Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка и формирования его отношения к школе.

В последние годы растет число учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала с первых дней обучения. Жалобы учителей и родителей  одинаковы: ребенок не хочет учиться или учится ниже своих возможностей. Причины неуспеваемости могут быть самые различные и у каждого ученика свои, более того, они остаются скрытыми для учителей и родителей, поскольку все видят лишь конечный (внешний) результат учебной  деятельности, а как она строится, ее самостоятельность, осознаваемость, полноту, адекватность – не видят.

При психологическом исследовании учащихся в большинстве случаев выявляется интеллектуальная пассивность и невладение эффективными приемами организации мыслительных действий, приемов запоминания.

Коррекционно-развивающие занятия предназначены для детей 6-7 лет при подготовке к школе и в процессе обучения в первом классе. Данные занятия составлены с использованием материалов многих пособий. Их можно использовать для проведения факультативов еженедельно или ежедневно часть занятия в начале первого урока. Автором занятия проводятся в течение 5 лет и дают устойчивый положительный результат. Подготовка к занятиям не требует большой подготовки для учителя (кроме ксерокопирования материалов), а задания вызывают интерес у детей.

На занятиях используются следующие задания:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» 1-2 минуты.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности влияет на увеличение объема памяти, устойчивости внимания, усиление психомоторных процессов.

«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ» 10-15 минут.

Задания способствуют развитию памяти, вниманию, мышления, воображения, позволяют разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ» 3-5 минут.

Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу, но и готовит руку к письму, развивает внимание и мышление.

«ЛОГИЧЕСКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ» 10 минут.

Эти задания обучают детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности.

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ» 1-2 минуты.

Выполнение гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного переутомления и достижению состояния зрительного комфорта.
«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 5 минут.

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво и аккуратно писать и логически мыслить. При регулярном выполнении таких упражнений у ребенка появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость, внимание.

Использованная литература:

  1. Л.Тихомирова Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва 2000г.
  2. Л.Тихомирова «Логика. Дети 7-10 лет»  Ярославль, 2005г.
  3. М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин «Страна пальчиковых игр»  С-Петербург, 1997г
  4. Н.Ф.Круглова «Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения»  Москва, 2004 г.
  5. Т.Н.Князева «Я учусь учиться»  Москва, 2004г.
  6. О.Холодова «Юным умника и умницам»  Москва, 2006
  7. А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет» Москва, 1996
  8. О.Узорова, Е.Нефедова «350 упражнений для подготовки детей к школе» Москва, 2000

Приложение