Урок русского языка в 3-м классе с применением здоровьесберегающей технологии профессора В.Ф. Базарного по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Закрепление пройденного об имени прилагательном, умения определять род и число имён прилагательных.
  2. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи.
  3. Развитие памяти, внимания, координации движения.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.
  5. Сохранение здоровья учащихся.
  6. Учит оценивать самого себя, работы товарищей.

Оборудование урока:

  • Аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Ещё дуют холодные ветры».
  • Предложение на логопедической дорожке.
  • Сигнальные карточки с названием родов.
  • Рисунки растений:
  1. перелеска;
  2. ландыш;
  3. медуница;
  4. кактус.
  • Индивидуальные карточки для игры «Корректор»:
  1. карточки со словами;
  2. карточки с окончаниями имён прилагательных;
  3. карточки самооценки;
  4. карточки «Состав слова».

Ход урока

1. Организационный момент.

Слышите, звенит звонок,
Говорит: «Начнём урок!»
Займите свои места, ребята.

2. Поэтическая минутка.

Звучит запись стихотворения А. С. Пушкина «Ещё дуют холодные ветры».

  • Какое время года описывает А. С. Пушкин в своём стихотворении?
  • Докажите.
  • С помощью, каких слов автор передаёт признаки природы?
  • Какие это части речи?

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о весне красне, о первых весенних цветах. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья. – имена прилагательные.

Одновременно с этим мы будем повторять всё, что мы знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде, о родовых окончаниях прилагательных в единственном числе.

4. Минутка чистописания. Зрительные метки.

- Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.

Прочитайте сочетания букв на зрительных метках. Какие соединения мы используем?

яя; ая; ий; ый; ое; ее; ие.

- Прочитайте хором строчку. Что она напоминает?

- Простым карандашом, с помощью замкнутой линии, разделите эти соединения на группы. Объясните свои действия.

- Хорошо. Эти соединения нам пригодятся на протяжении всего урока. Пропишите в тетради.

Возьмите полоски, закрасьте первый квадратик в нужный цвет.

5. Словарная работа.

- Разговор у нас пойдёт о растениях, значит, посвятим этой теме и словарную работу.

  • Какое кудрявое чудо – дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается на солнце? Берёза.
  • Какое дерево называют «спичечной королевой»? Осина.
  • Как их назвать, одним словом? Растения.

- Без какой части растения не могут жить?

- А без чего не может существовать слово?

- От слова берёза образуйте однокоренные слова, выделите корень.

Берёзовый, берёзонька, подберёзовик.

Проверка: выберите нужные схемы.

- Отметьте на карточке оценку за работу.

Организация обучения в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. Этот приём создаёт предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.

6. Логопедическая дорожка.

- Встали. Читаем на логопедической дорожке:

  • бе рё;
  • зо ва;
  • я ро;
  • ща вес;
  • ной о;
  • жи ва;
  • ет.

- Запишите предложение. Разберите по членам предложения. Найдите словосочетание:

- Определите род имени существительного и имени прилагательного.

- Какое окончание имеет имя прилагательное и почему?

Оценивание работы.

7. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Шарик».

Педагог: представим, что мы надуваем шарик. Положите руку на живот. Надуем живот так, будто это большой воздушный шарик. Тогда мышцы живота надуваются. Это сильное напряжение неприятно. Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у вас маленький шарик. Сделаем свободный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам входит внутрь. И выдох спокойный, не напряжённый! Делайте, как я.

Вот как шарик надуваем! И рукою проверяем. Шарик лопнул - выдыхаем. Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко… ровно… глубоко…

(повторять 3 раза).

С правой и с левой стороны классной комнаты на уровне глаз учащихся расположены дорожки на которых набрано предложение, разбитое на слоги.
8.Динамическая смена поз.

9. Устный диктант с применением сигнальных карточек.

- Весеннее солнце, голубая вода, белая кувшинка, солнечный день, апрельское небо, талая вода, говорливый ручеёк, лёгкий ветерок.

- Какие окончания имеют прилагательные ж. р., м. р., ср. р.?

- Как определить род имён прилагательных?

10. Выборочное списывание с применением сенсорно–координаторного тренажа.

- Я, ребята, помогала вам сейчас определять род имён прилагательных. А сейчас задание для вас усложняется. На доске записаны слова. Что это за части речи?

  • голуб….
  • колюч…
  • душист..
  • лесн…

- К каждому из слов подобрать подходящие по смыслу имена существительные, которые расположены на подвижных «сенсорных крестах».

Организация обучения в режиме «динамических поз». Используются конторки, которые установлены на одной половине стола. За ней ученик работает стоя. за второй половиной стола ученик работает сидя. Через 15-20 минут происходит смена мест.

В четырёх верхних углах классной комнаты находятся подвижные «сенсорные кресты». На них учитель прикрепляет карточки с подписанными картинками: перелеска, медуница, ландыш, кактус. «Сенсорные кресты» приводит в движение. Учащиеся начинают фиксировать взгляд по очереди на каждую карточку.

- Прочитайте словосочетания. Ответ обоснуйте. Определите род прилагательных.

- оцените свою работу.

- Как назвать одним словом, слова, которые мы подбирали?

- Уберите лишнее.

- Почему?

- Как назвать, одним словом оставшиеся цветы?

- Какие раннецветущие растения вы знаете?

11. Физминутка. Сенсорно–моторный тренаж.

Смена динамических поз.

12. Работа над текстом. С. 185, упр. 495.

- Многие из раннецветущих растений являются лекарственными. Например: ландыш – его применяют при изготовлении лекарственных препаратов.

- Откройте учебники, прочитайте задание.

- Как вы понимаете слова «лесная аптека»?

- Спишите 1 предложение, вставив окончания прилагательных, и укажите род.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Поставьте карандашом отметку.

Закрасьте на полоске квадратик нужным цветом.

13. Игра «Корректор».

- Из редакции нам прислали задание. Нам нужно в тексте исправить ошибки. В типографии этим занимается корректор, человек, который исправляет ошибки. Проверьте текст на наличие ошибок.

Проверка: прочитайте словосочетания, в которых прилагательные имеют окончания:

- ое, ая, яя, ый.

- Оцените работу.

14. Составление предложений. Экологического панно.

- А сейчас возьмите карточки и пройдите к экологическому панно.

- Какие словосочетания можно дополнить словами с панно, чтобы получились предложения?

Запись предложений с комментированием.

Как определить род имён прилагательных?

- Какие окончания имеют имена прилагательные ж. р., м. р., ср. р.?

15. Итог урока. Релаксация.

  • Что нового вы узнали?
  • Чему учились?
  • Кто научился определять род имён прилагательных?
  • Что вам больше всего понравилось на уроке?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • Какие у вас есть предложения?
  • Ребята, почему говорят, что цветы радуют сердце на лугах?
  • Что мы с вами должны помнить, бывая на природе?

Не рви меня на поле,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю.
На солнце и траву.

Спасибо за урок!

На крестах расположен сюжетный комплекс «Времена года». Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. дети, находясь в положении свободного стояния, под команду учителя фиксируют взгляд на соответствующей данной цифре картинке. При этом совершают синхронно-сочетательные движения глазами, головой, туловищем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экологическом панно «Весна» прикреплены карточки со словами (панно висит на задней стене класса). Эта форма работы позволяет детям чувствовать себя раскрепощено.

Приложение 1

26.03.2008