Урок истории в 4-м классе по теме "Что человечество ценит больше всего?" (Образовательная система "Школа 2100")

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с представлением о том, что у всех людей, живущих на Земле, есть одинаково важные вещи, идеи, правила – общечеловеческие ценности

Задачи:

  • обсудить с учениками конкретные общечеловеческие нравственные ценности, духовные ценности, памятники культуры, спортивные соревнования,
  • обогащать знания об окружающем мире,
  • развивать речь, наблюдательность, умение делать выводы,
  • развивать логическое мышление,
  • воспитывать чувство товарищества, самостоятельность.

Оборудование:

  • карточки “Терминологическое лото”, изображения сказочных персонажей;
  • жетоны для игры “Блиц-опрос”;
  • карточки с названиями религий мира;
  • карточки с нравственными понятиями добро-зло;
  • изображение олимпийского флага, факела;
  • ТСО: записи муз. отрывков “Спящая красавица” П.И.Чайковского, музыка И.Дунаевского, географическая карта мира.

Ход урока

I . Организационный момент (Психологический настрой).

Учитель (У.): - Быстро-быстро сожмите и разожмите пальцы рук, поморгайте, затем крепко зажмурьтесь и скажите: Я справлюсь, Я могу! Я ничего не боюсь!)

II. Актуализация знаний учащихся. (Работа в группах).

(У.): В течение года, путешествуя по страницам книги “Человек и человечество”, мы узнали много нового о чертах человеческой личности, об отношениях между людьми в обществе. Давайте вспомним некоторые понятия этого курса.

“Терминологическое лото” (игра)

(Учитель читает термин, учащиеся вычеркивают слово-ответ)

совесть самопознание
мораль личность
культура ООН
  1. Так называют правила поведения, принятые в обществе, одобренные большинством людей. В этих правилах говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие плохими. (Мораль)
  2. Так можно назвать размышления человека о самом себе, о причинах своих поступков, узнавание своих черт характера, привычек, интересов. (Самопознание)
  3. Так называют каждого обладающего разумом человека, с его неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, убеждениями, привычками. (Личность)
  4. Так называют способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла (Совесть)
  5. Совокупность общественных, духовных достижений людей. (Культура)

(У.):

- Какое слово осталось? (ООН)

- Расшифруйте аббревиатуру.

- Вспомним, что мы знаем об этой организации.

Блиц-опрос . (От группы выходят по 1 человеку, за правильный ответ - жетон)

  1. Когда была создана ООН? (24.10.1945 г.)
  2. Чем занимается ООН? (Сохранение мира)
  3. Сколько государств входило первоначально в ООН? (51)
  4. В каком городе находится штаб – квартира ООН? (Нью-Йорк)
  5. Сколько государств входит в ООН с 1996 г? (185)
  6. Сколько человек от каждого государства представлено? (По 1)
  7. Главный орган управления ООН? (Генеральная Ассамблея)
  8. Когда была принята Декларация Прав человека? (10 .12 1948 г.)
  9. Какие основные права и свободы записаны в Декларации Прав Человека?
  10. Какого цвета флаг ООН?
  11. Что изображено на флаге ООН?
  12. Что обозначает круглый стол в зале Совета Безопасности?
  13. Какие 5 государств имеют постоянных представителей в Совете Безопасности? (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай)
  14. Какое наказание налагает Совет Безопасности провинившемуся государству?

(По результатам блиц-опроса выставляются оценки за изученный материал)

(У): Статья 18 Всеобщей Декларации Прав Человека гласит:

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает свободу менять свою религию и убеждения или исповедовать свою религию

Вспомним основные религии мира:

(На доске пронумерованные карточки с названиями мировых религий)

  1. Буддизм
  2. Христианство
  3. Ислам
  4. Конфуцианство
  5. Даосизм
  6. Иудаизм

(У.): - К какой религии мира относятся слова?

Будда, Аллах , раввин,

мечеть. Библия,

Конфуций, Дао,

Дева Мария, католик

(Работа в группах. У учащихся на столах карточки с числами)

Учащиеся показывают номер, под которым записана мировая религия

(У.): Что такое РЕЛИГИЯ? (Ответы учащихся).

Какое значение для людей имеют важнейшие религии мира?

Дети (Д.): Бесценное сокровище человеческой культуры, без которой невозможно представить историю и современность

Вывод: людей объединяют духовные ценностиодна из них - религия.

У: Религия существует в каждом обществе. А что каждый из вас считает своим обществом?

(высказывания учащихся).

Д: Я - человек, личность! Неповторимое, единственное существо. Только я могу так радоваться и огорчаться, мечтать и сокрушаться, творить и изменять прошлое. Но я не одинока. Вокруг меня живут люди, и каждый из них - тоже неповторимая интересная личность. У каждого из нас есть богатое событиями прошлое, интересное настоящее и загадочное будущее.

Д: Я - Часть моей семьи и для своих родных я сын, врат, внук. Я нужен им так же, как они нужны мне.

Д: Я – друг моих друзей, житель моего поселка. У нас есть любимый двор, поляна, где нас ждут тысячи забавных игр и приключений.

Д: Я – часть моего народа! Язык, на котором я думаю и говорю, - это древний, прекрасный язык моих предков. На нем я читаю книги, пою песни, разговариваю с друзьями.

Д: Я – гражданин моей страны, моего государства! Все, кто живет в России – мои сограждане. У нас одна Родина, одно Отечество, которое нельзя не любить, не беречь, потому что оно наше!

Д: Я – часть огромного человечества! Все люди, живущие на Земле, не чужие мне, потому что у нас один дом - планета Земля. У далеких и близких мне людей одно общество.

III. Постановка главного проблемного вопроса урока.

У: Что объединяет нас всех и ценится больше всего? (Произвольные высказывания учащихся).

Учитель читает стихотворение Давида Кнута:

Я не умру. И разве может быть
Чтоб без меня – в ликующем пространстве
Земля чертила огненную нить
Бессмысленного, радостного странствия?
Не может быть, чтоб без меня - земля,
Катясь в мирах, цвела и отцветала,
Чтоб без меня шумели тополя,
Чтоб снег кружился, а меня не стало!
Я жить хочу, и буду жить и жить
И радоваться этой жизни буду!

(У.): Что всего важнее для поэта и нас тоже?

(Ответы учащихся )

(У.): Почему жизнь всего дороже?

(Д.): Жизнь дана человеку, как бесценный дар. Без жизни наша планета была бы пустынна. Некому было бы восторгаться красотой рассвета или вкусом родниковой воды. Всеми людьми на земле, жизнь и что ее продлевает дарит счастье и наполняет радостью.)

IV. Совместное открытие новых знаний с применением проблемно- диалогического метода.

(У.):- Для того, чтобы передать другим поколениям жизненные ценности люди сочиняли сказки, в которых были разные герои.

(На доске картинки сказочных героев.)

(У.): - Какие герои бывают в сказках?

- Чем похожи Царевич и Золушка, Баба – Яга и Кощей? (Положительные, отрицательные герои)

- Кто из героев всегда побеждает в сказках?

- Что такое добро?

- Что такое зло?

(Карточки на столах у учащихся - ассоциации к словам добро и зло)

(любовь, радость детей, смерть, война, вражда, друг, убийство, борьба за деньги, обман, насилие, мир, счастье и т.д.)

(Работа в группах).

(У.): - Расположить в две колонки. Объясните свой выбор.(Высказывания учащихся)

- Как человек решает, где добро, а где зло ? ( По совести)

- Что в помощь человеческой совести создает человеческое общество? (Мораль)

Вывод: представления о добре и зле во всем мире одинаковы. Они объединяют людей всего мира (Это нравственные ценности человечества)

V.

а) Физминутка–релаксация. (прослушивание отрывка оперы П.И.Чайковского “Спящая красавица”)

Упражнение для глаз:

б) Работа со зрительными метками: Картины. Культурные памятники.

(У.):- Что объединяет памятники культуры и музыку? Страна, где они были созданы? Время создания? Внешний вид?

Что же тогда между ними общего? (Ответы учащихся)

Вывод: хоть и создавались в разных странах, в разное время – являются культурным достоянием всего человечества, таким образом, человечество передает своим потомкам накопленный веками опыт.

VI. Продолжение работы.

а) Прослушивание музыкального произведения И. Дунаевского “Чтобы тело и душа были молоды”

(У.): - К чему призывает эта музыка? (Ответы учащихся).

…На столе учителя спортивные призовые школьные кубки.

Рассказ учителя о спортивных достижениях учащихся школы за прошлые годы.

б) Работа по учебнику:

Д.Д.Данилов и др. “Человек и человечество” стр. 72 (предпоследний абзац).

Самостоятельное чтение текста. Вопросы по прочитанному

(У.): - Почему люди ценят спорт? (Ответы учащихся)

(Выступления учащихся с сообщениями. Сообщения дополнены наглядными материалами.)

(Д.): - Главными спортивными соревнованиями являются Олимпийские игры.

Они начали проводиться в Древней Греции 28 веков назад, недалеко от селения Олимпия, около горы Олимпия, где, по преданию жили боги. Легенда гласит, что их учредителем был герой Геракл. Тот самый, что совершил 12 подвигов. Олимпийские игры были общегреческим праздником, который проводился через каждые 1417 дней, т.е. раз в 4 года.

Поначалу Олимпийцы состязались только в скорости бега, но со временем в программу олимпийских соревнований вошли борьба, гонки на колесницах, кулачные бои. Это был праздник спорта, искусства и религии. После завоевания Греции Римом Олимпийские игры стали приходить в упадок, Римский император Феодосий I, насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд (ведь игры посвящались богу Зевсу) и запретил их.

Второе рождение Олимпийских игр произошло в 1896 г. благодаря французу Пьеру де КУБЕРТЕНУ. Он добился разрешения о возрождении олимпийских состязаний. Первые игры состоялись на родине Олимпиады – В Греции. С тех пор раз в четыре года проводятся Олимпийские игры. В программу олимпийских игр входят наиболее массовые и популярные виды спорта. Сейчас их число достигает 34 видов спорта.

Символы Олимпийских игр: флаг, факельная эстафета. (Показ иллюстраций.)

Работа по физической карте мира. Рассказ учителя.

(У.): - В 1920 году в Бельгии впервые над стадионом взвился олимпийский флаг.

Что обозначают пять колец, изображенных на олимпийском флаге?

Это символ пяти континентов. Цвета подобраны таким образом, чтобы хотя бы каждый из них, включая белый цвет фона встречался в национальных флагах участниц. А еще цвета флага символизируют 5 континентов. Голубое кольцо эмблемы символизирует Европу, черное - Африку, желтое - Азию, красное - Америку и зеленое – Австралию.

В память об античных олимпиадах, за четыре недели до открытия очередных игр, в греческом городе Олимпия стартует факельная эстафета. От солнечных лучей с помощью зеркала зажигают олимпийский огонь. Зажженный факел начинает длительное путешествие к олимпийскому стадиону – на самолетах, автомобилях, мотоциклах, велосипедах. И вот факел в руках бегуна. Спортсмен поднимается к огромной чаше светильника, установленного на стадионе и зажигает олимпийский огонь. Этот огонь не гаснет, пока продолжаются игры.

Рядом с олимпийским факелом или на его фоне изображение какого-нибудь животного, которое популярно в стране, проводящей олимпийские игры. Это талисман олимпиады. Считается, что он принесет удачу играм, что они будут проходить в мире и согласии между спортсменами и, конечно же, победит сильнейший. В 1980 г. в Москве проходила олимпиада. Сотни миллионов зрителей следили за грандиозной церемонией закрытия игр. Когда огромный Миша - талисман Олимпиады поднялся на воздушном шаре над стадионом и прощально помахал лапой -…на глазах зрителей заблестели слезы. Это была одна из самых впечатляющих церемоний за всю историю игр.

Олимпийские игры – настоящий праздник спорта. В них принимают участие лучшие спортсмены мира, а спорт – также как представление о добре и зле, памятники искусства, основные религии очень важны для всех нас, живущих на планете.

VII. Первичное закрепление изученных знаний.

Игра – тест: в группе “Назови вид спорта” (карточки в группах)

А) ракетка, волан, сетка, корт (теннис)

Б) ворота, мяч, вратарь, поле (футбол)

В) ринг, перчатки, нокаут, весовая категория (бокс)

Г) брусья, кольца, турник, грация (легкая атлетика)

Д) музыка, вода, акробатика, синхронность (синхронное плавание)

Е) кроль, вольный стиль, вода, дистанция (плавание)

(Ответы на карточках - собрав карточки, дети читают на обратной стороне девиз олимпийцев: БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ)

ИГРА: “Узнай олимпийский вид спорта”.

Каждой группе даны схематические изображения олимпийских видов спорта. Задание: узнать вид спорта.

VIII. Обобщение.

На доске к концу урока выстроена схема:

(У.): - Каким понятием можно объединить эти слова? (Высказывания учащихся).

Запись на доске открывается: –Общечеловеческие ценности

VII. Итог урока.

Высказывания учащихся. Рефлексия.

- Я узнал:………

  • Мне было интересно:

Мне было трудно:

Домашнее задание: Информационное поле: стр. 70 –74, вопросы.