Урок: самоанализ и анализ

Разделы: Администрирование школы


“Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!”

(Пьер Гренгор )

Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны - необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально - значимых качеств. Не каждый учитель в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, а от этого зависит и качество обучения. В связи с модернизацией образования на первое место ставится качество преподавания и обучения учащихся.

Очень часто педагоги готовы провести много открытых уроков с условием, что они не будут проводить саноанализ. Иногда – это приходится делать под давлением других (заместителя директора по УВР или председателя МО), тогда наблюдается весьма не приглядная картина: формальные, пустые фразы, беспомощность тех, кто анализирует, и не ловкость тех, кто при этом присутствует.

Страх перед самоанализом – всегда очень плохой признак, говорящий или о низком профессионализме педагога, или о авторитарном стиле внутришкольного управления. На педагогическом совете мы решили вернуться к рассмотрению вопроса о самоанализе урока, как проявление рефлексии в повседневной жизни педагога, о роли завуча в оказании помощи учителю в овладении этим важнейшим профессиональным умением, для этого на методическом совете школы была разработана памятка для самоанализа урока.

Заместитель директора с современной ориентацией, т.е. ориентацией на развитие учебно-воспитательного процесса и учителя, только тогда может помочь в этом развитии, когда он хорошо понимает возможности и проблемы педагога, имеет доступ в его творческую лабораторию.

Работа завучей по развитию самоанализа предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Необходимо:

  • Пропагандировать и разъяснять необходимость самоанализа;
  • Обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа уроков
  • Фиксировать лучшие образцы самоанализа и передавать их в МО учителей предметников;
  • Занимать в ходе самоанализа позицию открытого, эмпатического и активного восприятия, быть готовым к постановке вопросов педагогу на понимание. На какие вопросы важно ответит при самоанализе? Самоанализ будет конструктивным и качественным, если учитель ответит на вопросы памятки.

Памятка для самоанализа занятия

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

В. Удалось ли:

  • решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;
  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.

До любой внешней оценки урока учитель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие школьников.

Большинство учителей школы сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основным механизмами, помогающими достичь более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний

Для этого прежде, чем идти на урок, составляется беседа с учителем перед уроком.

Примерные вопросы:

  1. Как запланирована мотивация мыслительной деятельности учащихся? Каким путем учитель планирует изложение нового материала: путем описательного или доказательного объяснения?
  2. Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе изучения нового? Как организуется деятельность учащихся?
  3. Где и как будут формироваться умения, специальные знания для данного предмета, и умения, общие для ряда предметов? Какова связь теоретического материала урока с письменными, самостоятельными, контрольными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?
  4. Какие дидактические материалы подготовлены к каждому уроку? Роль и место наглядных пособий на всех этапах урока.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания.

У нас разработано методическое пособие “Иду на урок”, где собраны анализы различных типов уроков. Во время посещения уроков завуч берет эту папку, где собраны все материала и перед уроком с учителем определяют тип урока и цель его посещения. И анализ начинается сначала с самоанализа учителя, а потом анализа завуча.

В приложение предложены несколько анализов уроков.

Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок, то каждому завучу необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта – из разряда “вечных”: время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом , целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиологи - гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья,а делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь около 11% здоровых детей.

В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. Учитель и завуч, посещающий урок, должны заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

Приложение

26.03.2008