История возникновения театрального искусства в Красноярском крае

Разделы: Классное руководство


“Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра”.

Н.В.Гоголь

Амфитеатр – место в зрительном зале расположенное за партером.

Партер – плоскость пола, зрительного зала с местами для зрителей, обычно, ниже уровня сцены.

Бенефис – спектакль в честь одного из его участников, как выражение признания заслуг, мастерства артиста.

Антрепренёр – владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка ит.д.) в дореволюционной России.

Патриот – человек преданный и любящий своё отечество и народ.

Поборник – сторонник.

Меценат – богатый покровитель наук и искусств.

Многие из вас были в театре и испытали чувство удивления, радости и волнения от встречи с ним.

Слово театр греческого происхождения. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище.

Люди, посещающие театр, от восторга от встречи с прекрасным увлекаются поэзией и пишут стихи.

Театр! Театр! Моя отрада!
Чем я не жертвовал тебе?
И ныне ты моя услада
В моей прегорестной судьбе.
Тебе последний лепт с восторгом
И ныне в жертву приношу,
Когда людей в собраньи многом
В амфитеатре я сижу…
Я сторожил театра точно,
И так друзья меня зовут,
Бывало, восемь верст нарочно
Мне ничего не стоил путь,
Чтоб побывать на бенефисе,
В ладоши хлопать той актрисе,
Которая могла вдохнуть
Восторг мне в пламенную грудь.
Театра искра вспламенялась
И постепенно разгоралась
В моей восторженной груди.

Давайте перелистаём страницы истории, возникновения театрального искусства в г.Красноярске.

Театр всегда окружён мифами. И первый из них история его возникновения. Откуда берётся эта дата? С первого театрального здания? С первого спектакля? Наиболее широко утвердилась точка зрения, что моментом отсчёта является создание в городе первой профессиональной труппы.

В г.Красноярске Енисейской губернии всегда очень любили театр. Но долгие годы, специально построенного театрального здания не было, театралы довольствовались гастролями изредка проезжающих из Томска в Енисейск актёров.

Мечты о собственном театре воплощались в любительские спектакли, которые были важной частью культурной жизни города.

Наконец в 1874г. Было построено первое театральное здание-деревянный дом на Староострожской площади-детище промышленников меценатов А.Кузнецова и И. Щёголева. Здание освещалось сальными свечами, а зрители ездили на спектакли со своими стульями. Театр сдавался в аренду под маскарады и представления заезжих профессионалов.

Театр стал подлинным очагом культуры и просвещения. С образованием в Красноярске Общества любителей музыки и культуры театр перешел его ведение.

С проведением Транссибирской железной дороги на сцене театра, как писала газета “Енисей”, “стали фигурировать не одни только захудалые артисты, собранные случайно заехавшим антрепренёром, или доморощенные любители, но даже лучшие силы русской сцены: Г. Н.Федотова, братья Писаревы, М.И.Писарев”.

В 1875 г. Антрепренёр Егоров попытался создать в Красноярске первую постоянную труппу, но запутавшись в долгах, сбежал из города, бросив актеров на произвол судьбы. Театр продолжал существовать. В 1887г. поклонники драматического искусства организовали Общество любителей драматического искусства.

В октябре 1898г. театр сгорел. По одной из версий причиной пожара послужило короткое замыкание, т.к. за месяц до происшествия сальные свечи заменили на новую электроосветительную систему. А Староострожскую площадь ещё долго называли Театральной (сегодня там стадион “Локомотив”).

Общественность города приняло эту потерю близко к сердцу. Не желая оставаться без культурного очага. Общество любителей драматического искусства обратилось в Городскую думу с предложением о постройке нового здания. Городские жители активно откликнулись на призыв пожертвовать деньги на строительство нового здания театра. Оно строилось всем миром: крупные промышленники и купечество, благотворительные общества врачей и учителей, служащие и даже безденежные учащиеся вносили свою лепту в строительство театрального Храма. В очень короткий срок нужная сумма была собрана.

В 1899г. развернулось строительство. На возведение, внутреннюю отделку и обстановку, приобретение мебели и устройство электроосвещения ушло 75тыс. рублей. 17 февраля 1902г. состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А.С.Пушкина, чьё столетие со дня рождения отмечала вся Россия. С момента основания и до наших дней здание театра находится на главной магистрали города ул.Воскресенской, ныне пр.Мира.

“Когда взвился занавес,- писала газета “Енисей” – глазами публики представился бюст А.С.Пушкина, украшенный венком из цветов. Смешанный хор исполнил народный гимн. Городской голова Н.А.Щепетковский, известный поборник просвещения и горячий патриот Красноярска, в своей речи выразил сожаление о том, что целая пропасть лежит между так называемым простым народом и его высшим классом. Он выразил надежду, что открытие Народного дома-театра будет способствовать ликвидации этой пропасти.

В течение некоторого времени в новом помещении проводились народные чтения, давались спектакли и концерты, проходили гастроли известных в Росси артистов из Москвы, Санкт-Петербурга и крупных провинциальных театральных городов . Таким образом красноярцы получили возможность увидеть на своей сцене лучших представителей русского театрального искусства того времени.

В 1905 г. помещение театра превратилось в место проведения многочисленных митингов, на которых звучали призывы к свержению самодержавия.

Сентябрь 1917 г. в здании театра состоялся съезд Советов Средней Сибири.

В первые годы Советской власти в Красноярске, как и во всей стране, партийные и советские органы с первых дней взяли театр под свою опеку. Театр объявили всенародным достоянием, были резко снижены цены на билеты, стали даваться бесплатные спектакли для красногвардейцев и членов профсоюза. Всё это способствовало приходу в театр зрителя, который вошел в театр как новый хозяин. Вскоре театр по распоряжению Губернского Совета был переименован в “Первый Красноярский советский театр”.

Штат театра состоял из драматической, оперной и музыкальной секций.

1934г. ознаменовался созданием Красноярского края, в 1935г. театру вновь вернули имя А.С.Пушкина и присвоили статус Краевого. В том же году на его базе образовалась студийная группа, которая перед войной выросла в самостоятельный театр кукол.

К началу Великой Отечественной войны театр обладал вполне определёнными традициями, был творчески сформировавшимся и зрелым коллективом. С первых же дней войны отдаёт свои творческие силы делу победы, ведёт широкую шефскую работу в сибирских дивизиях и полках, отправлявшихся на фронт.

Спектакли “Русские люди” К.Симонова, “Фронт” А.Корнейчука, “Нашествие” Н.Леонова, “Сталинградцы” Ю.Чепурина – наиболее актуальные пьесы тех лет. 1945г. постановка пьесы “Иван Грозный” предстала перед зрителями в духе народной драмы.

К концу войны главным режиссёром театра стал заслуженный артист РФСР политический ссыльный Або Волгин, внесший большой вклад в развитие театрального искусства Сибири. Он создал при театре школу – студию, где начинал свой путь И.Смоктуновский, ставший впоследствии артистом МХАТа.

С Волгина начинается ещё одна страница истории театра-спектакли для детей “Умные вещи” С.Я.Маршака.

1947г. Театр Музыкальной комедии.

В середине 50-х годов художественным лидером театра стал заслуженный деятель РСФСР А.Дунаев. В последствии уехавший в столицу, где возглавил Центральный театр Советской Армии, а затем Московский драматический театр на Малой Бронной. С его приходом связанно начало гастрольной деятельности театра. В том числе и московские в 1956г. Гастроли помогли театру “сделать имя” на театральном пространстве страны. Чего стоит один только тур: Ленинград-Киев-Чернигов-Винница-Смоленск.

1964 г. Театр Юного Зрителя.

1978 г. Театр Оперы и балета.

24 марта 1998г. в Красноярском драматическом театре имени А.С.Пушкина состоялась премьера спектакля “Капитанская дочка”, посвящённая 200-летию со дня рождения поэта. Значительность юбилейного события, имя Пушкина в названии театра, которое он едва ли не первый в России носит с 1930г., побудил театр придать этой работе особое значение и размах.

В 2005г. к 80-летнему юбилею Виктора Астафьева Красноярский драматический театр представил премьерный показ спектакля “Весёлый солдат”. Литературным источником для спектакля стал роман Астафьева “Прокляты и убиты” и “рассказ “Весёлый солдат”.

Спектакль “Весёлый солдат” – произведение трагическое вместе с тем проникнуто мягким юмором. Рассказывает о человеке, вернувшемся с войны вместе со своей женой. Они пытаются начать мирную жизнь, “очистить” свои души от войны. Все войны жестоки, и побоище не может быть справедливым. Но и мирное время война, не даёт покоя герою, тревожит воспоминаниями.

Меняется облик театра, рождаются и исчезают спектакли, актёрские судьбы зажигаются яркими звёздами и растворяются в зрительской памяти красивыми театральными легендами, появляются молодые лица режиссёров и, кажется, раз и навсегда меняется театральная эстетика. Но приходят новые люди, и всё обретает смысл, меняется или повторяется вновь. И так для каждого нового поколения зрителей.

Творенье может пережить творца;
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечетлённый,
Веками буде согревать сердца.

Микеланджело.

За долгое время театр как вид искусства “хоронили”. Но вопреки мрачным прогнозам, вопреки телевидению и даже Интернету, человечество хочет ходить в театр. Это внушает надежду, в человечество и в судьбу театра. Главное пусть ещё много лет не смолкают в театре бурные аплодисменты.

“Актёр – корабельщик на палубе мира”.

О.Мандельштам.

“Творчество – это движущая сила, которая поддерживает нас в жизни”.

М.Вэнс.

Список литературы:

1. Архивные материалы Театра имени А.С.Пушкина.

26.03.2008