного писателя Виктора Гюго:  «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». У вас в ходе работы сформируется свое понятие о характере человека и свое отношение к словам В.Гюго.

Было бы хорошо, если бы слова эпиграфа были заранее написаны на доске или оформлены в качестве плаката.

Ведущий. В  начале работы я познакомлю вас с правилами работы  и представлю присутствующих на нашем заседании.

Сначала представляются группы учащихся, затем те люди, которые будут помогать  ведущему, анализировать работу групп. Это могут быть: классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог, учащиеся старших классов, увлекающиеся психологией.

Правила  работы:

1. Работаем  и  обсуждаем  в  группе.
2. Во  время  ответов  не  шумим, слушаем  внимательно.
3. Каждый  имеет  право  высказать  свое  мнение.
4. Каждый  имеет  право  на  ошибку.
5. Критикуем  не  человека, а  мнение.

(Правила работы оформляются на листах формата А-3 и находятся на доске перед глазами ребят)

Ведущий. Каждый из  вас уже  в той или иной степени владеет определением понятия «характер». Мы часто слышим, когда про одного человека говорят, что «у него несносный характер», а про другого – это человек с «золотым» характером. Так что же все-таки такое «характер»? Сейчас вы в группах за 3 минуты должны выяснить, как каждый из вас понимает это слово, и представить обобщенное мнение группы.

(Участники обсуждают в группах, а затем каждая группа представляет свое понятие и определение слова «характер»).

Ведущий.Очень хорошо, мы выслушали ваши мнения по этому вопросу. В ваших ответах было нечто общее, в чем-то они различались. А сейчас мы попросим наших консультантов рассказать нам, что же  означает слово «характер».

Консультация 1 

«Характер» – слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «чеканка», «печать». И действительно, характер, с одной стороны представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность. Сама жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определенного момента человек сам начинает чеканить свой характер. Но слова «чеканка», «печать» по отношению к характеру имеют еще одно существенное значение. Наш характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства. По этим проявлениям мы и судим о характере человека. Таким образом, характер – это неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых, индивидуальных свойств личности, которые складываются и проявляются в деятельности человека.

(Определение понятия лучше заготовить заранее на листе формата А3 и после обсуждения поместить на доске).

Ведущий. Вот мы и выяснили, что такое характер. Зная характер человека, его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации. А сейчас мы с вами должны выяснить, почему у каждого человека формируются свои индивидуальные черты характера. Следующее задание группам: за три минуты постарайтесь определить, что или кто влияет на формирование характера и представить ваше мнение для дальнейшего обсуждения.

(Участники обсуждают  задание в группах, а затем каждая группа представляет свое  мнение)

Ведущий. Очень хорошо, вы высказали много разных предположений, о том, что влияет на развитие характера, а сейчас послушаем мнение специалиста по этому вопросу.

(Педагог – психолог анализирует ответы каждой группы, подводит итог работы учащихся.)

Ведущий. У каждого человека свой индивидуальный набор черт характера. Кроме этого есть черты характера, которые человек хотел бы приобрести, а какие-то хотел бы изменить. Одни и те же черты характера могут помогать человеку в делах или, наоборот, мешать. Так, например, скромный человек правильно оценивает себя, не выпячивает свои достоинства. Но иногда излишняя скромность может помешать добиться успеха, проявить себя в какой – либо деятельности. Сейчас каждая группа получит карточку, на которой написана одна черта характера человека. Вы должны будете обсудить, как наличие этой черты в характере человека ему может помогать и мешать.

Карточка 1

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Карточка 2

АККУРАТНОСТЬ

Карточка 3

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

Карточка 4

УПРЯМСТВО

(Участники обсуждают задание  в группах, а затем каждая группа представляет свое  мнение)

Ведущий.Характер тесно связан с нашим восприятием мира, всего, что нас окружает. Иногда говорят, что характер это и есть определенная система взглядов, ценностей, отношений, которые приняли устойчивый вид, закрепились. Но ставить знак равенства между характером человека и его отношением к миру нельзя. Их основное различие состоит в том, что отношения человека быстрее подвергаются различным изменениям, а черты характера более статичны и для их изменения требуется намного больше времени. Например, сегодня вам нравиться общаться в компании новых знакомых, а через некоторое время вы начинаете замечать, что с ними не так уж и интересно, что юмор у них грубый и интересы ограниченные. Ваше отношение к этим людям тоже меняется. Но трудно представить, что вы  за одну или две недели сможете сами из спокойного и отзывчивого человека превратиться  в  упрямого и недружелюбного. Психологи делят отношения человека на такие группы:

  • отношение  к себе;
  • отношение к другим людям;
  • отношение к делу;
  • отношение к миру вещей и явлений.

Следующие задание, которое вам предстоит выполнить заключается в том, что вы попробуете из множества черт характера, которые лежат на подготовленных бланках  желтого цвета на ваших столах выбрать только те, которые характеризуют отношение человека:

  • группа –  к  самому себе;
  • группа – к другим людям;
  • группа – отношение к делу;
  • группа – к миру вещей и явлений.

Время на работу 5 минут.

Участники обсуждают задание  в группах, а затем каждая группа представляет свое  мнение. После выступления групп выслушивается комментарий психолога, который обобщает работу групп и указывает на возможные ошибки в выполнении задания.

Ведущий. Сегодня вы узнали, что такое характер, как он формируется, какие черты характера бывают, как они проявляются в деятельности человека. А сейчас каждая группа получит карточку с высказыванием известных людей или с народной мудростью по теме нашей лаборатории. (Приложение 2) Ваша задача обсудить в группе, как вы понимаете смысл данного высказывания, согласны ли вы с  этим мнением.  Время на работу в группах – 2 минуты. После этого представитель каждой группы громко зачитывает высказывание и дает комментарий к нему. Все остальные могут помогать и дополнять.

Участники обсуждают задание  в группах, а затем каждая группа представляет свое  мнение. Будет хорошо, если обсуждаемая участниками фраза сразу же будет появляться на доске. Лучше всего распечатать их на листах формата А3 и по мере выступления групп крепить к доске.

Ведущий. На сегодняшнем заседании нашей лаборатории вы проявляли активность, любознательность, работоспособность. Наше последнее задание поможет вам оценить,  насколько точно мы с вами исследовали понятие  «характер человека».   Из определений, которые написаны на бланках зеленого цвета выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие характер, дайте обоснование своего ответа.

Участники групп проводят обсуждение и высказывают свои мнения.

Ведущий. Вот и подошло к концу очередное заседание нашей лаборатории. Сейчас педагог-психолог  проанализирует вашу работу, как вы обсуждали вопросы в группах, насколько были активны.

В своем выступлении педагог-психолог не только анализирует работу учащихся в группах, но и предлагает всем, кто хочет узнать лучше свой характер обратиться к нему для проведения диагностики и консультирования.

Ведущий. Спасибо всем  за  работу. Я думаю, что информация, которую мы подготовили,  была  для вас  интересна и полезна. Сейчас я попрошу вас заполнить рефлексивные листы  (Приложение 3). До встречи на следующем заседании нашей лаборатории, тема которой…