Рейтинговая система контроля знаний и умений школьников

Разделы: Физика


Профилактика стрессовых ситуаций способствует установлению таких норм оценивания, при которых каждый учащийся имеет естественное право на ошибку, а также такая организация системы контроля, при которой проверка не является одномоментным актом. Предпочтение отдаю такому процессу контроля (в частности рейтинговой системе оценки), при котором каждый учащийся имеет право на до-сдачу, а также на пересдачу, повторное выполнение тех работ, результаты по которым его/её не удовлетворяют. При этом не устанавливаю жёстких временных рамок: в принципе пересмотр оценки достигнутого уровня возможен в рамках всей ступени обучения основной школы (школьник длительное время болел и др.), а вот старшеклассники не должны откладывать пересдачу в долгий ящик.

Учащимся, которые испытывают существенные трудности в обучении, рекомендую "дробные зачёты"- это щадящий режим контроля, причём ученик сам определяет тот объём материала, который он может осилить.

Познакомлю в общих чертах, как я применяю рейтинговую систему оценки на уроках физики.

Учащиеся начали изучать материал по определенной теме, то есть овладевать теоретическим материалом, умением применять теоретические знания при решении типовых задач - задач первого уровня, не стандартных - второго уровня, третьего уровня - задачи, выходящие за рамки школьного учебника, выполнять лабораторные, практические работы, контрольные работы и т.д.

На всех видах уроков идет оценка их успеваемости в баллах 0,1,2,3,4,5. общее число баллов определяется программой: если на тему отводится 10 часов, что соответствует 50 баллам. И моя задача заключалась в организации уроков так, чтобы каждый ученик получил как можно лучшую оценку на уроке. При чём школьник может отказаться от объявленной оценки и я её в классный журнал не поставлю, пока ученик не ответит материал мне или ученику №1 или №2 а объявленную оценку заношу в электронный журнал с пометкой о возможной пересдаче в течение недели за счёт свободного времени.

Общий рейтинг складывается:

  • баллы, полученные за усвоение физических понятий
  • за знание законов
  • за знание физических величин, формул
  • за умение решать задачи разных уровней сложности
  • за выполнение лабораторных, практических работ, контрольных работ
  • за творчество в работе (выступления, доклады, рефераты, изготовление
    приборов, домашних опытов, участие в конкурсах, выполнение заданий заочных школ, участие в олимпиадах как очных, так и заочных и т.д.).

С десятого класса вводится ещё и стартовый рейтинг - это входной контроль знаний ученика, приступающего к изучению данной темы. Его цель - показать ученику его уровень готовности к овладению темой, а учитель узнаёт, насколько качественно ученик овладел ранее изученным материалом. Стартовый рейтинг провожу обычно на первом уроке изучаемой темы.

Творческий рейтинг является обязательной составной частью рейтинговой системы.

В конце темы набранные баллы переходят в оценку зачёта по такой шкале:

  • 85-100%-отлично (5)
  • 70 - 85% - хорошо (4)
  • 55 - 70% - удовлетворительно (3)
  • менее 55% - неуд.(2)

Выставляется зачет по теме. Естественно, что эти оценки определяют четвертные, полугодовые. Если ученика не устраивает общий рейтинг по какой-то теме, он может исправить положение на консультациях, на зимних каникулах или за две недели до окончания года, тематическое планирование составляется с учетом этого.

В одиннадцатом классе этот вид контроля сопровождается коэффициентом ритмичности (КР). Если ученик в установленные сроки отчитывается по всем модулям, то КР = 1, если пересдает, то КР = 0,7, если повторная пересдача, то КР=0,5.Учащиеся,систематически набирающие высокий рейтинг, освобождаются от зачета или общественного смотра знаний и привлекаются к ведению кружков в младших классах, к приёму зачётов у своих товарищей.

Ученик, набравший высокий рейтинг в параллели, становится учеником № 1, так по уровню рейтинга все учащиеся займут свои места от первого до последнего.

Рейтинговая система контроля с ведомостью открытого учета знаний в электронном журнале дает

  • возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
  • возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения;
  • возможность дифференцировать значимость оценки;
  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
  • возможна активная помощь учителю со стороны учеников №1 и №2;
  • выставление оценки становится не единовременным и окончательным актом, а последовательным процессом, управлять которым могут и сами ученики;
  • родители получают возможность управлять итоговой оценкой, целенаправленно направлять усилия своих детей;
  • повысить объективность оценки.

12.01.2009