Сохранить природу — сохранить жизнь. Классный час

Разделы: Внеклассная работа


Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

Эпиграф:

Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на свое уничтожение
те силы природы, которые они
сумели открыть и покорить.
Ф. Жолио-Кюри

Учитель: «Куда вы мне посоветуете отправиться? – спросил он у географа. «Посети планету Земля, ‑ отвечал географ, ‑ у неё неплохая репутация».  

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я начинаю рассказ. Речь пойдёт о  нашей планете, её природе, о нас с вами, о нашем отношении к растениям и животным.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

От кого мы охраняем природу? – От человека.

А почему?

Представьте себе, что мы дружно шагаем по тропинке, любуемся красотой леса. Остановились, чтобы немного отдохнуть и увидели на пеньке кем-то оставленную книгу, которая называлась «Жалобная книга Природы»

Кто-то из ребят открыл содержание книги. Сказки. Желание послушать сказки было у всех огромное.

Сказка первая, читает ученик:

«Сказка о Человеке и золотой рыбке».

Жил на свете Человек. Не высокий и не низкий, не толстый и не худой, не умный и не глупый. В общем, средний человек. Таких на белом свете много. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Вот однажды Человек ловил рыбу. Вдруг крючок как дёрнется. Человек и давай тянуть добычу из воды. Вытянул – глазам своим не верит: рыбка перед ним золотая, прямо как в сказке.

  ‑ «Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глазам  своим не верит. «Да рыбка я Золотая», ‑ приятным голосом отвечает неизвестное создание.

«Между прочим, ‑ продолжает Рыбка, ‑  я и желания выполнять умею. Мне желания исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Задумался Человек. «Ладно, говорит, отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело  мне жить в этой избёнке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда поменьше стало, зато столбы с проводами появились. В доме всё  чисто блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течёт. Обрадовался Человек. «Вот жизнь», - говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: зачем я пешком буду ходить, если у Рыбки можно машину попросить.

Сказано-сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальт превратились, а полянки цветочные - вместо стоянки. Доволен Человек – бензином  дышит. Птиц, правда, да зверушек вокруг поменьше стало. А Человек и вовсе разошёлся. «Зачем мне вообще этот лес – думает. – Ну-ка,  Рыбка, сделай так, чтобы на его месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым  стать». Исчез лес – как и не бывало. На его месте картошка растёт, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.

Живёт он так – горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течёт, к роднику ходить не надо. Всё вроде хорошо, но хочется Человеку чего-нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошёл Человек к Рыбке – хочу, мол. Промышленное производство развернуть. Вздохнула рыбка тяжело и спрашивает: «Тебе, какой завод – химический или металлургический» - «Да мне всё равно», - Человек отвечает. – Лишь бы прибыль побольше была». – «Будет тебе завод, вильнула хвостом Рыбка, - Но знай: это моё последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил внимания Человек на эти слова, а зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб – видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум стоит, грохот. «Ничего, - думает Человек, - привыкну, главное – разбогатеть побыстрее». Заснул он в тот день, и приснился ему странный сон. Будто стало всё вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно. Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода-то из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своём с хрустальной водой. Побежал в лес.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал ручеёк. Смотрит – а вода в нём мутная, запах у неё неприятный. Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках вороньё каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон. «Что же я наделал – думает. – Как жить теперь буду» Побежал к речке рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывёт. Смилостивилась Рыбка, приплыла. Только уж золота её не видно подслоем мазута. Обрадовался Человек, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни мне только мой лес зелёный и роднички чистые. Сделай всё, как было, больше ни о чём просить не буду».

Помолчала рыбка и отвечает: «Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь – сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться». Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.

Учитель: Чем отличается эта сказка от ранее нам знакомой?

 Ответы ребят:

–Обедняя природу, человек сам становиться беднее.

Отрывок из  стихотворения Шеффера «Человек», был ответом на мой вопрос.

…Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!

Много о себе возобновил человек с тех пор, как начал наступление на природу. Он даже себя назвал царём Природы. Провозгласил лозунг: «Нельзя ждать милости от природы, взять их у неё – наша задача». Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил «царь Природы».

Шагаем по тропинке дальше… Сразу видно, где отдыхали жители нашего огорода: валяются пакеты, банки, бутылки. Видим пенёк, а на нём  «Жалобная книга Природы» лежит. Открываем книгу и вновь  сказки.

Читаем вторую сказку из « Жалобной книги Природы» о Лесном царе.      

«В природном царстве, Лесном государстве жил был Лесной царь – защитник всякой зверушки и всякого растеньица (от мала до велика). Жилось всем вольготно и весело, да вот напала Чернь на Природное царство, стало топтать шёлковую травушку-муравушку, рубить зелёные дубравушки, разорять гнёздышки малых пташек, вылавливать зверушек да красавец бабочек.

Стали собираться со всего Природного царства все обиженные и беззащитные. Первым приплыл осётр и стал жаловаться: «Горе, горе нам рыбам. Нас истребляют из-за вкусного мяса и чёрной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, Царь, и просим твоей защиты!»

С жалобой к Лесному царю прискакала жаба и, едва отдышавшись, заквакала: «Всемогущий лесной царь, великий наш защитник! Выслушай меня, старую жабу. Жили мы тихо и мирно по своим природным  законам, но пришёл Чернь беззакония и заставил нас жить по своим беззакониям. Нас отравляют и уничтожают, засыпают наши водоёмы, преграждают наши пути к водоёмам дорогами, и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько мы пользы принесли! Мы ведь поедаем вредных насекомых, вредителей садов и огородов, личинок москитов – обитателей тропиков, которые при укусе могут заражать людей тяжёлыми инфекционными заболеваниями. Не могу понять я, за что к нам такое несправедливое отношение».

«Ж-ж-ж», - прожужжало над самым ухом царя. Это шмель спешит рассказать о своей беде. А тут и жужелица подоспела и, едва шмель замолчал , заговорила: «Ох, царь, спасения нет от мальчишек и девчонок, которые собирают нас в баночки и коробочки, коллекционируют, а ведь мы пользу приносим – вредителей, которые поедают ягоды клубники и земляники, уничтожаем. Ни какой благодарности от человека»!

Долго думал Лесной царь над бедами своего народа и решил издать указ, при невыполнении которого человек сам становился бы животным или птицей, насекомым или растением и вынужден был бы испытать все ужасы своей деятельности».

Учитель. Над чем заставляет задуматься эта поучительная сказка.

Ребята высказывают свои мнения о том, как школьники относятся к братьям нашим меньшим. Заспорили о вредных и полезных растениях и животных.

 А вот  ответ, который мы нашли, прочитав  из той же Жалобной книги Природы, сказку «Суд над лягушкой и волком».

Идёт суд над лягушкой и волком.

Судья: Встать, суд идёт. Введите подсудимую! (входит лягушка) Как твоё имя?

Лягушка: Ква-ква… лягушка!

Судья: Попалась, наконец! Тебя надо уничтожать. Ты презренное и вредное создание!

Лягушка: Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём тех вредителей, которые не привлекают птиц.

Судья: Ну, хорошо! А вот твоя родственница, озёрная лягушка, точно уж вред приносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. У нас в дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь.

Лягушка:  Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или остались жить и плодится тысячи вредных насекомых

Судья: Но ты такая уродливая, тебя боятся даже дети  в руки взять, а взрослым противно на тебя смотреть!

Лягушка: разве это причина, чтобы меня уничтожать. Что только вы, люди не делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, а в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.

Судья: Ишь ты бедняга расплакалась. Много стран назвала а про Африку скромно молчишь Или забыла ещё одну свою родственницу. Которая может убить 50 ягуаров. Даром что мала; ведь длина её тела 2-3 сантиметра, а вес 1 грамм. Зато ядовитая! Люди из яда, собранного от одной лягушки делают смертоносными 50 стрел.

Лягушка: Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата! Всем животным по одному, а мне  поставлены два памятника – в Париже и в Токио.

Я послужила науке не меньше чем собака.

Судья: Кто следующий? О тебе говорят стареет но не добреет линяет но права своего не меняет.

Волк: Как посмотришь на людей у них характер не лучшее. В сущности единственные мои враги это люди.  Беспощадно истребляя нас человек вместе с тем сочиняет про нас небылицы.

Судья: Ну хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка верна ты уничтожаешь дичь режешь домашний скот разносишь бешенство приговор один повинен ты в смерти волк объявляется всеобщая война.

Волк: Гражданин судья газеты читать надо ныне такие призывы звучат странно даже дико разбойник и убийца – верно  но вместе с тем и превосходный певец скулит ууууууу. В тундре нас извели стали гибнуть олени. Они всегда держались стадами теперь не видя нас стали разбредаться. Заметно увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких.

И ещё! Ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида виновен человек. Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких либо хищников. А со мной по вашей вине чуть это не произошло Я теперь под охраной. Читайте.

Судья:  Ну и грамотные волки. Отстреливать вас можно и нужно только нужно регулировать отстрел не дать исчезнуть целому виду.

После прочтения сказки все вновь задумались. Ответ есть. В природе все взаимосвязано и люди уже давно переживают за судьбу планеты за свою жизнь.
Отрывок из стихотворения А. Вознесенского.

Я шёл по берегу Оби,
Я селезню шёл параллельно.
Я шёл поберегу любви.
И вслед деревья ревели мне.
И параллельно плачу рек,
Лишённых лаянья собачьего,
финально шёл XX век, крестами ставни заколачивая.
Кричала рыба из глубин:
«Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства».
Или другое звучало так:
Дерево трава цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю
Кто не любит родную природу
тот не любит Отчизну свою.

Учитель. Предлагаю ребятам высказать свои предложения по составлению правил поведения в природе потому, что в каждом городе сейчас найдётся  своя Жалобная книга Природы и только от отношения человека к природе зависит количество ее страниц.

  • Добираться до места отдыха пешком или на велосипеде
  • Не брать с собой магнитофон
  • Не ломать деревья и кустарники
  • Не рвать цветы
  • Не оставлять после себя мусор
  • Вместо бересты для растопки костра использовать бумагу
  • Ловить рыбу только удочкой
  • Разжигать костер, не забывая, уходя залить водой
  • Соблюдать правила поведения в лесу, на берегу водоемов…
  • Соблюдать правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…).
  • Заботится о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках).
  • Участвовать в ежегодной акции «Гарбо-Тур»

Разместить плакаты: «Будьте активными защитниками природной среды!» и «Сохранить природу – сохранить жизнь».

В лесу, где так много ботаники
Друзья соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки
Осколки огрызки ошметки
Газетные листья с кустов.

На экране высвечиваются слайды:  природные объекты нашего города, края.

А ребята- старшеклассники из лекторской расскажут как  человек вторгается в природу и каковы последствия деятельности.

Первый старшеклассник.

– В наше время бурно развивается наука, которая попытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Эта наука – экология.

 Её название составлено из двух греческих слов: «ойкос» ‑ «жилище, дом» и «логос» ‑ «учение». Наука о жилище, о доме. О каком доме идёт речь?

Это наша планета Земля. Для нас она кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Как рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
 
Второй старшеклассник.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь»

Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и земли без воды …
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.

Всего четыре строки стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?  

Третий старшеклассник.

Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и уши, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт.  Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…

Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25–30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2–3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, – вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

– Какова экологическая обстановка в нашем городе?

И только ахает Природа…
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
– Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
– А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
– Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
– Да сын ли ты мне, Человек?
Л.Глебов

Четвёртый старшеклассник.

 Загрязнение воздуха на 43–45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17–24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).

И так, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите…
М. Дудин