Урок по химии "Курение — болезнь химической зависимости"

Разделы: Химия


 

Цели урока:

Показать вредное воздействие табачной продукции на организм человека и доказать, что курение – болезнь химической зависимости.
Повторить качественные реакции на некоторые химические вещества; решение задач на вывод молекулярной формулы.

Оборудование:

На столах учащихся:

  1. Лоточки, в которых находятся пробирки с вытяжками табака, стеклянная палочка, растворы хлорида железа (III) и перманганата калия, стаканчик с водой.
  2. Рабочая тетрадь
  3. Карточки с задачей
  4. Анкета

На демонстрационном столе учителя: прибор для получения табачной вытяжки (состоит из штатива с лапкой, стеклянной трубки, в концы которой вставлены две тоненькие стеклянные трубочки с пробками; ватного тампона, груши); пинцет, пепельница, химический стакан с водой, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, фенолфталеиновая бумажка.

На доске: высказывания выдающихся ученых о курении; таблицы «Наиболее вредные компоненты табачного дыма», «Сокращение жизни курильщиков в зависимости от числа ежедневно выкуриваемых сигарет и от возраста», рефераты учащихся.

Ход урока.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, его тема: «Курение – болезнь химической зависимости». Запишите тему урока в тетрадь.
Курение табака – одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения. По данным Центра мониторинга вредных привычек в настоящее время заядлыми курильщиками являются: 75% - мужчин, 27% - женщин, каждый десятый школьник страдает табачной зависимостью – это 42%. Многочисленные исследования показали, что курение:

1. Способствует возникновению различных заболеваний (работа с таблицей 1)

Таблица 1. Наиболее вредные компоненты табачного дыма

2. Приводит к преждевременной смерти, сокращению продолжительности жизни на 8-15 лет (работа с таблицей 2)

Таблица 2. Сокращение жизни курильщиков в зависимости
от числа ежедневно выкуриваемых сигарет и от возраста.

Возраст

Сокращение жизни при ежедневном курении следующего числа сигарет

До 25

1-9

10-19

20-39

Свыше 40

35

-4,6

-5,5

-6,2

-8,3

45

-4,5

-5,4

-6,0

-7,9

55

-4,1

-5,0

-5,6

-7,0

65

-3,5

-4,0

-4,4

-5,4

 

-2,8

-2,9

-3,1

-3,4

 

Вред, наносимый курением, в свое время испытал на себе выдающийся русский химик-органик А.М.Бутлеров. Давайте послушаем, что писал он об этом.

Выступление ученика:

А.М.Бутлеров писал: «Я курил около 30 лет, но потом начавши страдать неправильностями сердцебиения, причинявшими одышку и чрезвычайно неприятные ощущения скоро убедился, что главной причиной был здесь табак. Каждый раз, когда я бросал табак, припадки сердцебиения становились несравненно легче и начинались снова, когда я начинал курить. Организм мой стал относиться к табаку так чутко что нельзя было переносить даже и выкуривания 2-3 папирос в день; полпапиросы выкуренной мной, было достаточно, чтобы тотчас причинить сердцебиение. Говорю здесь об этом вследствие глубокого убеждения, «что многие, подобные мне, избегли бы серьезных страданий сердца, если бы не курили».

Учитель: А великий врач С.П.Боткин тоже был заядлым курильщиком. Он умер в возрасте 57 лет. Ему принадлежат слова: «Если бы я не курил, прожил бы еще лет 10-15». Ребята, обратите внимание, на доске есть высказывания о курении некоторых великих людей. Давайте их прочитаем.

Ученик 1:

Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом.
И.И.Павлов.

Ученик 2:

«Не огорчайте ваше сердце табачищем…» И.И.Павлов

Ученик 3:

«От курения тупеешь, оно не совместимо с творческой работой». И.Гете.

Ученик 4:

«Табак приносил вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации». О де Бальзак.

Учитель:

Ребята, вы изучили природу органических и неорганических веществ. И сегодня, основываясь на полученных знаниях, мы с помощью этого прибора попытаемся собрать некоторые продукты горения табака, которые курильщики конденсируют в своих легких, с помощью качественных реакций попробуем их определить, назвать и поговорим о влиянии этих веществ на организм человека. Обратите внимание, в середине стеклянной трубки вата. Она, будет выполнять роль легких курильщика. Прибор готов, осталось только зажечь сигарету и сжать грушу, что я сейчас и сделаю.

Начался процесс курения. Груша распрямляется просасывает дым через трубку, при этом часть продуктов горения табака собирается на ватном фильтре. (Делаю несколько затяжек). Сейчас я возьму смоченную водой фенолфталеиновую бумажку и преподнесу ее к дыму сигареты. Ребята, посмотрите, что произошло с бумажкой? Как это можно объяснить? (В состав табачного дыма выходит аммиак, соприкасаясь с влажной фенолфталеиновой бумажкой, он дает малиновую окраску).
Давайте вспомним и запишем еще одну качественную реакцию на аммиак.

( NH3 + HCl конц. --- NH4Cl появление густого белого дыма)

Ребята, а кто знает, какое влияние оказывает аммиак на организм человека?

Выступление ученика:

Аммиак – это газ, отлично растворяющийся в воде с образованием щелочно-реализующего раствора, известного под названием нашатырного спирта. Обладая свойствами щелочи, нашатырный спирт раздражает слизистые оболочки, вызывая безлихорадочный бронхит курильщиков. В итоге значительно снижается сопротивляемостью легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу.

Учитель:

А теперь внимательно я возьму наполненную дымом грушу и плотно прижму выходным отверстием к фильтровальной бумаге, выдавлю ее содержимое.
Ребята, посмотрите, что образовалось на бумаге? (на фильтровальной бумаге остался след канцерогенной смолы).
Ребята, какое влияние оказывает эта смола на наш организм?

Выступление учащегося:

Одна выкуренная сигарета средней крепости, массой 20г табака образует более 1г смолы. Канцерогенная смола вызывает повреждение зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки «входные ворота» для микроорганизмов. В результате этого зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей. Постепенно зубная эмаль приобретает желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах, ощущаемый при разговоре с курильщиком. Смола вызывает рак и заболевание легких, паралич очистительного процесса в легких и повреждает альвеолярные мешочки, снижает эффективность именной системы. Смола влияет и на цвет кожи. У курильщиков сначала появляется серый цвет лица, потом преждевременные морщины, затем кожа становится более тонкой, ранки на ней хуже заживают.

Учитель:

Мы сейчас увидели, что на фильтровальной бумаге остается след смолы. Какой из этого можно сделать вывод? (фильтры сигарет задерживают не все вещества).
Следовательно, утверждение, что большинство веществ улавливается фильтром далеки от истины, поскольку фильтр задерживает не более 20% содержащихся в табаке вредных веществ, а остальные попадают в организм курильщика.
Ребята, а теперь посмотрим, что же стало с ватой. Что происходит с легкими во время курения сигареты? (учитель с помощью пинцета достает вату из прибора и показывает ученикам).
Различные исследования показали, что в этом омерзительно пахнущем дегте содержится несколько сотен вредных и очень вредных химических соединений. Люди, которые вынуждены работать с подобными веществами на производстве имеют льготы. А курильщики добровольно и регулярно накачивают свои легкие этой смолой.
Ребята, посмотрите на столах у вас есть готовые вытяжки из этой ваты. Сейчас мы проведем два качественные реакции, подтверждающие, что в продуктах горения есть весьма реакционно-способные органические вещества.
В пробирку с первой вытяжкой добавьте несколько капель перманганата калия. Ребята, что вы наблюдаете? Давайте с вами вспомним, это качественная реакция на такие органические соединения? (происходит обесцвечивание перманганата калия, это качественная реакция на непредельные соединения). Посмотрите на таблицу и скажите, какое непредельное соединение входит в состав табачного дыма. Вспомните и запишите его формулу. (запись формулы стирола и данной реакции на доске и в тетрадях).
Ребята, а как влияет стирол на организм человека?

Выступление учащегося:

Стирол вызывает нарушение деятельности органов чувств: нарушение зрения, слуха, понижение чувствительности органов осязания.

Учитель:

Теперь возьмите вторую пробирку с вытяжкой и добавьте 1-2 капли хлорида железа (III). Ребята, что произошло? (появилась интенсивно-фиолетовая окраска). С помощью этой реакции, вы доказали, наличие какого органического вещества в табачном дыме? (запись формулы фенола и данной реакции на доске и в тетрадях).
Ребята, как влияет фенол на наш с вами организм?

Выступление учащегося:

Фенол – кристаллическое вещество с характерным запахом. Способен свертывать белки организма человека. Легко всасывается даже через неповрежденную кожу, и обладая большой ядовитостью, может вызвать общее отравление организма. При попадании на кожу вызывает сильный ожог.

Учитель:

Ребята, мы провели только несколько реакций, при желании количество их можно расширить: ведь в продуктах горения табака присутствуют многие неорганические вещества и органические соединения почти всех классов.

Ребята, у вас на столах лежат карточки с задачей на вывод молекулярной формулы органического соединения. Решив ее, вы определите формулу еще одного очень вредного вещества, содержащегося в продуктах горения табака. (один ученик решает задачу за доской, остальные – на своих местах).

Карточка

При сгорании органического вещества массой 3,9 г относительная плотность паров, которого по воздуху равна 2,69 образовался оксид углерода (IV) объемом 6,72 л (н.у.) и вода массой 2,7 г воды. Какова формулы вещества?

Учитель:

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел даром, что он поможет вам принять правильное решение, как ответить на вопрос: «Закурим?» - «Спасибо, нет. Я знаю, что это такое!»
Ребята, на столах у вас лежат анкеты. Я попрошу их заполнить и сдать мне. (заполнение их может быть анонимно. Это необходимо для учителя, чтобы он увидел результат урока).

Анкета

1.Ты куришь?
2. Задумывался ли ты раньше о вреде курения?
3. Убедился ли ты сейчас в том, что курение – это яд?
4. Как ты теперь будешь относиться к курению своих друзей, близких?
5. Нужно ли проводить уроки о вреде табака в школе?


Учитель:

Ребята надеюсь, сегодня вы поняли, что курение вредно для здоровья. А я желаю здоровья вам и вашим родителям. Надеюсь, что вы сами избежите этой пагубной привычки и повлияете на родных и знакомых, которым справиться с ней пока не удалось.