Урок русского языка на тему "Согласные звуки (г), (г'), буква Г, г

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. закрепить понятия о звуках и буквах, познакомить учащихся с буквой Г , научить выделять в словах звуки (г), (г') и характризовать их
  2. выработать навыки осознанного чтения
  3. работать над развитием речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха
  4. воспитывать интереса к чтению, расширять кругозора учащихся, воспитывать бережного отношения к природе

Вид урока: изучение нового.

Тип урока: комбинированный.

Технология: диалоговая основа.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение

1.

Прозвенел звонок,
Мы начнём урок.

Уч.: Я называю слова, если слово начинается с гласной, сядут дети первого ряда, если с твёрдой согласной, сядут дети второго ряда, если с мягкой согласной, сядут дети третьего ряда.

Молодцы!

2. Мобилизующий этап.

Артикуляционная гимнастика: «колокольчик» языком, облизали варенье с губ,  а-о-у-ы-и-е-я, ау-ео-ия-ыа, ауи  - ыуя - еои.

Чтобы книги читать,
Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука,
А увидят глазки,
Чтоб потом мы без труда
Прочитали сказки.

- На какие две группы делятся звуки?

- Почему они так называются?

- Какие гласные показывают на твердость согласного звука?

- Какие показывают на мягкость согласного?

- Что вы можете сказать про согласные звуки? Почему они живут на разных этажах?

- Какие ещё бывают согласные?

Во время опроса:

  1. Распределить буквы на три группы (гласные, тв. согл., мягкие согл. по цвету)
  2. Какое слово подходит к схеме?  нора, кино, коса.
  3. Распределить слова на 2 группы, объяснить. (1слог, 2 слога)

Жили буквы, не тужили,
Потому что все дружили.

А дружить их научили два веселых гномика Динь и Дон.

Как вы думаете, почему они в разной одежде,  синей и зелёной?

Скомандуют  Дон и  Динь:

Ну-ка, гласный,
Встань с согласным!

Образуйте вместе слог! Сольётся гласный звук с согласным – и получится слог-слияние. Только у Дона получатся твердые слияния, а Дина – мягкие.

На какие две группы  можно разбить слова? Как их обозначить, одним словом?

III . Формулирование темы урока

Мы сегодня отправимся в путешествие к лету, несмотря на то, что везде лежит снег и очень холодно.

Физминутка

Мы идем лесной тропинкой
А куда, не знаем сами.
За малиной? – За малиной,
За грибами? – За грибами.
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, белка попадется,
Может, ёжик ждет нас где – то.
Мы идем гурьбой веселой,
Ясным утром в гости к лету.

Итак, мы отправляемся в лес. А за чем же мы пойдём?

Прочитайте предложение:

Так что же растёт в лесу? Правильно, грибы. Так за чем же мы идём? За грибами.

IV . Знакомство с новыми звуками

(Динамическая картинка: лес, грибы, дети: Гена и Галя)

Кто услышал в слове грибы новый звук? Звук Г. Чем же мы сегодня будем заниматься?

А мы пойдём не одни. С нами идут наши друзья - Гномы, и еще наши новые друзья Гена и Галя.

Давайте послушаем, чем же отличаются имена детей?

Произнесем Галя, отдельно звук Г. Как произносится звук? Воздух в горлышке встречает преграду. Значит, звук … согласный. При произношении звука слышится голос (закройте  ушки, слушаем звук) Какой звук? Звонкий.   А в слове Галя, какой слышите звук, твердый или мягкий. Значит, звук Г согласный, звонкий, твёрдый.

Друг Гали  - Гена. Слушаем звук. Какой он? (Гь,Гь) Согласный, звонкий, мягкий.

Делаем вывод.  Буква Г имеет два звука Г и Гь.

На что похожа буква Г?

Г – узнаешь без труда,
Очень горбится всегда.

Почему две буквы Г, г? (Гнем из проволочки)

Молодцы!

Гном гулял,
Гном играл,
Грянул гром,
- Ау, Гном!

Поиграем в эхо.  Гномик Динь убежал куда – то в лес. Я с гномом Доном буду его искать, а вы отвечайте мне.

Га – гя
Гы – ги
Гу – гю
Го – Гё
Гэ – Ге

Молодцы!

Ну, что ж, мы собирались за грибами, так пойдемте.

Физминутка

Утром дети рано встали,
За грибами в лес пошли,
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята.
Наклоняйтесь к ним, ребята.
Наклоняйтесь, раз, два, три.
И в лукошко собери.

Уч.: Вот и каждый нашел грибок. У каждого на парте есть грибок. Только Гномы  растеряли все буквы.

Задание: найти и зачеркнуть все буквы Г на шляпке гриба.( корректурная проба)

А какие грибы вы знаете?

V. Работа в учебнике (с. 123. Азбука)

- Что изобразил художник? Как можно назвать такой городок? Грибной. А кто там живёт? Гномы. Чем заняты Гномы? В форме чего построены дома?

Прочтите слоги. Каких слогов нет? Почему? Слов, которые начинаются на гя, гё, гю совсем немного, они редко употребляются.

Чтение слов на доске:

Галя   грибы
Гена   корзина

Предлагаю прочитать текст, и узнать, что же делали в лесу дети. Как можно озаглавить текст? Как можно назвать детей, людей, которые любят собирать грибы? Сколько в нём предложений?

Какие грибы собрала Галя? А Гена? А какие из них съедобные?

А можно ли уничтожать ядовитые грибы? Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, они являются лекарством. Поэтому, в природе ничего уничтожать нельзя.

Прочитайте маленькое стихотворение Елены Трутиной красиво. Какие знаки стоят в конце предложения? Читаем хором:

Вот он гриб – боровик!
И красив он и велик!

Кто видел такой гриб? (показ. картинку)

На доске:

гриб  
грибы Их сколько?
грибок Когда так говорят?
грибник Кто такой?
грибной Что может быть грибным?
грибочек А почему так говорят?

Прочитайте слова (инд.чтение, хором, ответы на вопросы)

Что же общего у всех этих слов? Общая часть - гриб. Такие слова называются родственными.

Когда дети гуляли по лесу, они не только любовались лесом, но и изучали окружающую природу. И задают вам вопрос. Как назвать одним словом:

Масленок, груздь, боровик - ?
Земляника, черника, голубика - ?
Масленок, груздь, боровик, земляника, черника, голубика - ? (растения)

Когда Гена и Галя гуляли по лесу, они видели разные предметы.

Физминутка

Я называю предметы, если в словах есть звук г, вы гуляете, если нет - прячетесь.

Иволга, медведь, галка, волк, трясогузка, лиса, кабан, рысь.

Молодцы.

А буква с вами сегодня так и играет в прятки.

На ножках грибов написаны слова, но там нет буквы, про которую мы сегодня говорили. Добавьте букву, чтобы получились слова.

_ора
и_олка
кни_а
доро_а
сне_овик

Прочитайте слова. Молодцы.

VI . Итог урока

Кто же мне скажет, с какой буквой мы сегодня познакомились? С какими звуками? Дайте им характеристику.

Гномы вас благодарят за работу. А Гене и Гале тоже пора домой. Ну, что же они пойдут с пустыми корзинками? Давайте им поможем. Подарим им свои грибы?

Мальчики, положите грибы в корзинку Гене, а девочки – Гале.

Вот и наше путешествие подходит к концу. Кому понравилось сегодня в лесу?

VII . Релаксация.

Гномики подарили вам своих друзей. Чего же не хватает? (нарисуйте гномикам настроение.)

А теперь прочитайте, что же вас ждёт: только ветер сдул буквы

П . Р . М . НА