Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Семейный бюджет"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с понятиями “семейный бюджет”, баланс, гонорар, накопления, с видами дохода;
  • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление;
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручку, уважение друг к другу, умения работать в коллективе.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки-письма;
  • кроссворд;
  • таблица: “Виды дохода, расхода семьи”;
  • карточки с терминами;
  • 4 листа с таблицами для работы;
  • 4 набора карточек с примерами вида дохода и расхода;
  • пословицы;
  • картинка.

Форма урока: групповая форма работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Урок мы с вами начинаем
И в экономику вникаем.
“Семейный бюджет” - вот тема на уроке.
Задача наша – обсудить бюджет семьи,
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Дискуссией мы будем заниматься,
То есть обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.

Вы все поделены на 4 группы. Каждая группа – это “семья”. Выберите “фамилию” своей семьи.

II. Повторение изученного и проверка домашнего задания.

Прежде чем начать разбираться в вопросах темы урока, давайте дадим ответы на вопросы, которые нам прислали из “Центра Экономики”, а кто-то в “семьях” получил письма, на которые надо дать ответ.

Индивидуальная работа по карточкам.

Кароточка №1. Соедини линией части высказываний:

Деньги, которые попадают в бюджет, это налоги.
Деньги, которые тратятся из бюджета, это доходы.
План расходов и доходов государства – это бартер.
Платежи, выплачиваемые гражданами и
организациями в бюджет государству – это бюджет.
Прямой обмен одних товаров на другие
называется расходы.

Карточка №2. Подчеркни правильный ответ.

Бартер – обмен товаров при помощи денег;
- прямой обмен одних товаров на другие.

Деньги – железные или бумажные монеты;
- особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Купюра – валюта;
- бумажные деньги;
- сбережения.

Карточка №3. Соедини линией.

Какие потребности людей выполняли следующие волшебные предметы:

а) горшочек каши;
б) живая вода;
в) золотая антилопа;
г) цветик-семицветик;
д) золотая рыбка.
а) потребности в медицине;
б) потребности в деньгах;
в) потребности в пище;
г) исполнял любые желания.

Всем классом отгадываем кроссворд.

  1. Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
  2. Бумажные деньги? (Купюры)
  3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
  4. Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
  5. Стоимость одной вещи, предмета? (Цена)
  6. Плата за работу? (Заработная плата – зарплата)

Ответить на вопросы: (Фронтальная работа.)

- Что же такое бюджет?

- Из чего он состоит?

- Откуда государство в основном получает доходы?

- Что такое налоги?

- На что государство расходует деньги?

- Какой бюджет вы считаете лучшим:

- в котором доходы больше расходов?

- в котором доходы равны расходам?

- в котором доходы меньше расходов?

-Зачем нужен в каждом государстве бюджет?

Обобщение: государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать, развивать экономику.

III. Новая тема.

Мы говорили о государственном бюджете, а есть ли у каждой семьи свой бюджет?

Давайте подумаем. Каждая группа – это семья, а семья – это … (ответы детей)

- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?

Дети работают по группам. В каждой “семье” листок с таблицей, карточки с примерами видов дохода и расхода семьи. Дети обсуждают, выбирают и вклеивают в свои таблицы карточки, какие виды дохода есть в их “семье”. Затем отвечает каждая группа.

1 группа: папа и мама работают, получают за свой труд зарплату;
дедушка и бабушка – пенсии;
дети: школьник – пособие, учащийся в институте – стипендию.

2 группа: папа–предприниматель, владелец кондитерского цеха “Сладкоежка”, получает прибыль от работы фирмы;
мама – врач, получает зарплату;
бабушка – пенсию;
дети: посещает детский сад - пособие;
школьник;
учащийся колледжа – стипендию.

3 группа: мама работает на швейной фабрике – зарплата;
папа – писатель, за свои книги получает авторское вознаграждение – гонорар;
дети: двое посещают детский сад – пособие;
школьник.

4 группа: мама – продавец в аптеке, получает зарплату;
папа – водитель такси, получает зарплату;
дедушка и бабушка – пенсии;
двое школьников – получают пособие.

Ответы по группам.

Вывод: это всё доходы вашей семьи.

Обобщение: какие виды дохода вы узнали?

Виды дохода:

  • заработная плата;
  • прибыль от работы фирмы;
  • гонорар;
  • пенсия бабушек и дедушек;
  • стипендия;
  • пособие на детей.

В 4 группе братья решили тоже заработать деньги. Давайте послушаем, как они это сделали.

Рассказ двух подготовленных мальчиков о том, как они в типографии покупали газеты “Проспект” и распространяли их на улице, среди соседей и какую выручку от продажи они получали.

- Это будет видом дохода? В таблицу “Виды дохода” добавляется табличка “выручка от продажи”.

На доске появляется таблица:

Виды дохода семьи Расходы семьи
Заработная плата родителей Пенсия бабушек и дедушек Стипендия детей Пособие на детей Прибыль от работы фирмы Гонорар Выручка от продажи Процент по вкладу Питание Одежда, обувь Оплата жилья Оплата транспорта Расходы на обучение Посещение театров, парков Занятия в спортивных, в музыкальных кружках, в кружках по интересам Лечение в больнице Посещение парикмахерских Приобретение книг, игрушек и других товаров …………………

Мы узнали, из чего складывается доход семьи. А как вы тратите деньги в семье?

Каждая группа так же обсуждает, выбирает и вклеивает в таблицу карточки с видами расхода в каждой “семье”. Затем дети отвечают, и на доске заполняется таблица.

– Это расход вашей семьи.

Работа в группах.

Посчитайте, какие расходы и доходы в вашей “семье”.

Группы после подсчёта дают ответ.

- Подведём баланс. (Подсчёт разницы между доходами и расходами)

-У кого, сколько осталось денег? – Это ваши накопления.

- Что вы с ними будете делать? (Ответы детей)

А можно отнести деньги в банк. Если деньги хранятся в банке, то банк выплачивает проценты. Например, если вы положили в банк сто рублей, то через год вы получите кроме этой суммы процент по вкладу - ещё пять рублей. А если положите тысячу рублей, то получите – ещё пятьдесят рублей. Это и является процентом по вкладу. Как вы думаете, процент по вкладу – это вид дохода? В схему “Виды дохода” добавляется табличка “процент по вкладу”.

Обобщение: вы узнали, какой бывает доход семьи, как расходуются деньги, подсчитали баланс, т. е. нашли разницу между доходом и расходом – значит, вы составили бюджет семьи.

- Он вам поможет распланировать дальнейшие покупки? Вести хозяйство вашей семьи? Как вы думаете?

Физкультминутка. ( Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”. Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают.)

Продолжение работы по теме урока.

Внимание! Внимание! “Центр Экономики” делает важное сообщение: “Если хотите получить лишние деньги, то надо экономить!”

Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.

- Как можно экономить деньги в семье?

Обсуждение в группах. Ответы детей.

Выводы: 1. Следить, чтобы из крана попусту не лилась вода.

2. Выключать свет, когда выходишь из комнаты.

3. Бережно относиться к вещам.

Тогда баланс семьи будет больше, значит, в семье останется больше денег для других нужд.

Работа по статье учебника с. 79. Рассмотрите картинки. Какой вывод вы можете сделать?

- Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?

С.79 – работа по картинке учебника. (Выигрыш по лотерейному билету.)

- А могут ли возникнуть такие расходы, которые нельзя запланировать заранее?

Обсуждение в группах, ответы детей.

Вывод: - нужно ли составлять бюджет, иметь накопления?

Экстренное сообщение! В “Центр Экономики” обратилась семья Петровых. Их семейный бюджет несёт катастрофические потери. Доход их семьи составляет 15 тысяч денег. Но расходы у них превышают эту сумму. Что им делать?

Давайте направим группу экспертов - по одному человеку от каждой “семьи”,- которые попробуют разобраться в этой ситуации. А я проверю, как вы умеете считать деньги.

Решение экономических задач.

- Небольшая фирма платит в месяц налог государству 1тысячу рублей. Сколько она заплатит за 4 месяца?

- Семья имеет 10 тысяч дохода, а расхода 8 тысяч. Каков будет их накопительный фонд?

- Процентная ставка в банке составляет 5 рублей со ста рублей. Каков будет процент по вкладу с 1 тысячи рублей? С 2 тысяч рублей? ( 50 рублей, 100 рублей)

- Токарь на заводе придумал новый способ обточки железных деталей. За своё рационализаторское предложение он получил от руководства завода денежную премию. Это является запланированным видом дохода?

Отчёт группы экспертов. (Семья Петровых делала незапланированные покупки, не берегла вещи, не экономила, поэтому их доходы превысили расходы.)

Какой совет вы им можете дать?

Каждая группа даёт семье Петровых совет.

Обобщение: нужен ли семейный бюджет? (учебник с. 80)

Не случайно есть целая наука экономика, которая учит как надо вести хозяйство, планировать расходы, учитывать доходы. Ведь люди давно уже задумывались над этими вопросами, и народная мудрость отразилась в таких пословицах.

Каждая группа зачитывает 1 пословицу, объясняет смысл.

Денежки счёт любят.
Бережливость лучше богатства.
По приходу и расход.
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
Копейка рубль бережёт.

Оценивание работы детей.

IV. Домашнее задание.

С. 77-80, ответить на вопросы “Проверь себя”, выполнить задание:

1 вариант – с. 80 № 2.

2 вариант – с. 80 № 3.

V. Итог урока.

Что такое семейный бюджет? Зачем он нужен?

Возвращаемся к картинке, к опорным словам - терминам и подводим итог дискуссии.