Урок окружающего мира "Зима — покой природы" с использованием мультимедийной презентации

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы.
  2. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
  3. Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери.
  4. Развивать творческие способности учащихся, устную речь.
  5. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование:

  1. Календарь погоды.
  2. Иллюстрации с изображениями зимних месяцев.
  3. Иллюстрации с изображениями диких животных.
  4. Иллюстрации с изображениями зимней природы, жизни растений и животных.
  5. Запись музыки П.И. Чайковского “Времена года. Зима”.

Ход урока

1. Организационный момент.(Под музыку П.И. Чайковского)

Настроимся на урок. Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы узнаете, когда отгадаете загадки.

2. Актуализация знаний учащихся.

2.1. Загадки.

1)

Старик-шутник:
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)

2)

На всех садится,
Никого не боится. (Снежинка)

3)

Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)

- Какова будет тема нашего урока? (Зима и животные зимой)

- Ребята, к нам на урок пришел зимний гость. Узнайте его:

В белой шубке меховой
С угольками вместо глаз,
Улыбаясь, как живой,
Он глядит на нас.
Мы дадим ему метелку,
Слепим пышный воротник,
Пусть по улицам поселка
Ходит дворник – (Снеговик).

Он будет наблюдать за нашей работой, а если вам будет трудно ответить на какой-либо вопрос, то обязательно поможет.

2.2. Чтение стихотворений о зиме.

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица- душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима! (Т. А. Вяземский)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А. А. Фет)

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету. (И.С. Никитин)

3. Совместное “открытие” новых знаний.

3.1. Установление признаков зимней погоды:

- Какие признаки зимы вы можете назвать?

- становится холоднее;

- небо чаще покрыто облаками;

- осадки выпадают в виде снега;

- дни становятся короче, а ночи длиннее;

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

3.2. Выступление синоптиков.

- Отметим, какова температура воздуха, осадки, облачность.

3.3. Беседа о трех месяцах.

- Ребята, сколько календарных месяцев будет длиться зима? (Слайд 1)

- Какие месяцы зимы вам известны? (Слайд 2)

(В зиме, как и в других временах года, три месяца. Декабрь – он самый старый в году. Январь – он первый, самый младший месяц нового года, он стоит с новогодней елочкой. Но в зиме он второй, средний месяц. Февраль – последний месяц зимы. А теперь давайте узнаем о них побольше.)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого – всех дней короче,
Всех ночей короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) (Слайд 3)

(Слайд 4)

(Декабрь – это начало зимы. Декабрь год кончает, зиму начинает. Так говорят о декабре, последнем месяце года и, первом – зимы. Все ниже ходит солнце, все короче и темнее дни. Небо днем серое, тусклое. Облака стелются над землей низко.)

- Почему осадки выпадают в виде снега?(Это связано с понижением температуры)

Часто снег выпадает в конце осени – в ноябре и даже в октябре. (Слайд 5)

Но обычно первый осенний снег тает. А вот декабрьский снег будет лежать долго – до весны. В декабре морозы чередуются с оттепелями. В оттепель зима становится похожа на позднюю осень: сыро, грязно, пасмурно. Хотя и потеплело, а не радостно от такой погоды.

- Какие знаете приметы?

1) Декабрь снежный да холодный обещает обильную жатву.

Радуются снегу люди, а особенно детишки. (Слайд 6)

Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно есть мороз.

- О какой примете говорится в стихотворении?

- Из чего состоит снег? (Снежинки) (Слайд 7)

Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Когда холодно и нет ветра, падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

- Какое явление природы бывает только зимой? (Снегопад)

- Почему снегопад не бывает в другие времена года?(Зимой низкая температура воздуха. Водяные пары замерзают, превращаясь в снежинки.) (Слайд 8)

Если на улице не очень холодно, а снег пошел сильнее, гуще, то становится еще теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называется снегопадом. А когда дует ветер, из туч сыплется крупа – маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали – крупа. (Слайд 9)

А иногда снег не идет из тучи, а намерзает прямо на веточках деревьев. Это иней. Весь лес становится сказочно белым. (Слайд 10)

В городе в это время тоже красиво. (Слайд 11)

Вот так выглядит иней, если посмотреть на него близко-близко.(Слайд 12)

Реки, ручейки, озера и пруды в декабре покрываются льдом. Вначале он тоненький, слабый и по нему нельзя ходить. Но к середине декабря он обычно становится крепче. Можно доставать коньки. (Слайд 13)

Декабрь – это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается так и ходит по краю неба. 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь. (Слайд 14)

Но как только ляжет снег, сразу становится светлее и радостнее, несмотря на такие короткие дни. (Слайд 15)

А еще декабрь – это последний месяц года. В этом месяце мы наряжаем елку к приходу Нового года и нового месяца. (Слайд 16)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица,
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь) (Слайд 17)

И вот наступил январь – это первый месяц года, но второй средний месяц зимы. (Слайд 18)

- Что можете сказать об этом месяце?

“ Месяц январь – зимы государь” - так народ говорит. Как понимаете слово “государь”?

В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звезды ночью яркие. В народе январь называют “лютень”, или “лютовей”.

- Как вы думаете, почему?

Январь – самый холодный месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днем на небе светит солнышко, а ночью – луна. (Слайд 19)

В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз – красный нос. (Слайд 20)

А когда набегут тучи и повалит снег, становится теплее. Все наоборот. При солнышке холодно, при тучах – тепло. (Слайд 21)

- Какой зимний месяц у нас остался? (Слайд 22.)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

Это последний месяц зимы. В народе называют его “снеговеем”. Почему? В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. (Слайд 23)

Погода становится мягче, теплее, чем в январе. От того снег становится липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. (Слайд 24)

А также хорошо в такую погоду играть в снежки. (Слайд 25)

А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. (Слайд 26)

Если ветер не сильный, он не может высоко поднять – не выше колена. Кажется кто-то белый бежит по земле, петляет. Это поземка. (Слайд 27)

А поднимется ветер посильнее, закрутит снег выше головы. Это начинается Вьюга (Слайд 28) У нее много имен . Как вы думаете, какие? Вьюга, Метель, Пурга, Снежная Буря. Такой уж месяц февраль. Про него говорят: “Вьюги и метели на февраль налетели”. (Слайд 29)

В конце февраля солнышко становится теплым. Скоро весна! Погода в феврале не приносит холода. Люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные, румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это праздник встречи с солнышком. (Слайд 30)

- Какие зимние месяцы мы с вами запомнили?

3.4. Зимний лес.

- Рассмотрите картину зимнего леса. (Слайд 31)

- Что видите?

- Каковы особенности жизни деревьев зимой?

Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

- Какие деревья не сбрасывают листья?

- Ребята, если спят деревья, можем мы сказать, что спит вся природа?

3.5. Работа по учебнику. (С. 5387)

- Рассмотрите иллюстрацию с изображением зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы?

- От кого прячутся звери и птицы?

- Какие трудности они испытывают зимой?

- Многие птицы осенью улетели в теплые края. Почему?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Почему зимой птицы чаще посещают города и села?

- Как мы им можем помочь? (Слайд 32)

А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу. (Ребята разыгрывают сценки)

- Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

- Да нет, Чижик, это я радуюсь!

-Нашел время радоваться.

- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши:

- В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

- Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело!

- Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

(Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

Значит зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.

Сценка “Ворон и тетерев”

- Что, Ворон, холодно?

- Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: вовсе закоченеешь.

- А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег – бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадаешься!

- Как тетерев переносит непогоду?

- Какие еще животные прячутся под снег? (Полевые и лесные мыши, куропатки, зайцы в сильный мороз тоже прячутся под снег.)

3.6. Физ. минутка.

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.

3.7. Беседа о диких животных.

А сейчас мы посмотрим как зимуют дикие животные.

- Я загадаю загадку, а вы должны угадать, о ком идет речь?

1) Неуклюжий ты, большой и лохматый,

Всю-то зиму ты проспал косолапый. (Медведь)

- Что вы знаете о них?

(Спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Живет в это время за счет жира, который накопил в своем теле еще летом и осенью.)

- Говорят, медведь сосет лапу. Почему?

(Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком.

Спит всю зиму еще один товарищ медведя – это барсук. Он тоже за лето и осень накопил много жира, а на зиму заснул. Но барсук в отличии от медведя иногда просыпается, поест что-нибудь из своих запасов и снова засыпает.)

2)

Сказок много про меня
Что в лесу-то я живу
А в деревне кур краду. (Лиса)

- Что вы о ней знаете?

(запасов на зиму не делают. Тщательно обнюхивают снег, норки мышей отыскивают. Так мышами в основном и кормятся всю зиму. Но не всегда могут раскопать норку мышки под снегом, поэтому, как и другие животные, часто голодают.)

3)

В гору – бегом,
С горы – кувырком. (Заяц)

- Что знаете о них?

(Зимой кормятся веточками деревьев, снимают кору с их стеблей. Трудно зайчикам зимой, не все доживают до весны. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываются в сады.)

- А сейчас вопросы зоовикторины:

- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)

- Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору, так как передние лапы короткие, задние – длинные: в гору бежит, а с горы катится кубарем).

С ветки на ветку – прыгаю легко,

На зиму запасов – сделала полно? (Белка)

- Как выглядит белка летом и зимой?

(К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или дуплах деревьев. Белка запасла грибы и орехи еще летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдет по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Но очень плохо и голодно бывает зимой, когда дуют сильные ветры и снегом заносит кладовые; и не каждый год бывает хороший урожай шишек.

- О каких животных мы с вами узнали?

- Почему они так называются, дикие?

- О какой помощи они нас могут попросить?

5) Следующий наш герой – перед вами: Ребус волк.

- Что о нем вы можете рассказать?

(Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.

- Знаете ли, кто-нибудь поговорку о волке, которая сейчас была бы уместна? (Волка ноги кормят).

Ребята, посмотрите, кто оставил эти следы? (Лось)

- Что о нем можете рассказать?

(Мощный лосиный след трудно с чем-либо перепутать. Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Летом добывать ее несложно. А вот Зимой… Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Ученые подсчитали: за сутки лось может съесть больше 1700 веточек! Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию.

Послушав рассказы о животных, какой вывод можно сделать? (Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как птиц, зимой подкармливают).

4. Творческая работа учащихся.

Ребята собирают на партах и на доске из частей бумаги животных (Лису, зайца, моржа).

- Как вы думаете, какое животное может быть лишним?

- Почему?

- Где они обитают? (В водах Северного-Ледовитого океана).

5. Закрепление изученного материала.

5.1. Игра “Узнай, чей след”.

5.2. Викторина.

- Что страшнее животным – холод или голод?(Голод)

- Каких зверей зовут “шатунами” ?(Медведь, который зимой проснулся, называется медведь-шатун)

- След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)

- Пользу или вред приносит человеку барсук?

(Ни пользу, ни вред – он зимой спит)

- По лесу жаркое в шубе бежит. Кто это? (Заяц)

5.3. Игра “Четвертый лишний”

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Береза, клен, ель, дуб.

Воробей, клест, галка, снегирь.

Шуба, свитер, платье, валенки.

Гирлянда, кубики, шарик, хлопушка.

6. Интернет- игра “Подбери одежду снеговику”.

http://z.morozko.net/i/g23/index.html

- Ребята, давайте скажем Снеговику спасибо и порадуем его. Подберем нарядную одежду.

7. Выставка книг.

8. Подведение итогов.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Перечислите основные признаки зимы.

- Что нового узнали?

9. Рефлексия.