Духовная эстетика на уроке музыки в 5-м классе как поиск духовного начала в самом себе

Разделы: Музыка


“Имей дух и умей его взрастить!”
С.Соловейчик /“Педагогика для всех”, С. 362/

Нравственность музыкального звучания общества с ее возможностями воздействия на человека были отмечены еще в далекие времена. Так, в эпоху Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу; считалось, что с помощью музыки, написанной в дорическом ладу, можно воспитать в человеке мудрость и мужество. [3; 11]

В Византийской христианской эстетике уделялось особое внимание изучению вопросов о месте и роли искусства в философском осмыслении мира, воспитательном значении художественного творчества, которое мыслилось шире, чем просто очищение и облагораживание души, нежели в древнегреческом понимании роль искусства. [9; 33]

И в настоящее время актуальными остаются вопросы исследования эстетического восприятия музыки, выявления ее воспитывающего, по словам византийского богослова и епископа Кесарийского, Василия Великого, “преобразующего воздействия на человека”. [4; 400]

Симон Соловейчик, писатель и педагог, в своем труде “Педагогика для всех”, рассказывая о том, как зарождаются и укрепляются в ребенке нравственные и духовные начала в новых условиях жизни, в главе “Воспитание духа” пишет: “Дух живет в каждом из нас, и мы отвечаем за его состояние в том сообществе людей, на которое распространяется наше духовное влияние. Именно в духовности заложены основы воспитания”. [7; 362]

Изучение предмета “Музыка” в общеобразовательной школе по Программе В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, основанного на отечественных традициях в области музыкально-эстетического развития и духовно-нравствнного воспитания, направлено на осмысление таких вопросов, как “Что такое красота в музыке, зачем она нужна человеку, верна ли музыка и ныне своему высокому призванию “духовно питать сердца”. [1]

Цель духовно-эстетического воспитания на уроке музыки заложена в расширении познания обучающимися в области духовной культуры, формировании их мира высоких чувств, утверждении творческого отношения к жизни.

Содержание темы пятого класса “Музыка и другие виды искусства раскрывается в двух разделах: “Музыка и литература”, “Музыка и изобразительное искусство”.[1]

Изучение темы “Хоровая музыка” предваряется словами Иоанна Златоуста “Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное пение”. [5; 79]

На уроке обучающиеся, прослушав русскую народную песню “Есть на Волге утес?”, размышляют: “Как возникла хоровая музыка? Какие главные особенности можно выделить в характере народной хоровой песни и как они себя проявляют?” К сожалению, современные дети крайне мало самостоятельно читают в области искусства и музыки, в частности. Учебник по Музыке для пятого класса, в случае возникновения трудностей в построении развернутых, эстетически выстроенных ответов, “приходит нам на помощь”. Авторы Учебника предлагают рассмотреть и иллюстрацию “Хоровой коллектив”, и обогатить свой словарный запас музыковедческими терминами. Вслушиваясь в звучание русской народной песни “Есть на Волге утес”, отмечаем, что “в ней широкая, раздольная мелодия отражает широту и величие русской реки Волги, ее красоту”. [5; 80]

Мне нравится Учебник по Музыке для пятого класса, созданный под руководством В.В. Алеева и Т.И. Науменко, красочно оформленный продуманными иллюстрациями, научно и доступно, музыкально и увлекательно написанный, поэтому на наших уроках содержание его страниц активно звучит. Следует отметить, что воспитание красотой, воздействуя на эмоциональную сферу, неизбежно затрагивает и область мыслей, понятий, убеждений.

В третьем классе во время звучания темы “Рождество Твое Христе Боже наш…”, “Колокольные звоны”, “Музыка в храме”, духовной музыки в исполнении хора омского Христо-Рождественского кафедрального собора на уроках музыки уже состоялось первое знакомство учащихся с духовными традициями народа. [2; 46]

В пятом классе мы погружаемся в духовно - музыкальный материал, направленный на усвоение содержания духовной жизни и эстетического идеала.

От эпиграфа урока, слов Иоанна Златоуста, переходим к слушанию хорового произведения “Отче наш” П.И. Чайковского.

- В этой музыке и “совместная молитва”,…и “отзвуки небесной гармонии”,….и “искренность и чистота чувств”…

- …“она озарена светом высокой веры”,…“устремлена ввысь, - звучат ответы детей и нашего “верного помощника – Учебника”. [5]

На уроке мы узнаем, что “в храме во время служб звучат молитвы на церковнославянском языке, одна из главных – “Отче наш”. Открываем для себя, почему она называется “Господнею”, изучаем и устроение самой молитвы, ее деление на призывание, семь прошений или семь просьб, славословие. Озвучиваем молитву “Отче наш” на церковнославянском и на современном русском языках, читая ее всем классом по Учебнику. Как учитель, очень осторожно предлагаю своим ученикам данный материал, но дети уверенно читают и духовный текст, и молитву на церковнославянском языке, понятно, что они ее читают не впервые. На странице Учебника авторами предложена и иллюстрация внутреннего вида православного храма, также знакомого моим ученикам по внутреннему устроению не только омских, но и Московских, и Санкт-Петербургских соборов, которые они посещали.

Прослушав еще раз хоровое произведение на текст молитвы “Отче наш” П.И. Чайковского, духовную музыку в исполнении хора омского Христо-Рождественского кафедрального собора, отмечаем: “при внешней сдержанности и сосредоточенности эта музыка полна глубокого чувства”, “это искренняя молитва, чистая и возвышенная”, а также вспоминаем, что “является и главным в православном пении”. [5]

Во все времена духовная музыка стремилась быть живой и родной человеку. Ее содержание – истина и красота, наполняющие человеческие сердца. Поэтому церковная музыка оказала огромное влияние и на творчество русских композиторов – М.П. Мусоргского, Н.А. Римского- Корсакова, П.И. Чайковского.

Обратившись к Учебнику, дети прочитали содержание древнего сказания о чудесном спасении града Китежа от нашествия врагов. Слушая отрывок из оперы Н.А. Римского – Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, рассматривали и иллюстрацию И. Билибина “Преображенный Китеж”. Домашнее задание определяется вопросом № 5 Учебника “Музыка”: “Какими музыкальными средствами создается образ невидимого града в опере Н. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Дети, которые внимательно слушали музыку и “дружно общались” с Учебником, ответили, что они уже знают ответ: “слышны интонации церковных песнопений, молитв”, “слышен в музыке церковный перезвон колоколов невидимого города, отраженного в озере”. [5]

Ум, душа, чуткая к музыкальной красоте, эстетике, принимает ее духовность.[8; 68]

Музыка являет собой искусство всецело интонационное, строй которого есть “опредмеченный” в звуках строй души. [8; 66]

На уроке исполняется и духовное песнопение “Многолетие” Д.С. Бортнянского, музыкальный текст которого представлен в Дневнике музыкальных наблюдений за 5 класс. Закреплением навыка главного правила церковного пения, заключенного всего в двух словах: “петь разумно, т.е. проникновения в смысл слов, в “интонационный строй души”, завершается урок по теме “Хоровая музыка”. [6]

Симон Соловейчик в “Педагогике для всех” пишет: “Человек растет в духовной жизни, в духовной атмосфере, в развитии духа, под влиянием духа народа и семьи. Имей дух и умей передать его ребенку”, ученику – звучит как напутствие учителю. [7; 365]

Таким образом, “возвышенное рассуждение о смысле музыки обращается, как и сама музыка, ко всем духовным силам. Прежде всего, к уму, который уже настроен музыкой, но которому предстоит еще больше преобразиться, войти в связь с сердцем и восстановить гармонию души. Целью и основой культурологического анализа является понимание. Подлинный предмет понимания всегда живые истина, благо, красота, наполняющие творения культуры. Живое и понимается жизнью, любовью, творчеством. Нет этого – нет и духовного плода, нет преображения жизни”. [8; 68]

Список литературы

1. Алеев В.В. музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений /В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2003.-96с.

2. В.В. Алеев Музыка. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-М.: Дрофа, 2005.-111 с., ил.

3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984, - 111с.

4. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика.- Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”, 1998.-с.512

5. Науменко Т.И., Алеев А.А. Музыка. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений 7 – изд., стереотипное М.: Дрофа, 2006.

6. Науменко Т.И., Алеев А.А, Т.Н. Кичак Дневник музыкальных наблюдений. Музыка. 5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: 2006.

7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- 2-е изд.- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.- 496 с.: ил.

8. Спутник учителя музыки /С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева.- М.: Просвещение, 1993.-240с.

9. Эстетика: Учебное пособие для вузов.-М.: Центр, 1998.-240с.

10. “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим” Клирос Христо-Рождественского собора г. Омска /регент Викторя Бабийчук/, звукорежиссер Евгений Щабанов.-Омск: 2006. По благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия

11. “Всякое дыхание да хвалит Господа” Клирос Христо-Рождественского собора г. Омска /регент Викторя Бабийчук/, звукорежиссер Евгений Щабанов.-Омск: 2004. По благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия