Урок "Закрепление изученных орфограмм"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.
  2. Способствовать развитию логического мышления.

Оборудование: Презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. Учитель. Мы отправляемся в путешествие, для того, чтобы вспомнить изученные орфограммы.

В некоторых сказках герои находятся в затруднительном положении – стоят перед выбором: куда идти и с чего начать?

То же предстоит и нам.

…Направо мы пойдём –
С непроизносимыми согласными урок проведём.
Прямо пойдём –
В гости к парным согласным зайдём.
Налево пойдём –
К словам с безударной гласной придём.

Учитель. Выбор за вами! Постарайтесь убедить своих товарищей идти той дорогой, которую вы считаете нужной.

II. В гости к безударным гласным мы пришли…

Дуб зелёный над холмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буковки живут,
Нас к себе они зовут.

Учитель просит прочитать эти строчки сильного ученика.

- Найдите все безударные гласные, которые спрятались в этих словах. (Безударные гласные записываются на доске и в тетрадях)

В слове зелёный – безударный гласный е. В слове холмом – безударный гласный о. В слове стоит – безударный гласный о.

- Все безударные гласные мы отыскали,

Которые в гости нас приглашали?

(Ещё безударная гласная есть в слове живут)

- Посмотрите: а все ли буквы вышли на встречу с нами?

(Ещё надо написать а, так как он тоже может быть безударным)

- Докажите.

(Трава, махать, глаза, старик, часы)

- Вот и все буковки у нас в тетрадке.

Или ещё не всё в порядке?

(Гласная я может быть безударной. Например, в словах мячи, пятачок, ряды, глядит, тянуть, тяжёлый, мясник)

- Всё теперь у нас в порядке.

Наши буковки в тетрадке.

Вспомните самую знаменитую песенку о ёлочке.

На слайде:

В лесу родилась ёлочка,
Зелёная иголочка.

- Видите, на каждой веточке задание?

Для вас, ребята – испытание.

1. На следующей строчке с маленькой буквы выпишите слова с безударной гласной в корне, а рядом напишите проверочное слово.  (Дети работают самостоятельно, затем – проверка)

- А что нам надо помнить, чтобы написать правильно безударный звук? (Дети рассказывают правило)

2. Задание ёлочки: подбери однокоренные слова к слову “лес”.

- Какие слова называются однокоренными?

3. Задание: определи, сколько звуков и букв в слове “ёлочка”. (Дети работают с квадратиками). Дают характеристику каждому звуку в этом слове.

Вы всё рассказали про безударные гласные. Ёщё раз вспомним правило, как проверить гласную в слабой позиции? (Обобщение)

III. Теперь встаньте. Нам надо выбрать другую дорогу.

Мы с вами вперёд пойдём (шагают),
В новый городок придём.
А в какой – вам решать,
Какую дорогу выбирать.
Как скажу я слово “пять”,
Надо вам тогда решать,
Если прямо, то руки вперёд,
Если налево, то руки в стороны.
Итак, раз, два, три, четыре, пять!

(Дети идут по дороге, которое выбрало большинство)

Учитель. Мы в городке у парных согласных звуков.

Вы видите три домика. Заглянем в каждый поочерёдно.

- В этом доме живёт лягушка. А почему именно это животное?

(В слове лягушка есть парный согласный звук в корне и его надо проверить)

1. Задание лягушки.

Сказка – ложь, да в ней намёк –
Добрым молодцам урок.

- Как вы понимаете это выражение?

- Найдите слова с парны ми согласными в корне слова и подберите к ним проверочные слова. (Дети находят и подбирают проверочные слова)

- Каким правилом надо пользоваться, чтобы правильно написать парный согласный в корне слова?

2. Учитель. Во втором доме живёт мышка.

- Почему этот зверёк живёт в этом городе?

Задание мышки.

    Загадка

    С глухим согласным наливаюсь в поле,
    Со звонким – сам звеню я на просторе.
    (колос – голос)

- Запишите эти слова и подберите к ним проверочные. (Дети работают самостоятельно)

- Молодцы! Каким образом вы подбирали проверочные слов?

Следующий житель этого городка – Баба-Яга.

Задание: Как называется мой замечательный домик? (Избушка на курьих ножках)

- Как вы думаете: почему это выражение появилось в этом городке?

- Подберите проверочные слова. Как вы это сделали?

- А как вы понимаете это выражение? Избушка на самом деле стоит на курьих ножках?

Учитель. В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой действительно может жить только Баба-Яга.

- Попробуйте составить предложение с этим выражением и запишите его в тетрадку.

- Ещё раз повторим правило написания парных согласных в корне слова. (Обобщение)

Физминутка.

Если в слове парный согласный звук в корне – руки вверх, если безударный гласный, то руки вперёд. Готовы? (Холмистый, гладкий, арбуз, вязать, часы, карапуз, звезда, сапожки)

IV. Итак, осталась последняя дорога в царство Непроизносимых согласных.

- Как вы думаете, почему я выбрала именно подводное царство для этой орфограммы?

- Задания для вас приготовили краб, скалярия и рыбка. Мы снова перед выбором! Когда я сосчитаю до 5 и вы поднимаете руки вверх, значит будем выполнять задание рыбки, если правая рука в сторону – задание скалярии, левая рука – задание краба.

Приготовились! 1, 2, 3, 4, 5!

Задание рыбки.

Вы должны отгадать и записать буквы, которые она вам загадала.

Парный согласный в слове ЛУК.
Безударный гласный в корне слова СТОЛОВАЯ.
Сонорный звук в слове КРОТ.
Безударный гласный в корне слова ЗВЕЗДОЧЁТ.
Сонорный звук в слове ЗУБНОЙ.
Буква, которая не имеет звука в слове КАМЕНЬ.

- Какое слово загадала вам рыбка? (Корень)

- А почему именно это слово? (Потому что все орфограммы, которые повторяем сегодня, находятся в корне слова)

- Давайте ещё раз вспомним эти орфограммы.

Задание скалярии.

- Вас ждёт серьёзное испытание. Внимательно прочитайте стихотворение. Я даю вам две минуты для запоминания. Затем вы записываете слова в тетрадь. Кто больше слов запишет, тот и победит. (Дети работают самостоятельно, затем проверка)

- Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадки. (Дд Тт Лл Вв)

- Подберите проверочные слова. Как вы это делали? (Правило)

Задание краба.

- Краб – любознательный первоклассник, он не знает правил, поэтому написал предложение с ошибками. Давайте ему поможем!

Ужастно интерестно всё то, что неизвестно!

(Дети исправляют ошибки и записывают предложение правильно)

- Подскажите крабу, как не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова?

V. Вот и заканчивается наше путешествие. Какой вывод можно сделать? (Обобщение правил)

У хорошей сказки счастливая развязка.

- Как вы понимаете это выражение?

- В нашем путешествии всё хорошо закончилось. Мы многое повторили. Молодцы! (Материал рассчитан на 2 урока)