Урок-игра "Виват весна, виват природа"

Разделы: Экология


Сегодня большое внимание уделяется охране природы, бережному отношению и любви к ней. Но для того, чтобы охранять, беречь, любить природу ее нужно знать. А всегда ли мы знаем деревья, цветы, животных, птиц, насекомых, которые нас окружают. Знаем ли мы природу родного края? Практика показывает, что у многих учащиеся наблюдается пробел в этих знаниях. Так, для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста мною разработан творческий урок-игра “Виват весна, Виват природа”.

Цель урока: развитие и углубление знаний по биологии и экологии, привитие учащимся любви к природе, и бережному отношению к ней.

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диски, колокольчики, жетоны.

Ход урока

  1. Оргмомент-3 мин.
  2. Пояснение правил игры-2 мин.
  3. 1 тур “Вопрос – Ответ” -15 мин
  4. 2 тур “Конкурс капитанов” - 10 мин.
  5. 3 тур “Музыкальный конкурс” - 10 мин.
  6. Подведение итогов урока- 5 мин.

Правила игры:

В уроке - игре участвует весь класс, который делится на три команды. В каждой из трех команд выбирается капитан.

1 тур “Вопрос ответ”: Командам задаются вопросы, на которые они должны дать ответ. Каждый из 9 вопросов предполагает 6 вариантов ответов. Ответы составлены по анкетам школьников 4-11 классов лицея. В опросе участвовали 200 учащихся. Всем ученикам задавали один и тот же вопрос, ответы на который были разные. Все варианты ответов правильные, но та команда, участник которой даст наиболее точный ответ, получает наибольшее количество баллов.

Капитаны команд получают небольшие колокольчики, и как только прозвучит вопрос, право первого ответа получает та команда, чей колокольчик зазвенит раньше. Члены команды называют ответы и если они верные, то они открываются на экране. Каждая команда играет до первого неправильного ответа, после ошибки право называть варианты ответов переходит к другой команде. Если варианты ответов у команд закончились, а на экране остались закрытые ответы, то они просто открываются не принося командам баллов. Жюри следит за ходом игры и подсчитывает баллы каждой из команд. Членам команд также раздаются жетоны за каждый правильный ответ.

Вопросы 1 тура:

Вопрос №1 Назовите первые признаки весны?

Варианты ответов

Баллы

Светит яркое солнце

6

Появились проталины

5

Прилетели перелетные птицы

4

Набухли почки

3

Расцвели подснежники

2

На реках ледоход

1

Вопрос №2 Как Вы считаете, какие птицы прилетают к нам первыми?

Варианты ответов

Баллы

Жаворонок

7

Утки, гуси

6

Скворцы

5

Зеленушки

4

Зяблики

3

Трясогузки

2

Грачи

1

Вопрос №3 Какие птицы гнездятся колониями?

Варианты ответов

Баллы

Грачи

6

Ласточки

5

Стрижи

4

Цапли

3

Чайки

2

Гуси

1

Вопрос №4 Какие звуки можно услышать в пении скворца?

Варианты ответов

Баллы

Кваканье лягушки

6

Скрип телеги

5

Трель соловья

4

Свист

3

Мяуканье

2

Лай

1

Вопрос №5 Назовите лучшего певца в лесу?

Варианты ответов

Баллы

Соловей

6

Дрозд певчий

5

Славка черноголовая

4

Зарянка

3

Жаворонок

2

Коноплянка

1

Вопрос №6 Какие деревья и кустарники распускаются в лесу первыми?

Варианты ответов

Баллы

Ольха

6

Орешник

5

Ива козья (верба)

4

Тополь

3

Береза

2

Вяз

1

 Вопрос №7 Назовите первые весенние цветы, которые в народе называются подснежниками?

Варианты ответов

Баллы

Гусиный лук

6

Мать-мачеха

5

Фиалка

4

Хохлатка

3

Тюльпан дубравный

2

Пострел или сон трава

1

 Вопрос №8 Какие плодовые деревья зацветают первыми?

Варианты ответов

Баллы

Абрикос

6

Слива

5

Вишня

4

Черемуха

3

Яблоня

2

Груша

1

Вопрос №9 Как вести себя в гостях у природы?

Варианты ответов

Баллы

Не рвать (цветов, редких растений и т.п.)

6

Не разорять (гнезд, муравейников и т.п.)

5

Не шуметь

4

Не жечь (костры, прошлогоднюю траву)

3

Не ломать (веток, молодых деревьев)

2

Не ловить и не убивать (зверей, насекомых)

1

2 тур “Конкурс капитанов”: В этом туре участвуют капитаны команд, которым также предлагается ответить на 6 вопросов. Как только прозвучит вопрос, право первого ответа получает тот капитан, чей колокольчик зазвенит раньше. Каждый капитан в этом туре может дать только два неверных ответа, после чего ход переходит к другому капитану команды. Если капитан затрудняется ответить, то он может один раз взять помощь команды, но при этом теряет один балл.

Жюри следит за ходом игры, подсчитывает баллы каждого капитана и суммирует их с баллами, которые набрала его команда в 1 туре. Членам команд также раздаются жетоны за правильную подсказку капитану.

Вопросы 2 тура:

Вопрос №1 Что скрипит в лесу весной?

Варианты ответов

Баллы

Дерево

3

Сверчок

2

Снег

1

Вопрос №2 Кто поет на болоте?

Варианты ответов

Баллы

Жабы

3

Лягушки

2

Комары

1

Вопрос №3 Кто спит с открытыми глазами?

Варианты ответов

Баллы

Рыбы

2

Змеи

1

Вопрос №4 Какие птицы поют весенней ночью?

Варианты ответов

Баллы

Соловей

2

Зарянка

1

Вопрос №5 Какие животные весной выходят из анабиоза?

Варианты ответов

Баллы

Мухи

6

Бабочки

5

Ящерицы

4

Ежи

3

Змеи

2

Черепахи

1

Вопрос №6 Какие животные и растения упоминаются в стихах о весне?

Варианты ответов

Баллы

Ласточка

6

Соловей

5

Черемуха

4

Сирень

3

Подснежник

2

Ландыш

1

3 тур “Музыкальный конкурс”: В 3 туре необходимо по мелодии определить песню или животное, растение, упоминающиеся в ней. В музыкальном конкурсе участвуют три команды, сформированные в начале первого тура. Как только прозвучит мелодия, право первого ответа получает та команда, чей капитан зазвонит в колокольчик раньше. Если команды затрудняются с ответом, то на экране появляется подсказка с изображением того животного или растения, о котором идет речь в песне. По подсказке команды должны назвать песню и спеть ее.

Жюри следит за ходом игры и подсчитывает баллы каждой из команд. Членам команд раздаются жетоны за каждый правильный ответ.

Музыкальные произведения для учащихся младших классов:

1 произведение – В траве сидел кузнечик.

2 произведение – Два веселых гуся.

3 произведение – Черный кот.

4 произведение – 33 коровы.

5 произведение – А может быть ворона.

6 произведение – Собачья песня.

7 произведение – Улыбка.

8 произведение – Песня Красной шапочки.

Музыкальные произведения для учащихся средних и старших классов:

1 произведение – Т. Миансарова “Черный кот”.

2 произведение – Малиновка.

3 произведение – АССОРТИ “Ивушка”.

4 произведение – Н. Дорда “Ландыши”

5 произведение – Песня про зайцев

6 произведение – Л. Лещенко “Соловьиная роща”

7 произведение – А. Ведищева “Песня о медведях”

8 произведение – группа ЛЮБЕ “Скворцы”

9 произведение – группа Р@машка “Ромашки”

10 произведение – Березы

Частичная (из за большого объема) версия урока – игры “Виват весна, виват природа” представлена в приложении №1.

Музыкальный конкурс для младших классов представлен в приложении №2

Музыкальный конкурс для средних и старших классов представлен в приложении №3

Литература

  1. Городинский И.В., Скибицкий И.Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий // Информационные технологии в образовании. Вып.12/Под общей редакцией И. М. Бобко. - Новосибирск, 1995.-91с.- С.12-24.
  2. Новое педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат.-М.: "Академия", 2000. - 272с.
  3. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии.  - М.: Наука, 1999. - 191с.
  4. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий /ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., 2001.

12.01.2009