Открытый урок по изобразительному искусству в 8-м классе по теме "Синтез искусств в архитектуре. Мозаика"

Разделы: МХК и ИЗО


План-конспект урока

Тема урока: “Синтез искусств в архитектуре. Мозаика”.

Цели урока:1. Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о синтезе искусств в архитектуре; сформировать представление о мозаике, как о виде монументального искусства.

2. Развивать навыки работы с бумагой в технике аппликации.

3. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.

Оборудование:

1. Для учителя: репродукции по теме.

2. Для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.

Оформление классной доски:

центральная часть – дата, тема, репродукции;
левая, правая части – репродукции.

План урока:

  1. Организационная часть
  2. Закрепление изученного материала
  3. Сообщение нового материала
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическое выполнение задания
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание

Ход урока.

1. Организационная часть.

1) Установить должную дисциплину в классе.
2) Отметить отсутствующих.
3) Проверить подготовку к уроку.
4) Сообщить тему, цели и задачи урока.

У.:- Тема нашего урока “Синтез искусств в архитектуре. Мозаика”. В первой части урока мы поговорим о видах изобразительного искусства, об их связи с архитектурой, закрепим знания о них. Эти знания вам пригодятся на уроках истории, при изучении тем, связанных с культурой и искусством разных стран и народов. Затем я более подробно познакомлю вас с одним из видов монументального искусства – мозаикой. И, наконец, перейдем к работе по составлению мозаики. Это умение пригодится вам и в повседневной жизни. Мозаичные картины и панно буду прекрасным украшением интерьера вашей комнаты. Также будем развивать творческие способности, воспитывать в себе уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.

2. Закрепление изученного материала.

1) У.: – Ребята, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

(Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.)

У.: – Рассмотрите репродукции <Рисунок1>,<Рисунок2>,<Рисунок3>,<Рисунок4>,<Рисунок5>, определите вид изобразительного искусства, на листочках, которые лежат перед вами, напишите название вида изобразительного искусства. Обменяйтесь листочками с соседом по парте, проверьте его работу. Если считаете, что работа выполнена верно, поставьте “+”.

У.: – Ребята, прочитайте, какие виды изобразительного искусства вы выписали. (Проверка). Поднимите руку, кто допустил ошибки. Какие ошибки вы допустили?

У.: – Вернемся к репродукциям и докажем, что это именно тот вид изобразительного искусства, о котором мы говорим.

(Учащиеся дают краткую характеристику видов изобразительного искусства:

живопись – вид изобразительного искусства, произведение искусства, выполненное красками;

графика – вид изобразительного искусства, изображение на бумаге или картоне карандашом, пером, углем или с помощью специальных приспособлений, машин – печатная графика;

скульптура – вид изобразительного искусства, объемное изображение человека, животного; архитектура – вид изобразительного искусства, искусство проектировать и строить;

декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, художественно оформленные предметы быта).

У.: – Ребята, что мы сейчас повторили?

(Виды изобразительного искусства.)

2) У.: -Ребята, как эти виды изобразительного искусства связаны с архитектурой?

(Все эти виды изобразительного искусства неразрывно связаны с архитектурой, так как участвуют в оформлении интерьеров различных зданий, украшении фасадов, улиц, площадей, парков и.т.д.)

У.:- Рассмотрите предложенные репродукции, определите, какие архитектурные сооружения на них изображены и докажите правильность выдвинутого утверждения.

( 1. Храм Парфенон в Афинском Акрополе <Рисунок6> – выстроен в V веке до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом. Фриз украшен рельефами, фронтоны заполнены скульптурой.

2.Собор и башня в Пизе,<Рисунок7>. Начало строительства – 1063 год. Этот прекрасный ансамбль создавался долгое время. Видим сочетание скульптуры (круглой и рельефы), монументальной живописи.

3.. Покровский собор на Красной площади (1555 – 1561 гг.) ,<Рисунок8>, в народе его называют храмом Василия Блаженного, построен по указу Ивана Грозного. Декоративное убранство очень богато – многочисленные рельефы, росписи на внутренних и внешних поверхностях стен. Поэтому тоже можем говорить о синтезе искусств в архитектуре.)

У.: – Ребята, почему мы должны знать и охранять эти памятники архитектуры?

(Потому что это всемирное культурное достояние, которое должно быть сохранено для других поколений, чтобы быть высокообразованными людьми.)

У.: – О чем мы сейчас говорили?

(Мы говорили о том, что архитектура неразрывно связана с другими видами изобразительного искусства)

3. Сообщение нового материала.

У.: – Искусство, которое рассчитано на массовое восприятие и существующее в синтезе с архитектурой, принято называть монументальным. Оно “живет” на внутренних и внешних стенах зданий и сооружений, на улицах городов.

У.: – Приведите примеры.

(Скульптуры – памятники, скульптуры-фонтаны, обелиски, статуи, мозаики, фрески, панно, витражи и т.д.)

У.: – Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из видов монументального искусства – мозаикой.

- Вспомните, что мы называем мозаикой.

(Мозаика – вид монументального искусства, изображение, составленное из кусочков, разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.)

У.: – Мозаику называют вечной живописью. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия!

В Древнем Египте <Рисунок9> мозаика из пластинок и кубиков из природных камней применялась для украшения различных изделий бытового назначения. Также использовались полудрагоценные и драгоценные камни. Уже в Древнем Египте наблюдался расцвет производства цветных глухих стекол – смальт (цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками).

Античная мозаика <Рисунок10>,<Рисунок11> развивалась от несложных, выложенных галькой, узоров до сложных черно-белых или цветных композиций.

В Византии <Рисунок12>,<Рисунок13>,<Рисунок14> мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов. На весь мир прославились знаменитые сохранившиеся равеннские мозаики из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витале и Сант- Аполлинаре-ин -Классе.

В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики. Копии равеннских мозаик, выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства.

В России мозаичные изображения получили распространение с ХVIII в. Особенно увлеченно работал над мозаикой М.В.Ломоносов. На уроках литература вы встретитесь с творчеством М.В. Ломоносова. Обратите внимание, насколько он был разносторонне образованным человеком! Сегодня он станет вам известен не только как писатель, но и художник. Он положил много труда на организацию, научно- исследовательскую и творческую работу в области мозаики. Провел более 4 тысяч опытных плавок стекла с минеральными красителями, получил 112 тонов и 1000 оттенков. Многими его рецептами пользуются до сих пор.

Время революции и Гражданской войны не способствовало развитию монументальных жанров в изобразительном искусстве, но, начиная с 30-х гг. в нем вновь возникает потребность. Украшение внутренних помещений мозаиками становится распространенным в сталинскую эпоху. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные панно создаются для станций московского метрополитена “Комсомольская-Кольцевая”, “Киевская”, “Аэропорт” и других. Известные российские художники Павел Корин, Александр Дейнека, Юрий Королев <Рисунок15> выполнили немало мозаичных работ. Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками.

Теперь, когда почти в каждом доме есть компьютер, “эффект мозаики” можно создавать при помощи программы – графического редактора “Painter 5”, переводя в мозаичное изображение любое живописное произведение. Эта программа демонстрирует необычную связь между прошлым, настоящим и будущим искусства мозаики.

У.: – Ребята, с каким видом монументального искусства вы сейчас познакомились?

(С мозаикой, с возникновением и развитием этого вида монументального искусства)

4. Постановка художественной задачи.

У.: – Теперь и вы поработаете в технике мозаики. Язык изобразительного искусства понятен всем без исключения, поэтому существуют знаки, не требующие словесного пояснения, например дорожные, медицинские или спортивные. Предлагаю создать знаки-эмблемы школьных кабинетов и выполнить их в технике мозаики.

У.: – Создадим три рабочие группы, каждая из которой будет работать над своим знаком, выберите ответственного в своей группе, который подведет итог вашей работе в конце урока.

У.: – Последовательность работы такова:

1) Определить сюжет будущей мозаики.
2) Выполнить эскиз мозаики небольшой величины, примерно 1/4 листа формата А4 в цвете.
3) Перенести рисунок на основу тонкими линиями.
4) Подобрать цветную бумагу соответствующих тонов.
5) Подготовить материал для мозаики (по желанию можно выбрать круглую, овальную, квадратную, прямоугольную, треугольную и др. форму кусочков бумаги)
6) Скомпоновать кусочки цветной бумаги на основе, то есть выложить рисунок по эскизу. Ни один кусочек не должен закрывать другой, они должны прилегать друг к другу .
7) Закрепить мозаику на основе с помощью клея.

5. Практическое выполнение задания.

У.: – Рабочие группы могут приступить К выполнению задания, желаю успеха!

6. Подведение итогов.

1) У.: – О чем говорили на уроке?
2) Показ выполненных работ учащихся. <Рисунок16>,<Рисунок17>,<Рисунок18>. Выступление рабочих групп с рассказом о проделанной работе.
3) Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

1) Вспомнить, что такое мозаика, этапы развития данного вида монументальной живописи.
2) Выполнить мозаику с использованием другого материала.

Использованная литература.

  1. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова.  Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Прекрасное – своими руками/Сост. С.С. Газарян. .- М.: Дет. лит., 1989.
  3. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5 – 8 класс. – Обнинск: Титул, 1996.
  4. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: – М.: Просвещение, 1981.