Проблемы и перспективы внедрения электронного образования в общеобразовательной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное российское образование вступило в стадию качественной модернизации, практически все сегменты нашей образовательной системы нуждаются в коренной перестройке. В этой связи становится все более насущной необходимость мобилизации сил государства и всего общества для выработки эффективных стратегий и тактик развития в области новых образовательных технологий.

Школьное образование в России сегодня очень нуждается в обновлении методик работы, которые сделают процесс получения знаний и навыков максимально эффективным. Внедрение элементов электронного образования один из методов, позволяющих существенно повысить эту эффективность.

В настоящее время распространение новых технологий, их массовизация, появление и прогрессирующее развитие Интернета как качественно новой коммуникационной сети и системы общего доступа, дают новые, невиданные человечеством ранее, шансы для расширения общественного пространства знания. Общение с компьютером становится таким же цивилизационным достижением, как умение читать и писать. Новые требования на рынке труда, такие как совместная проектная работа на расстоянии или моментальный поиск информации невозможно осуществить без компьютера.

Развитие новых информационных и коммуникационных технологий создало новые условия для возникновения общества знания. Более того, формирующееся глобальное информационное общество обретет свой смысл только в том случае, если станет инструментом для достижения более возвышенной и желанной цели – создания в глобальном масштабе общества знания, которое стало бы источником развития для всех и, в первую очередь, для не имеющих в силу тех или иных причин получать стационарно образование высокого уровня.

Электронное образование представляет собой новую технологию получения образования, базирующуюся на принципе самостоятельного изучения предметов школьником.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Электронное образование обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

Целью использования электронных образовательных технологий является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных образовательных программ. Основу электронного образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по одному из типовых или индивидуальному графикам, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность опосредованного контакта с преподавателем с использованием средств телекоммуникации, а также, по желанию обучающегося, непосредственно.

Основными дистанционными образовательными технологиями в школе являются кейсовая технология, Интернет – технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий, а также их сочетание с иными формами проведения занятий.

Вот преимущества, которые часто используются в качестве аргументов в пользу развития школьного электронного образования:

  • возможность использования аудио- и видеодокументов и их интеграция;
  • независимость от времени и места нахождения обучающегося и обучающего;
  • легкость создания образовательных ресурсов и их распространения;
  • учет конкретных требований и индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  • обеспечение одинаковых возможностей доступа к образовательным ресурсам;
  • возможность разработки и распространения современных образовательных стандартов, ориентированных на результат обучения.

Уровень развития техносферы современного российского социума вполне необходим и достаточен для постепенного, но весьма динамичного развития е-образования, что подтверждается статистикой, в открытом доступе (количество персональных компьютеров на душу населения, развитость электронных и интернет-сетей, пропускная способность, иные количественные и качественные показатели).

В качестве дополнительных аргументов для внедрения электронного образования в школе можно выдвинуть следующие:

  • обогащение учебного процесса новыми эффективными образовательными ресурсами;
  • повышение гибкости образования, степени ее адаптивности к изменениям внешней среды, модульности обучения;
  • повышение уровня владения школьниками современными технологиями, необходимыми для успешного функционирования в современном социальном контексте;
  • увеличение эффективности обучения, усвояемости и наглядности материала, что способствует лучшему запоминанию и позволяет быстрее понимать сложные явления и их взаимосвязи.

Кроме того, школьное электронное образование в настоящий момент также может выступать в качестве проводника и существенного элемента развития первичных элементов профессионального образования, поскольку является своего рода базовой технологией и эталонной моделью гармонизации внедрения в обще-обучающие практики элементов образования высокого уровня.