Урок математики в 3-м классе по теме "Решение задач, примеров, уравнений". Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закреплять умение решать задачи изученных типов,
  • совершенствовать вычислительные навыки,
  • развивать умение рассуждать, анализировать.

Оборудование:

  • учебник,
  • рабочая тетрадь,
  • лист для самооценки "Шкала знаний",
  • разрезные геометрические фигуры для работы в группах,
  • карточки-задания для работы в парах,
  • цветные карточки-задания для дифференцированной работы,
  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • презентация,
  • магнитофон,
  • диск с презентацией (Приложение 1).

Ход урока

1. Орг. момент.

Психологический настрой. < Слайд 2> (Приложение 1):

- Что вас удивляет в жизни? Удивление встречает нас часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.

ВСЕ:

Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.

- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок, а работать мы будем под девизом:

В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать
И о многом узнавать. < Слайд 3> (Приложение 1).

2. Объявление темы урока, постановка целей.

Учитель объявляет тему урока.

- Какие задачи поставим перед собой по теме урока? (Закреплять умение решать задачи, повторить таблицу умножения, вспомнить приёмы умножения и деления двузначного числа на однозначное, закреплять умение решать уравнения). < Слайд 4> (Приложение 1).

- Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний по "Шкале знаний" на начало урока. < Слайд 5> (Приложение 1).

 Шкала знаний

img1.gif (3136 bytes)

3. Основная часть.

Геометрическое задание, работа в группах.

- Я предлагаю сегодня провести урок в необычной форме. Мы с вами отправимся в путешествие по морю в страну Цифирию. Прежде чем мы пересядем на большой корабль, нам необходимо выполнить геометрическое задание. < Слайд 5> (Приложение 1). 

 

- Посмотрите на кораблик, назовите, какие геометрические фигуры вы видите. (Трапеция, треугольник, прямоугольник).

- Что такое прямоугольник?

- Что такое периметр?

- Как найти периметр прямоугольника?

- Как найти площадь прямоугольника?

- Сейчас вы выполните задание в группах. Из предложенных вам геометрических фигур сложите прямоугольник, найдите его периметр и площадь. Но прежде чем работать в группах, вспомним правила работы в группе. < Слайд 7> (Приложение 1). 

Правила работы в группе:

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен - предлагай.

По окончании работы учитель предлагает детям перевернуть прямоугольник и прочитать пословицу на обратной стороне: "Математике учиться - всегда пригодится". Дети рассуждают, почему так говорят.

- Теперь мы можем пересесть на большой корабль и отправиться в путешествие. Посмотрите на путёвой лист. < Слайд 8> (Приложение 1):

Отправляемся в путешествие. < Слайд 9>  (Приложение 1). 

Корабль наш по морю плыл,
К чудо-острову спешил.
Ждали там давно гостей,
Сообразительных детей.

Устный счёт.

- Вам для разминки приготовили устный счёт. (Дети показывают ответы на веерах).

  1. Первый множитель 5, второй множитель 4. Чему равно произведение?
  2. Увеличьте 7 в 3 раза.
  3. Во сколько раз 36 больше 6?
  4. Во сколько раз 5 меньше 45?
  5. Делимое 63, делитель 7. Чему равно частное?
  6. Чему равен первый множитель, если произведение 40, а второй множитель равен 5?
  7. Увеличьте 7 в 8 раз.
  8. Уменьшить 54 в 6 раз.

Минутка чистописания. < Слайд 10, 11>   (Приложение 1):

- Остров попугаев в гости всех нас ждёт. Предлагаю вам задание: прочитайте числа (21, 18, 12, 14, 27, 30), найдите лишнее. (14). Почему? (Все числа делятся на 3, а 14 - нет).

Дети записывают в тетрадях число 14.

Задание на сравнение, работа в парах. < Слайд 12> (Приложение 1):

- Дельфинчик плавает в воде
И приглашает нас к себе,
Просит обратить внимание
И выполнить его задание.

- Смотрите, дельфин бьёт тревогу, что загрязняют люди воду, что рыбам негде будет жить. Мы должны помочь морским жителям решить эту проблему. < Слайд 13, 14>  (Приложение 1). 

- Сравните, поставьте знаки <, >, =. (Дети работают в парах).

24:3 : 24-3 27:3 : 27-3
34 : 35 36:4 : 36:6
48 : 47 38 : 46

Физминутка. <Слайд 15>  (Приложение 1).

Дети выполняют ритмичные движения под песню "Чунга-Чанга".

- Сели на места, закрыли глазки. Морской ветер гладит вам волосы, щёки, яркое солнышко улыбается, чайки галдят над кораблём. Морская прохлада помогла восстановить нам силы.

После чего выполняется зрительная гимнастика. Дети следят за корабликом, укреплённым на конце указки. (Движения по кругу в одну, а затем в другую сторону, вверх, вниз, вправо, влево, "ленивые восьмёрки").

Решение задач.

- Мы попали на необитаемый остров, но здесь пираты. Чтобы они не взяли нас в плен, нам нужно решить задачи. < Слайд 16> (Приложение 1).

Дети повторяют схему решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. < Слайд 17> (Приложение 1).

Во : раз > 

Во : раз < :

После чего дети устно решают задачи< Слайд 18, 19> (Приложение 1):

1. На берегу 7 лягушат, а в воде в 2 раза больше. Сколько лягушат в воде?

2.

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 18 карасей.
Рыбак Евсей - в 6 раз меньше карасей.
Сколько карасей натаскал Евсей?

Далее один учащийся получает индивидуальное занятие у доски, решение задачи:

Отец поймал 32 карася, а сын в 4 раза меньше. Сколько всего рыб поймали отец и сын?

Все учащиеся решают задачу < Слайд 20>  (Приложение 1):

Коля с папой удили рыбу. Коля поймал 9 рыбок, а папа в 3 раза больше. Сколько всего рыбок поймали папа и Коля?

Решение примеров. Дифференцированное задание. < Слайд 21, 22, 23, 24>  (Приложение 1):

- А пираты оставили нам сундук. Здесь записка - конфеты с арифметической начинкой. Нам нужно выполнить самостоятельную работу, решить примеры.

Дети решают примеры по уровням: сильные (красный цвет конфет), средние (зелёный), слабые (жёлтый).

красный зелёный жёлтый
318 164 78
417 134 59
613 113 88
712 63 98
314 49 99
84: 6 60:4 40:10
57:3 50:2 50:5
91:7 20:10 81:9
64:4 30: 3 63:7
86:2 16:2 27:3

Решение уравнений. Работа по вариантам. < Слайд 25, 26>  (Приложение 1). 

- Мы попали на Цветочный остров. Здесь растут диковинные цветы, но они в ссоре. Чтобы их помирить, нам нужно решить уравнения:

1 вариант     х9=63

2 вариант     45:х=5

- Вот мы и попали в страну Цифирию< Слайд 27>   (Приложение 1), путешествие завершилось. (Цифры аплодируют).

4. Подведение итогов.

- Вспомним, под каким девизом мы с вами работали< Слайд 28> (Приложение 1):

В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать
И о многом узнавать.

- Давайте подведём итоги. Продолжите предложения < Слайд 29> (Приложение 1):

На уроке мне - было всё понятно;
- было трудно;
- было интересно;
- прибавилось знаний:
- пришлось задуматься:
- могу рассказать другим:

- Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний по "Шкале знаний" на конец урока. < Слайд 30>  (Приложение 1).

Шкала знаний

- А теперь переверните свои цветные листочки (с примерами) и посмотрите на своё домашнее задание (домашнее задание дифференцированное).

Урок завершается с тёплым настроением. Дети встают. Звучит музыка, на экране опять солнышко. < Слайд 31>  (Приложение 1):

Учитель читает слова:

Всегда оставайся удачливым, смелым,
Пусть только попутные веют ветра!
Но главное - чтобы
Ты в жизни не делал,
Пусть всё это будет во имя добра!

10.01.2009