Тема: "Аппликация из засушенных растений как средство активизации познавательной деятельности на уроках"

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Школьный учитель… Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения.

Развитие творческих начал в человеке является движущей силой. Но развитие творческих сил и способностей должно быть сопряжен. формированием высокой духовности, высокой нравственности.

Вести уроки изобразительного искусства ко многому обязывают: не только научить детей рисовать, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т.е. сформировать у них зрительскую культуру.

Путь к зрительской культуре не прост. К ней ученик идет через изучение многообразнейшего материала по искусству разных народов и времен, через этапы совершенствования художественно-творческих способностей, через широкий диапазон эмоционально-нравственных переживаний, которые обостряют восприятие, очеловечивают весь процесс обучения.

Урок изобразительного искусства - это особый урок. И требования к нему особы- Н должен строится по законам искусства. Прежде всего урок искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно - эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства.

Искусство предполагает прежде всего духовное общение. Ведь неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются голоса, призывающие к сотрудничеству, сотворчеству учителя и ученика. А ведь оно пришло к нам из народной педагогики, когда отец и сын, мать и дочь на равных решали насущные жизненные вопросы.

Урок искусства немыслим также без создания эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков.

Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Только тогда можно говорить и о результатах художественно-творческой деятельности.

А.В. Луначарский писал: "Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему".

Вот почему очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы .учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума.

Если мы хотим через искусство формировать нравственность, духовность в наших детях, необходимо об этом постоянно помнить и радоваться каждой маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица и т.д.

Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научим ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полнокровной, он сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусств многое другое. Вот почему необходимо создавать на уроке условия, благоприятные для сопереживания. В сопереживании откроются истоки нравственности, и чем сильнее будет сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться нравственные начала.

Все начинается с простого - с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка - к родной природе, дому, Родине.

И, в конечно итоге, все впечатления и знания, которые прошли через душе и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека.

ШАГИ В МИР РАДОСТИ И КРАСОТЫ

Приоткроем завесу этого удивительного мира, в котором мы живем, - огромного, бесконечного, сложного и загадочного, с его необъятным вселенским размахом. Но человек всегда стремился создать свой мир, добрый, уютный, соразмерный, где бы он чувствовал себя в безопасности, где бы ему было хорошо и спокойно. Ребенок живет в огромном, реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Со временем он изучит, познает, рассмотрит его как следует, примет его со всеми сложностями и противоречиями, а пока ему ближе и понятней мир радужного детства, сказки, игры, радости, добра и красоты.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота и доброта будут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой оборачивается огромной радостью для ребенка.

Понятие добра и красоты ребенка уже есть, только его восприятие отличается некоторыми особенностями. Красота для него это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котенка или щенка и т.д.

Наша задача - опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей.

Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, фомкой, может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы. Ну а понятие доброты необходимо наполнить многообразием ее жизненных проявлений. Будем учить воспринимать не только прекрасное и доброе, но и постараемся подвести детей к тому, чтобы они были действительны в своей жизни, т.е. могли не только любоваться красотой, но и беречь ее а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЗАСУШЕНЫХ РАСТЕНИЙ

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветков, трав, листьев, так называемая флористика,

Работа с этим материалом вполне доступна учащимся. Увлекательно интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из листьев липы сделать яблоки, из листьев тополя - репку, а из зелени моркови - деревья.

Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятие с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка растений происходит на воздухе.

Кто такие флористы? Первое, что приходит на ум, что эти люди связаны с природой, с цветами. Ведь флора в древнегреческой мифологии - богиня цветов и весны! Флористы - художники, использующие для своих картин вместо красок листья и лепестки цветов, мох, солому, кору деревьев, тополиный пух и любой другой отживший растительный материал. Цветы и листья имеют такую неисчерпаемую гамму цветовых оттенков, что собрав и правильно засушив эти цветы и листья, можно получить богатейшую палитру.

Работы флористов близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании детей и взрослых. Методы работы весьма разнообразны, но есть некоторые основные приемы, давно разработанные и опробированные на практике.

В конце 1950-х Зинаида Алексеевна Мамонтова собирала и засушивала гербарии. После долгих экспериментов она научилась засушивать растения таким образом, что они длительное время не теряли своей натуральной окраски. Из засушенных растений она начала создавать художественные композиции, Так родилось искусство, которое получило название "флоризм".

Выставки флористов привлекали много зрителей, как москвичей, так и людей из разных городов и стран. Это искусство стало распространяться по всему миру.

Хочется приоткрыть дверь в мир природы. Показать как можно подарить ей вторую жизнь. Но сначала опишу как пришла идея.

В наше трудное время, когда не радуют ни майские, ни октябрьские праздники, у людей все-таки остается еще радость - свой юбилей или день рождения близких. Ну и, конечно, такие всеми любимые праздники весны и зимы, как 8 Марта и сказочный новогодний праздник также недавно возродившийся праздник Рождества..

Приятно в такие дни сделать своим близким хотя бы небольшие подарки. Но увы! Чтобы сделать подарок, нужно не только много времени потратить на поиски, но и нужна немалая сумма денег.

Я и сама столкнулась с этой проблемой и решила попробовать делать сувениры своими руками. Однажды, гуляя по цветущему лугу, я залюбовалась немудреными полевыми цветами и травами. То мелькнут желтой россыпью лютики, то ромашки порадуют глаз. Так захотелось сохранить частицу летнего тепла, дыхания природы и красоты надолго в заледеневшей душе и не только в душе, но и дома. Пробудить зимней стужей воспоминания о весне и лете, о природе, которую мы давно топчем и не замечаем ее красоты из-за житейской суеты.

Засушила в книге несколько лютиков, травинок, листочков.

Как-то в зимний вечер открыв книгу я увидела засушенные огоньки лютиков разу дохнуло теплом солнечных лучей, исходивших от каждого крохотного лепестка. И подумалось, что в душе, как и в природе всегда чередуются зима и лето, холод и тепло, невзгоды и радости. Возникла идея сделать маленькое панно из цветков, засушенных в книге.

Я купила деревянную раму. Вырезала из картона прямоугольник под размер рамки, наклеила на него фон из черной бумаги и сделала композицию из лютиков, травинок и ромашки, слегка приклеив цветы клеем ПВА на черном фоне. Затем, нашла кусочек прозрачной пленки и покрыла цветочную миниатюру, чтобы не попадала пыль. Вставила в рамку, закрепив на обороте капельками клея ПВА. После того, как клей высох повесила раму на стену. На работу ушло немного времени. А получилась вещь, которая понравилась не только мне, но и близким.

После этого у меня появилось желание соединить "дыхание природы" и свою фантазию и создавать незатейливые сюжеты из сухих растений с ребятами.

На летние каникулы им дала задание насушить разных трав, цветов, листьев не занесенных в Красную книгу.

ПОМНИТЕ, Флористы - друзья природы, поэтому не рвите цветы охапками лесу и на лугах, не повреждайте корни, а листья собирайте осенью, когда они уже не нужны растению. Берегите природу она вас отблагодарит!

ЗАГОТОВКА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Собирать растения можно круглый год, т.к. у каждого времени года есть свои возможности: семена ясеня, клена собирают зимой. Ранней весной можно засушить цветы и листья дикорастущих растений, начале лета собрать тополиный пух, а в разгар его заготовить разные цветы лесов, полей, лугов и чуть позже - осенние листья. Особенно богатую палитру красок дает осень.

Сбор и заготовку растений можно проводить в любое время дня. Не следует превращать заготовку растений в истребление зеленых насаждений - ломать ветки деревьев, кустарников ради сбора листьев. Осенью листьями будет покрыта вся земля. Для сбора растений надо использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работа!

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАСУШИВАНИЯ РАСТЕНИЙ

Подготовить растения для выполнения из них аппликаций можно по-разному; засушить их под прессом или сушить под горячим утюгом.

Засушивают под прессом: если собранные растения влажные, их предварительно просушивают. Листья, траву и цветы кладут внутри книжки. Книжки с растениями можно накладывать друг на друга, сверху кладут фанеру или дощечку, а на нее груз 10-15 кг. Ежедневно листья проверяют, перекладывая их на сухие страницы старых книг. В течение 4-6 суток растения полностью высыхают.

Другой способ: позволяющий быстро получить засушенные растения: на стопу газет кладут листья, сверху покрывают одной газетой. Затем проглаживают горячим утюгом, после чего переворачивают на другую сторону, передвигают на новое сухое место и снова проглаживают. Листья высыхают в течение 2-3 мин. Этот способ засушивания особенно хорош для листьев клена, кустарников, осоки и других трав.

Многие растения при высушивании теряют свой первоначальный цвет. Из опыта известно, что это происходит с растениями, имеющими голубые и белые цветки. Травы тоже меняют цвет. Растения хорошо переносящие засушивание - это тюльпаны, георгины, золотые шары, пионы, гвоздики, красный мак, шиповник. Способ засушивания этих растений отличается от засушивания листьев трав,

Цветок растения расчленяется на отдельные лепестки, которые тоже закладывают в книжки, прокладки меняют через 4-5 часов. Однолетние растения - георгины, ромашки, календулу (ноготки), анютины глазки - можно засушивать целыми. Под каждый лепесток цветка подкладывают тонкий слой ваты так, чтобы лепестки не соприкасались друг с другом. При засушивании колокольчиков, львиного зева их внутреннюю полость заполняют небольшим ватным тампоном.

Пышные соцветия сирени, флоксов, гортендии при засушивании расчленяют и каждый цветок засушивают отдельна, в композиции их восстанавливают придавая естественную форму.

Засушенные растения рекомендуется хранить в твердой папке не вынимая их.

ФОН, ОБОРУДОВАНИЕ И КЛЕЯЩИЕ СОСТАВЫ

Для фона используют бархатную бумагу, черную или пастельных тонов, белая. Фоном могут служить листья серебристого тополя, малины, мать-и-мачехи. Их наклеивают на весь картон.

Для работы потребуются такие инструменты как ножницы, пинцет, кисть, иголки, нитки, клейстер из картофельного крахмала, т.к. он не оставляет пятен на изделии. Плотные листья приклеивают ПВА. Клеящие составы наносят тонким слоем или капельками в одном-двух местах на обратную сторону растений.

Аппликации из засушенных растений хрупкие, ломкие, они требуют более легкого груза.

ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО

Картины из цветов и листьев. Природа создала растения удивительной формы и раскрасила их всеми цветами своей богатой палитры. Удачно используя этот природный материал, легко сделать оригинальные работы.

Но для создания даже простых произведений нужно иметь не только художественный вкус, но и представление о правилах композиции и цветосочетании. Работы, созданные без учета этих правил не вызовут отклика у зрителя и не привьют ему хороший вкус.

Фон не следует делать слишком ярким, пестрым, он должен гармонировать с композицией и подчеркивать ее. Так на темный фон лучше укладывать светлые цветы, и наоборот.

Картину желательно выполнять в одной тональности, без большого разнообразия красок. Надо следить, чтобы листья соответствовали цветам. Нельзя сочетать в одной композиции весенние и осенние цветы. Каждая картина должна выражать какую-нибудь идею, даже в простое панно можно вложить фантазию и выразить настроение автора.

Для грустной композиции выбирают блеклые цветы, для жизнерадостной - яркие. Композиции могут быть самые разные: от скромного букета, орнамента до причудливо фантастических форм.

Интересны аппликации по представлению и по памяти, выполнения которых основано на хорошо развитых воображении и фантазии (например, композиция "Цветы"). Для композиции отбирают несколько элементов - листья, цветы, веточки, завиток, чтобы создать свою, совершенно новую композицию.

Работу начинают с нижнего угла, от него происходит размещение предметов задуманной композиции. Выделяют композиционный центр, основное действие, вокруг которых группируются предметы, они помогают раскрыть содержание. Не следует усложнять композицию излишними, а также мелкими деталями, это усложняет точности воспроизведения.

Подрисовывать что-то не следует, потому что нарушается стиль аппликации.

Почерпнуть материал для составления композиций можно рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства: ковры, посуда, игрушки, в узорах которых отражаются родная природа, национальная культура.

К теме “Аппликация из сухих растений” идет подготовительная работа. Перед занятиями учащиеся рисуют натюрморты, цветы к праздник оформляя в виде поздравительной открытки, просто предметы, знакомясь тем самым с композицией, симетрией, ассиметрией, цветом и его влиянием на окружающее.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами работы с сухими растениями ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребностей не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А.Сухамлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

На уроках развивается чувство прекрасного, формируются высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Процесс работы должен носить не только обучающий, но и воспитывающий характер. При сборе природных материалов необходимо помнить о бережном отношении к окружающей среде, об охране природных богатств. На уроке рассказываю об использовании растений в народном хозяйстве. При работе учащиеся знакомятся с различными видами растений, которые растут в нашем городе, их формой, цветом, учатся объединять отдельные листья, цветы в целое, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ученик практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки, развивается речь.

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на учащихся, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета, как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусств. На уроке постоянно разъясняю, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее теплее выразительно передать определенное содержание

По принципу контрастного сопоставления окраски выполняют аппликации "Цветы”.

Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы ("Весна пришла", "Первые цветы"). Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке.

На уроках ученики овладевают целым рядом трудовых умений, связанны: обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, пинцет и т.д. к Дети учатся работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее время в порядок). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении уроков, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждом классе.

На занятиях по аппликации у школьников воспитывается одна из важнейших черт будущего гражданина - коллективизм, умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки.

Школьники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительных результатов при совместных усилиях.

Выставки творческих работ в школе имеют большое воспитательное значение.

Ребята видят результат своего труда, сравнивают сделанное, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, развивается творческое мышление, память, особенно важно, что учащиеся познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Это стимулирует ребят, у них появляется желание лучше работать.

Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач.

Заключительной формой занятий служит итоговая выставка творческих работ детей.

Изобразительное искусство - особая форма познания мира человеком, которое осуществляется через чувственное, конкретно-образное восприятие действительности и последующее изображение.

Сейчас пробуй делать сюжеты на фоне открыток с природой, с женскими портретами, например, увязывая анютины глазки с очаровательными глазами девушек, которые можно найти на страницах старых журналов.

Некоторые ребята увлекались этой работой и стали делать подарки для близких людей.

Работая не один год с природным материалом, мы продолжаем планировать и проводить уроки в системе активизации познавательной деятельности учащихся.

Образцы работ можно посмотреть в Приложении

26.03.2008