Урок природоведения в 4-м классе по теме "О чем рассказывает глобус"

Разделы: Астрономия, Начальная школа


Оборудование.

  • карта звёздного неба,
  • плакат “Солнечная система”,
  • глобус,
  • аппарат теллурий,
  • мультимедиа.
  • экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Экспресс – опрос (проверка знания предметной терминологии):

  1. наука о космических телах,
  2. человек, занимающийся астрономией,
  3. прибор, с помощью которого наблюдают за небесными телами,
  4. первый человек, побывавший на луне,
  5. солнце и движущиеся вокруг него небесные тела,
  6. видимая граница неба и земной или водной поверхности,
  7. небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе,
  8. небесное тело, спутник Земли светящийся отражённым солнечным светом.

Проверка в парах по словарю. Ответы: астрономия, астроном, телескоп, Нил Армстронг, солнечная система, горизонт, звезда, луна.

3. Работа в группах по вопросникам (2 группы, в каждой группе по 5 человек, консультант проверяет знание материала, отмечает в учётной ведомости; учитель наблюдает, помогает)

Образец вопросника (учащиеся дома готовят вопросник)

  • какие космические тела знаете?
  • что такое солнце?
  • почему с Земли Солнце кажется небольшим?
  • какова температура Солнца7
  • движется ли Солнце?
  • что происходит во время особенной активности Солнца?
  • какие меры предосторожности надо применять во время активного Солнца?
  • чем отличаются планеты от звёзд?
  • что составляет солнечную систему?
  • естественный спутник Земли?
  • ещё у каких планет есть естественные спутники?
  • самая большая планета солнечной системы?
  • самая маленькая планета солнечной планеты?
  • самая близкая планета солнечной системы?
  • самая далёкая планета солнечной системы?

Учётная ведомость.

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

итог

Ирина

п

п

д

н

д

п

н-о

п

н

д

н

д

п

н-о

п

4

                                 
                                 
                                 
                                 

Обозначения: п – правильный ответ; н – неправильный ответ; н-о –неполный ответ; д – дополнения

4. Работа с тестами.

5. Открытие нового.

Работа в группах. Отгадать кроссворд по начальным буквам, назвать тему урока.

  • какой промежуток времени составляют 365 суток?
  • какое время года составляют: июнь, июль, август?
  • что делают планеты со светом Солнца?
  • какого цвета Солнце в пустыне?
  • седьмая планета солнечной системы?
  • шестая планета солнечной системы?

Учитель. Что вы знаете о глобусе?.

Высказывание детей.

Просмотр фильма .

Учитель. Подтвердились ли ваши знания о глобусе?

Ученики. Глобус – это модель Земли. Он показывает форму и её поверхность. Но размеры Земли уменьшены на глобусе во много раз. Голубым цветом на глобусе обозначена вода, зелёным – равнины, жёлтым – пустыни, коричневым – горы. Север на глобусе – вверху, юг – внизу, справа – восток, слева – запад. Самая северная точка нашей планеты – Северный полюс, самая южная точка – Южный полюс. На одинаковом расстоянии от полюсов проходит воображаемая линия – экватор. Чтобы объехать всю Землю, нужно проделать путь в 40 тыс. километров. Это и есть длина экватора. Одна из наук, изучающая нашу планету – география (в переводе с греческого языка означает землеописание). Первый глобус, известный сейчас учёным, появился 500 лет назад. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году и назвал земным яблоком.

С применением прибора теллурия учитель объясняет смену дня и ночи, времён года. Закрепление материала. Работа с учебником, тетрадями. Обсуждение в парах.

6. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.