Педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Изменились условия жизни, произошла смена парадигмы образовательного процесса, стремительными темпами изменились параметры окружающего мира. Все это привело к тому, что действия по шаблону, в рамках стандартных знаний, умений и навыков не дают возможности адаптироваться к происходящим изменениям.

В настоящее время к деятельности человека предъявляются множество требований, одним из которых является ее творческий характер. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания стало одной их социально значимых задач современной школы. Школа должна выпустить в жизнь успешного, полноценно действующего человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Только такой человек сможет достойно жить в современном обществе.

Наиболее благоприятный период для того, чтобы начать формирование качества творческой личности, развивать ее творческий потенциал, - это период обучения в начальной школе.

Развитие творческого потенциала личности в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

  • Замечать любые творческие проявления учеников;
  • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Еще В.А. Сухомлинский в своей работе «Сердце отдаю детям», писал, что любое детское открытие, умозаключение является полноценным тогда, когда достигнуто через творчество.

Работая с детьми, Василий Александрович пришел к выводу, что научить ребенка можно лишь с помощью живого слова, с помощью окружающего мира. Его учение неотделимо от природы и от творчества.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». [7]

Этот мир должен окружать ребенка тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Именно от того, комфортно ли ребенку, зависит его желание учиться.

Без творчества, игры, фантазии, дети потеряют желание учиться, так как заучивание приводит сначала к непониманию, а потом и к нежеланию учиться. Он призывает не связывать крылья детской фантазии, а наоборот давать ей развиваться. Сменять однообразный урок чтения прогулкой, рисованием, игрой или живой беседой.

Примером такой работы является «Школа радости» и «Школа под открытым небом» В.А. Сухомлинского. В своей работе он использует не заучивание букв и написаний, а силу природы. Объясняя слово «ЛУГ», Сухомлинский с детьми выходит на луг, садиться в тени дерева и наблюдает за облаками, коровами, насекомыми. Слушал «музыку» луга, а потом рисовал « Я рисую луг в своем альбоме; рисую коров и гусей, рассыпавшихся как белые пушинки, и еле заметный дымок, и белое облачко над горизонтом. Дети очарованы красотой тихого утра и тоже рисуют. Я подписываю рисунок: «Луг». Для большинства малышей буквы — это рисунки. И каждый рисунок что-то напоминает. Что же? Стебелек травы. Перегнул стебелек — и получился рисунок «Л». Сложил 2 стебелька — вот и новый рисунок — «У». Дети подписывают рисунок словом луг. Потом мы читаем это слово.» [7]

Аналогично педагог изучал с детьми написания и других слов: «Шли дни и недели, мы совершали все новые и новые «путешествия» к истокам живого слова. Особенно интересным было знакомство со словами село, бор, дуб, ива, лес, дым, лед, гора, колос, небо, сено, роща, липа, ясень, яблоня, облако, курган, желуди, листопад. Весной мы посвящали «путешествия» словам цветы, сирень, ландыш, акация, виноград, пруд, река, озеро, опушка, туман, дождь, гроза, заря, голуби, тополь, вишня. В альбом «Наше родное слово» каждый раз рисовал свою картину тот ребенок, у которого слово пробуждало самые яркие представления, чувства, воспоминания. Никто не оставался равнодушным к красоте родной речи; уже... месяцев через восемь после начала нашей работы дети знали все буквы, писали слова и читали».[7]

Через творчество учителя развивается творчество детей. Через творчество учителя проходит обучение. Именно от искусства учителя зависит то, как ребенок будет смотреть на свою деятельность. Чем богаче духовная жизнь ребенка, тем глубже и прочнее его знания. Яркие образы действительности необходимы для познания ребенком взаимосвязей окружающего мира.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познает окружающий мир. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.

И.Я. Лернером выделены следующие черты творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
  • видение новой функции знакомого объекта;
  • умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;
  • умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных. [4]

Гуманизация российского образования предполагает не только индивидуальный подход к развитию личности, но и реализацию личностью своих внутренних способностей. Для данной реализации необходимы не столько знания и умения, полученные в процессе обучения, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

Обеспечить развитие продуктивных возможностей школьника в процессе обучения может только творческий учитель, реализовавший в педагогической деятельности свой творческий потенциал человек и специалист. Только такой педагог сможет развить творческий потенциал детей, воспитать у них способность и потребность самостоятельно находить решение неизвестных учебных и внеучебных задач, развить и «подпитать» мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.

Так как перед отечественной педагогикой встал ряд серьезных задач, одной из главных среди которых является развитие творческих качеств, творческого потенциала человека, способного реализовать себя в жизни, то в процессе обучения необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, неординарности, организованности и целенаправленности мышления.

Литература.

  1. Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. – Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. №11.
  2. Атаева А.В. Творчество – основа педагогической деятельности. – Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2005. №5.
  3. Веретенникова Л.К., Сотникова Н.Н., Ускова Г.А. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении: монография. – Ставрополь: РИО филиала МГОПУ им. Шолохова в г. Ставрополе; «Сервисшколав»; 2006, - 144с.
  4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 164 с.
  5. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.
  6. Романова Л.И. Развивать у детей творчество. – Начальная школа. 1985. №10.
  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
  8. Цалок В.А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989.