Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Образовательная
  • закрепление сведений о условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;
  • выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
  1. Развивающая
  • способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.
  1. Воспитательная
  • формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.

ХОД УРОКА

  1. Синтаксическая пятиминутка

Учащиеся должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий (слова предложения записываются по мере выполнения задания).

  1. Из предложения "ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ Я СКИТАЛСЯ ПО ГУСТОМУ ЛЕСУ И НАКОНЕЦ УВИДЕЛ ПРОТОПТАННУЮ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ ТРОПИНКУ" возьмите причастный оборот и определяемое слово и запишите, поменяв их местами, поставив определяемое слово в форму И.п. ед.ч.
  2. Возьмите глагол в начальной форме из предложения "ЕМУ ХОТЕЛОСЬ ВЕСТИ СЕБЯ НАСТОЙЧИВЕЕ" и поставьте его в форму прош.вр ж.р. 3л. ед.ч.
  3. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения "ОН С ТРУДОМ ПРОДВИГАЛСЯ К ПОЛЮ, ИЗУЧАЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ МЕСТА".
  4. Из предложения "ДАЛЕКО ЗА ДЕРЕВНЕЙ НАХОДИЛОСЬ БОЛОТО, КОТОРОЕ ОБХОДИЛИ СТОРОНОЙ ДАЖЕ МЕСТНЫЕ СТАРОЖИЛЫ" возьмите подлежащее из первого простого предложения, входящего в состав сложного, и поставьте это слово в форму П.п. ед.ч. с предлогом НА.

Какое предложение у вас получилось?

ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ НА БОЛОТЕ.

  • Произведите синтаксический разбор данного предложения.
  • В каком слове из этого предложения звуков больше, чем букв? Почему?
  • Какие еще гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?
  • Объясните правописание -НН- в причастии ПРОТОПТАННАЯ.
  • Произведите морфемный разбор данного причастия.
  • Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько -Н- будет писаться в суффиксе данного краткого причастия? Почему?
  • Какому правилу подчиняется правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных?

Давайте посмотрим, что вы знаете о причастии. Для этого проведем цифровой диктант. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру “1”, если нет – “0”. Ответы записываем в виде трехзначных чисел.

  1. Цифровой диктант

Я утверждаю, что:

1. Причастие может быть действительным и страдательным 1
2. Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения при помощи суффикса -ИМ-, а от глаголов 2 спряжения при помощи суффиксов -ЕМ- или -ОМ- 0
3. От глаголов совершенного вида нельзя образовать действительные и страдательные причастия настоящего времени 1
4. Причастия могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени 0
5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми 0
6. Причастие в предложении в полной форме является определением, в краткой форме – сказуемым 1
7. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется действительным 1
8. НЕ с причастием пишется слитно только тогда, когда причастие без НЕ не употребляется 0
9. В кратких причастиях пишется столько же -Н-, как и в полной форме 0

 

ИТОГ: 101 001 100
  1. Работа с текстом

Ребята, перед вами на партах лежат листы с текстом. Прочитайте его, пожалуйста (некоторые буквы и знаки препинания пропущены).

  1. Дли…ная деревенская улица. Стены одних домов выкраше…ны краской, другие побеле…ны гаше…ной известью. Повсюду сады простирающиеся почти до самого горизонта. Удивитель…но хороши они обсыпа…ные яблоневым снегом в весе…нем цветении.
  2. Мир полон звуков. Днем гремит несмолкаемый пчели…ный оркестр, а ночью отовсюду слышится чарующее соловьи…ное пение. В ночном небе ярко светит одинокая луна. Откуда-то с речки доносятся приглуше…ные голоса.
  • К какому типу речи относится данный текст?
  • Вставьте недостающие знаки препинания.
  • Выпишите в два столбика слова с пропущенными -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
  • Сверьте свои записи с верными (показано на экране), объясните правописание слов.
  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления

Соединив части словосочетаний, запишите их в имеющиеся уже два столбика в зависимости от количества -Н- в суффиксах.

1. соленные 1. огурцы
2. письмо 2. день
3. люди унылы и 3. обдуманно
4. соленые 4. письмо
5. безветренный 5. в бочке огурцы
6. лакированные 6. рыба
7. написанное 7. в корзине
8. свежемороженая 8. написано
9. поступить 9. туфли
10. ягоды подавлены 10. подавленны

Ответ: 1-5; 2-8; 3-10; 4-1; 5-2; 6-9; 7-4; 8-6; 9-3; 10-7

  1. Работа с учебным диском. Отработка навыка
  • 1 С: Образование Образовательный комплекс “Привет, Причастие!”
  • Веселый учебник – Юлька – Отглагольные прилагательные – фрагменты 9, 11, 15.
  1. Проверочная работа

Вариант № 1

Вставьте -Н- или -НН-

  • купле…ые книги
  • груже…ый вагон
  • дисциплинирова…ая девочка
  • его речь была взволнова…а
  • люди взволнова…ы сообщением
  • краше…ый краской пол
  • ветре…ый день
  • вскрикнуть испуга…о
  • планы не обдума…ы
  • замече…ые ошибки

Вариант № 2

Вставьте -Н- или -НН-

  • тетради провере…ы
  • золоче…ые орехи
  • много раз стира…ое белье
  • блюда изыска…ы
  • средства на экскурсию изыска…ы родителями
  • организова…ая поездка
  • испуга…ый малыш
  • оловя…ый солдатик
  • говорить взволнова…о
  • просея…ая мука
  1. Подведение итогов и домашнее задание

Теория п.138, Практика упр.166