Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!

Разделы: МХК и ИЗО


  1. Предмет, класс: “Изобразительное искусство и художественный труд”, 5-й класс.
  2. Тема учебного занятия: “Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!” (Роспись пасхальных яиц).
  3. Место занятия в учебном процессе: IV четверть, раздел “Древние корни народного искусства”.
  4. Форма занятия: изучение нового материала с применением ИКТ.
  5. Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Демонстрационная презентация

Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности.

Актуализация знаний

Демонстрационная презентация

Вхождение в новую тему.

Изучение нового материала.

Демонстрационная презентация с использованием ЦОР (иллюстративного ряда)

Формулирование темы и постановка целей, задач урока. Применение наглядности для повышения мотивации восприятия материала. Воспитывать любовь к искусству и культуре русского народа.

Практическая часть

Демонстрационная презентация

Отработка умений работы в программе Paint, рисования традиционных элементов и орнаментов.

Подведение итогов урока

Демонстрационная презентация

Постановка проблемного вопроса для закрепления, пройденного материала. Выставка, анализ детских работ.

Методическая часть

1. Цель использования презентации Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца! – это повышение мотивации учеников к изучению традиций своего народа и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Приложение

Учителем используется следующие методы и приемы:

  • Через вводную беседу организован процесс обобщения знаний об истории культуры русского народа, христианских праздников, символов используемых в народной резьбе, росписи, в вышивке (слайды № 3–6).
  • Организация работы с наглядными пособиями, позволяет использовать визуальную память для изучения и закрепления нового материала. (слайды № 7–10).
  • Решение проблемной задачи (слайды № 11–14).
  • Частично-поисковый метод (все слайды могут использоваться как средства для использования частично-поискового метода).
  1. Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. постоянное обсуждение каждого нового пункта плана урока начинается с демонстрации слайдов, что позволяет учащимся постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.
  2. Использование презентации позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников.
  3. Ученикам предлагается большой иллюстративный ряд по данной теме, что позволяет расширить их кругозор.

    Слайд

    Что показывает

    Как показывает

    Для чего

    1

    Титульный лист. Иллюстрация с анимацией Указать какой предмет и авторство

    2

    Организационный момент.

    Картинка и стихотворный текст с настройкой анимации

    Для создания настроя на урок и проверку готовности к уроку

    3

    Иллюстрацию, текст. Высказывание, иллюстрацию, текст с анимацией. Для успешной организации познавательной деятельности.

    4

    Вопрос, иллюстрацию. Иллюстрация и проблемный вопрос с настройкой анимации. Для повторения изученного материала.

    5

    Вопросы. Проблемные вопросы с настройкой анимации. Для повторения и закрепления пройденного материала.

    6

    Символы, используемые в народном творчестве. Слайд с символами солнца, земли, плодородия, воды с настройкой анимации. Для повторения и закрепления пройденного материала.

    7

    Цели и задачи урока. Слайд с иллюстрацией и настройкой текстовой анимации. Для проверки правильности постановки целей и задач урока учениками.

    8

    Пасхальные открытки. Слайд с иллюстрацией и настройкой анимации. Для наглядности при сообщении “В ожидании Пасхи” учащимся.

    9–10

    Иллюстрацию с изображением писанок, шкрябанки. Проблемные вопросы, иллюстрации с настройкой анимации. Для проверки качества усвоенного материала.

    11

    Иллюстрацию с изображением писанок. Иллюстрация с анимацией. Для отработки умений применять знания на практике.

    12–13

    Постановка художественной задачи. Слайд с настройкой текстовой анимации. Для визуального запоминания порядка выполнения практического задания.

    14

    Вопросы с иллюстрацией. Иллюстрация и проблемные вопросы с настройкой анимации. Для проверки качества изученного материала.

    15

    Детские работы с иллюстрацией. Иллюстрация и детские работы с настройкой анимации. Для мотивации учебной деятельности.

    16

    Благодарю за внимание! Благодарность за урок с настройкой анимации. Для позитивного настроя учащихся и чувства удовлетворения проделанного на уроке.

Конспект урока

Тема урока: “Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!” (роспись яиц).

Тип урока: комбинированный, изучение новой темы (с использованием ИКТ).

Цель урока: Расширить знания учащихся об истоках истории и традиций христианского праздника Пасха.

Задачи урока:

  1. Ознакомить с приемами росписи пасхальных яиц.
  2. Учить работать в технике компьютерной графики при украшении росписи пасхальных яиц.
  3. Развивать фантазию.
  4. Воспитывать интерес и любовь к истории культуры русского народа.

Оборудование (урок проходит в кабинете информатики):

  1. Компьютеры, медиапроектор, экран.
  2. ЦОР “Древние корни народного искусства”.
  3. Презентация к уроку.
  4. Яйцо-заготовка, фломастеры.
  5. Зрительный ряд: выставка детских работ.
  6. Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Практическая часть.
  5. Итог. Выставка детских работ.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использование ЦОР

Слайд №

Прогнозируемый результат
Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на урок. Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок. Слайд № 2 Создание рабочего настроя на урок.
Актуализация знаний Вступительная беседа по вопросам:
  • Почему люди должны помнить историю культуры своего народа?
  • Какие вы знаете христианские праздники?
  • Какой христианский праздник мы будем праздновать на этой недели?
  • Какие символы используются в народной резьбе, росписи, в вышивке?
Отвечают на вопросы, вспоминают ранее пройденный материал. Слайд № 3–6 Вспомнить ранее изученный материал по истории культуры русского народа.
Изучение нового материала.

Постановка цели и задач урока.

Через ответы на вопросы постепенно подводит к пониманию, о чем пойдет речь на уроке.

Рассказ о Христианском празднике Пасха и росписи пасхальных яиц.

Предлагает рассмотреть иллюстрации пасхальных яиц.

Самостоятельно ставят цель урока.

Сообщение учащегося “В ожидании Пасхи”.

Находят знакомые символы на писанках, характеризируют их.

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9–10

Слайд № 11

Самостоятельная постановка цели и задач урока учениками.

Умение выступать перед классом

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Умение характеризировать символы.

Практическая часть Организовывает работу в программе Paint.

Показывает порядок выполнения работы.

Оформляют своим узором заготовку яйцо в компьютерной графике.

Переносят эскиз (орнаментальную сетку) на яйцо-заготовку и расписывают фломастерами.

Слайд № 12–13 Отработка выполнения орнамента графическим способом, умение выполнять заливку цветом, подбор цветовой гаммы.

Выполнение поставленной задачи.

Итог урока.

Анализ детских работ.

Предлагает ответить на вопрос:
  • Почему Пасха является одним из любимых христианских праздников?

Организовывает выставку детских работ.

Анализирует детские работы.

Отвечают на поставленный вопрос.

Предоставляют свои работы.

Слайд № 14

Слайд № 15

Правильные ответы учащихся.

Научились расписывать пасхальные яйца.

Приложение

14.01.2009