Конспект занятий по художественному труду для дошкольников "Весну встречаем, птиц поджидаем"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста путем обеспечения единства решения игровых, познавательных, и практических задач, развитие у детей доброго отношения к окружающим.

ЗАДАЧИ:

- совершенствовать конструктивные умения и навыки;

- развивать воображение, память, логическое мышление;

- развивать мелкую моторику пальцев, улучшать координацию движений;

- воспитывать любовь к природе, заботливое, доброе отношение ко всему живому, научить детей заботиться о ближнем, сопереживать ему;

- обогащать игровой опыт.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Раздаточный материал:

- цветная бумага (коричневый цвет)

- квадрат и полоска цветной бумаги желтого цвета

- лист бумаги формата А4 голубого цвета (фон)

- цветная бумага с нарисованными деталями оранжевого и черного цветов

- квадрат бумаги размером 6х6 см черного\ серого цвета для изготовления фигурки птички

- клей-карандаш, ножницы

2. Наглядные пособия:

- дидактические материалы ( иллюстрации, образец для показа)

3. Технико-сопровождающее оборудование:

- магнитофон

- аудиокассеты

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

- Подготовка к занятию    (1 мин).

- Приветствие (проведение игры-разминки “КАК ЖИВЕШЬ”) (1 мин).

- Разминка (пальчиковые игры “Здравствуй, пальчик” и “ Наши пальчики играют” (1 мин).

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Беседа о признаках наступающей весны (тает снег, пробивается первая травка, первые листочки, солнышко начинает пригревать, день длиннее, просыпаются насекомые, медведи, возвращаются из теплых краев птицы… )    (1 мин)

- литературно-музыкальная пауза (слушаем звуки весеннего леса, голоса птиц в весеннем лесу) (2 мин)

- Беседа с персонажами (зайчик и мишка) об ожидаемом прилете птиц, о необходимости помочь птичкам как можно быстрее обустроиться для жизни своей и своих будущих птенчиков    (2 мин)

- Постановка задания    (1 мин).

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Выбор фона для работы    (2 мин)

- Изготовление изображения дерева (техника “рваная бумага”) 10 мин

- Изготовление последних тающих сугробов (техника “рваная бумага”)    (3 мин)

- Изготовление первых травинок (прием “нарезание полосок”) (1 мин)

- Изготовление фигурки солнышка     (3 мин)

- Физкультминутка (2 мин)

 - Изготовление фигурки скворечника ( вырезаем детали и складываем их ) (1 мин)

- Складывание фигурки “птичка”     (3 мин)

 4. ОФОРМЛЕНИЕ ГОТОВЫХ РАБОТ

- Сбор всех элементов в единую композицию     (1 мин)

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

- обсуждение результатов работы (1 мин)

- стихотворение “Скворцы” Е. Тараховской (1 мин)

- игра “Птицы прилетают, домики выбирают”      (3 мин)

 Здравствуйте, ребята!

Я очень рада, что вы сегодня пришли, несмотря на хмурую погоду. У меня поэтому хорошее настроение. А у вас? Давайте поиграем в нашу любимую игру “Как живешь?” (на каждую строчку идет соответствующее имитирующее движение):

КАК ЖИВЕШЬ? Вот так! Радостная улыбка
КАК ПЛЫВЕШЬ? Вот так! Руками изображаем гребные движения
КАК БЕЖИШЬ? Вот так! Руками изображаем беговые движения
ВДАЛЬ ГЛЯДИШЬ Вот так! Руку поднять, как будто от солнца
ЖДЕШЬ ОБЕД Вот так! Руки сложить на столе, как за партой
МАШЕШЬ ВСЛЕД Вот так! Машем рукой
НОЧЬЮ СПИШЬ Вот так! Руки подкладываем под голову
А ШАЛИШЬ Вот так! Громко хлопаем

Теперь вы тоже улыбаетесь, и можно начинать занятие. Мы с вами поздоровались, а наши помощники? Кто у нас помощники? (- наши пальчики)

Пальчиковая игра “Здравствуй, пальчик” (пальцы обеих ладоней соприкасаются друг с другом и “здороваются”, приговаривая “Здравствуй, братец-пальчик”)

Ну, вот, пальчики поздоровались и начали играть.

Пальчиковая игра “Наши пальчики играют” (проснулись – потрудились - заснули: разжали кулачки, пошевелили активно пальчиками, снова сжали кулачки).

Закончилось наше путешествие по зимней белой сказке и прибыли мы в сказку новую – весеннюю.

Весну народ любил издавна. Даже называют ее “весна-красна”.

Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

Видите, кое-где уже растаял снег, кое-где пробивается первая травка. Солнышко светит веселее и греет оно уже заметнее. На веточках деревьев набухают почки. А вот ива и верба уже распустились и выпустили свои пушистики.

Ранней весной еще мало проталин, по утрам еще держится легкий морозец, но днем уже громко и весело поет синица. День становится длиннее, и с каждым днем длиннее становится песенка синички. Давайте ее послушаем.

МУЗЫК. ПАУЗА – СЛУШАЕМ АУДИОКАССЕТУ (ПЕСНЯ СИНИЦЫ)

Но не только песни синиц можно услышать весной. Из теплых стран прилетают зяблики, скворцы, ласточки. На полях появляются грачи. Недаром говорят в народе: “Увидел грача – весну встречай”.

РАССМАТРИВАЕМ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПТИЦ И СЛУШАЕМ АУДЛИОКАССЕТУ С ЗАПИСЬЮ ИХ ГОЛОСОВ

Как вы думаете, что делают птицы как только вернутся домой?

Правильно, они начинают беспокоиться о своих домах. Не все птицы умеют хорошо строить гнезда.

Многие птицы просто выбирают для своей жизни уже готовые укрытия – дупла, щели домов.

Птички вернулись, а на улице еще довольно холодно. Давайте поможем птичкам поскорее поселиться и начать петь свои весенние песни и растить своих птенчиков.

Как вы думаете, как мы можем помочь птицам?

Давайте поможем им и подготовим для них домики.

Как называются домики, которые люди делают для птиц?

Правильно, скворечник. И называется он так потому, что чаще всего там поселяются скворцы – птички, которые не умеют сами строить себе гнезда, которым нужен дом поукромнее, чем простое гнездо.

Даже есть такая загадка:

НА ШЕСТЕ ДВОРЕЦ,
ВО ДВОРЦЕ ПЕВЕЦ,
А ЗОВУТ ЕГО?.......СКВОРЕЦ!

Итак, приступаем к работе.

Выбираем для нашей работы лист цвета весеннего неба. Какого? Голубого цвета – именно с таким светло-голубым цветом представляется нам весеннее небо.

Берем коричневую бумагу – она поможет нам сделать ствол дерева. Отрываем длинную толстую полоску – это будет ствол. Маленькие полосочки – это будут ветки.

Приклеиваем на лист эти детали – получаем ствол дерева.

Теперь давайте изобразим последний снег, который еще лежит под деревьями. Для этого подготовим оборванные кусочки белой бумаги. Отрываем несколько кусочков белой бумаги и размещаем их под деревом.

А теперь давайте изобразим пробивающуюся сквозь последний снежок первую травку. Берем полоску зеленой бумаги и ножницами нарезаем несколько тоненьких полосочек. Размещаем эти “травинки” на нашей работе.

Погода весной должна быть радостная и солнечная. Вот и у нас на работе будет светить яркое солнышко. Бумагу какого цвета мы выберем для того, чтобы сделать солнышко?

Берем квадратик желтой бумаги, превращаем его в солнечный круг. Как? Для этого нам нужно загнуть все уголочки.

Теперь нашему солнышку не хватает лучиков. Берем полоску желтого цвета и нарезаем лучики – тонкие полоски.

Теперь подклеиваем лучики к солнечному кругу и солнышко находит свое место на нашей работе. Красиво подклеиваем солнышко в верхней части работы.

Никакой ветер нам не страшен!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО, руками махать себе на лицо
ЗАКАЧАЛОСЬ ДЕРЕВЦО. руки подняты вверх, покачиваться вправо-влево
ВЕТЕР ТИШЕ, ТИШЕ, ТИШЕ, приседания, руки вперед
ДЕРЕВЦО ВСЕ ВЫШЕ, ВЫШЕ! плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки

Теперь можно приниматься за сам скворечник. Из каких частей он состоит?

Ответы детей: сам домик, крыша треугольная, круглое окно-дверка, длинный шест.

На выданных листах бумаги у вас нарисованы геометрические фигура. Попробуем сейчас их вырезать и составить из них нужный птичий домик – скворечник.

Прикрепляем готовый скворечник на нашем дереве.

Как вы думаете, наши скворечники понравятся птичкам? Посмотрите как их много. Теперь вон сколько много птичек смогут поселиться около наших домов.

Мы построили скворечню –
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день птенцы кричат:
Мы хотим добавку –
Муху и козявку!

А теперь давайте поиграем и покажем, как рады птички вашему подарку – таким красивым домикам.

Как-то раннею весной дети стоят в кругу
На опушке лесной
Появилась стая птиц: дети “летают” по кабинету
То скворцы или синицы,
Иль большущие грачи
Разбежались по опушке, приседают
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок! “клюют”
Крак-крак-крак!
А потом летят в свой дом –
Хорошо как им жить в нем! Слетаются к педагогу в большой домик –
Скворечник.

Ну, а где же птички, кого мы ждем?

Наверно, они уже совсем близко. Сейчас мы с вами только возьмем лист бумаги, и птички окажутся совсем рядом.

Берем квадратик бумаги черно-белого цвета (но подойдет и коричневый, серый, словом, чтобы получилась красивая птичка).

Сначала сложим “косыночку”. (см. схему складывания в файле Рисунок1.jpg).

Развернули фигурку, видим дорожку (диагональ).Сейчас надо сложить фигурку “воздушный змей”. Складываем ее по складке пополам. Отгибаем головку, хвостик, надрезаем перышки (см. схему складывания в файле Рисунок1.jpg)

Посмотрите, как понравится птичке ее новый домик – посадите ее на ветку дерева (приклеим). И послушаем весеннюю песню скворца.(аудиокассета))

Спасибо. ребята, что вы помогли птицам и построили им такие домики.

И вместе с вашими мамами, папами, бабушками и дедушками всегда помогайте птичкам. Скоро все деревья зазеленеют, в лесу станет очень красиво, травка вырастет молоденькая, мягкая и пушистая, а домики для птичек у нас готовы. Мы уже ждем их в гости. Образцы готовых работ приведены в файле Рисунок2.jpg.

1.04.2008