Авторская программа элективных курсов "Ведение домашнего хозяйства", 10-й класс

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Жизнь в своей основе – вещь очень процветающая. Наверное, никто не смог подсчитать, сколько мелких вопросиков и больших вопросов приходится решать человеку, чтобы прожить один день… Много! Очень много! Так что мы, проживая каждый в своем пространстве, осознаем это или нет, действуем интуитивно или на основе знаний, так или иначе, ориентируясь в бесконечном потоке вешних факторов, определяющих повседневную жизнь. Вроде бы поступаем правильно и делаем ошибки. Хотим быть красивыми, здоровыми, счастливыми. Хотим и пытаемся…

Человек – деятельное существо. Он тысячами нитей связан с природой, обществом, в котором живет. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании подрастающего поколения. Единство природы и человека неразрывно, человек – часть природы. Мы стараемся жить в гармонии с природой.

В процессе своей жизнедеятельности человек воздействует на мир, активно перестраивает, переделывает его сообразно своим потребностям. Человека от животного отличает материальное производство. Производство – не только изготовление орудий с помощью орудий, но и создание различного рода объектов, которые используются непосредственно для потребления. У человека любой профессии бывает желание собственными руками сделать, создать, вырастить что-либо полезное, интересное, красивое. Неистощима фантазия, изобретательность и творческая смелость любителей мастерить, творить.

С малого возраста человеку объясняют, что хорошо, что плохо. Но знаний, оказывается, маловато для осознания необходимости бережного отношения ко всему сущему на земле. Вот и говорят: искусство постигается умом и сердцем.

Как изучать данный курс? Вопрос не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного решения. Учащиеся вместе с учителем должны будут понять, что немыслимо вести домашнее хозяйство без экономного, рачительного отношения ко всему тому, что добывается трудом и потом. Что без зеленых растений неуютно и пусто даже в хорошо обставленной квартире. Что огородничеством и садоводством занимаются не только сельские жители, но и горожане. Что ведение фермерского хозяйства - это не добрые сказки о животных, что нужно будет искать решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы.

Данный курс по выбору “Ведение домашнего хозяйства” разработан для учеников 10-11 классов и рассчитан на 17 часов.

Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.

Основные цели курса:

  • формирование у старшеклассников готовности к ведению домашнего хозяйства;
  • научить находить способы преодоления проблем с экономией, рачительностью;
  • попытаться выяснить, что нужно делать, чтобы стать хорошими домохозяйками и по возможности одарить счастьем всех тех, с кем сталкивает жизнь.

Основные задачи курса:

Образовательные

  • дать учащимся представление об индивидуальных особенностях и способностях человека;
  • подготовить старшеклассника к пониманию жизни, тех забот и проблем, с которыми они столкнутся, став взрослыми.

Развивающие

  • познакомить старшеклассников с примерным ведением домашнего хозяйства;
  • изучение азов садоводства, цветоводства и огородничества;
  • расширить уровень знаний по ведению фермерского хозяйства.

Воспитательные

  • воспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней;
  • помочь учащимся синтезировать разрозненные знания о ведении домашнего хозяйства, добытые из множества источников;
  • пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой.

Планируемый результат:

В результате проведенного учебного курса учащиеся

должны иметь представление:

  • какой должна быть экономика в быту;
  • о значении садоводства и огородничества в домашнем хозяйстве;
  • о выращивании комнатных растений и об уходе за ними;
  • о разбивке грядок, посеве и посадке садовых и овощных культур и уходе за ними ;
  • об экзотических лекарственных растениях;
  • о содержании и разведении домашних птиц и животных;
  • о ведении домашнего хозяйства;

должны знать:

  • основные понятия и термины;
  • виды расходов калорий в продуктах;
  • как экономить и распределять доходы и расходы в домашнем хозяйстве;
  • элементарные способы посева и посадки садово-огородных культур;
  • виды плодово-ягодных культур;
  • названия болезней и вредителей садово-огородных культур;
  • о целебных свойствах овощных и лекарственных растений;
  • простейшие рецепты овощных салатов;
  • некоторые породы домашней птицы и домашних животных;

должны уметь

  • вести контроль расходов и доходов в хозяйственных книгах;
  • правильно покупать продукты и хранить их.
  • правильно ухаживать за комнатными, садово-огородными растениями;
  • правильно содержать домашних животных и птиц, ухаживать за ними;
  • отличать органические удобрения от минеральных;
  • применять полученные знания в жизни;
  • правильно распределять силы и ресурсы при ведении домашнего хозяйства.

Программа и учебный план

Вводное занятие - 1 час

Тема 1. Домашнее хозяйство и мы - 1 час

Определение понятия “Домашнее хозяйство”. Домоводство не только женская работа. Хозяин дома и его дом. Умение вести контроль расходов и доходов.

Уроки экономики в быту – 3 часа

Тема 2. Наш дом и мы в нем хозяева - 1 час

Трудолюбие как качество личности. Умение считать. Как стать стратегом в доме. Умение вести хозяйственную и кассовую книги.

Тема 3. Каждая крошка в ладошку – 1 час

Питание – неотъемлемая составная часть жизни. Умение говорить с продуктами на “вы”. Поговорим о культуре питания. Расход калорий в различных продуктах. Умеем ли мы хранить продукты. Круглый стол.

Тема 4. Комфорт и энергия – 1 час

Его величество киловатт. И всего-то капля воды. Тепло душу греет. А у нас в квартире газ.

В гармонии с природой

Тема 5-6. Зеленые оазисы дома – 2 часа

Комнатные растения и уход за ними. Цветы на балконе. Вертикальное озеленение. Ваш цветник в саду. Умейте говорить с цветами.

Тема 7-8. Блаженство – творить в природе - 2 часа

История садоводства. Освоение садового участка. Плодово-ягодные культуры. Уход за садом. Астрология в саду. Встреча с садоводами-любителями.

Тема 9-10. Когда зазеленеют грядки - 2 часа

Факторы роста и развития овощных культур. Способы посева и посадки. Особенности ухода за овощными культурами. Заготовки из овощей.

Тема 11-12. Удивительное на грядке – 2 часа

Экзотические лекарственные и овощные растения. Целебные пряности. Ягодные культуры. Пришельцы из других стран. Целебные культуры в кулинарии. Встреча с учителем валеологии и кулинаром гимназии.

Фермерство – не сказки о животных – 4 часа

Тема 13-14. Домашнее животноводство – 2 часа

Подбор пород кроликов. Содержание и кормление кроликов. Использование мяса и шкурок кролика. Подбор пород коз. Содержание коз. Использование молока, мяса и шкуры коз. Подбор пород овец. Содержание овец. Использование мяса, руна и шкуры овец. Встреча с животноводами-кролиководами.

Тема 15-16. Домашнее птицеводство – 2 часа

Выбор пород кур. Содержание и разведение молодняка. Использование мяса, яиц кур. Выбор пород уток. Разведение уток. Использование мяса и пуха уток. Выбор пород гусей. Содержание и разведение гусей. Использование мяса и пуха гусей.

Тема 17. Домоводство – это для нас – 1 час

Защита рефератов по темам. Защита дизайн-папок по цветоводству, садоводству. Составление фотоальбомов о комнатных растениях.

Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

  • лекционные занятия (беседы, мини-лекции)
  • встречи (учитель валеологии, кулинар, садоводы-любители, кролиководы, птицеводы)
  • защита рефератов, дизайн-папок и фотоальбомов

Основные понятия курса:

- домоводство, цветоводство, садоводство, огородничество, животноводство.

Оценка качества знаний:

При оценке качества знаний учитывать обширность материала реферата, его оформление, самостоятельную работу ученика, а не отслеживать готовый реферат из Интернета.

Дизайн-папка должна соответствовать выбранной теме, а материал в нем должен быть подобран и раскрыт подробно.

Оформление фотоальбомов должно быть с качественными фотографическими изображениями и краткими описаниями вида того или иного растения, с описанием ухода за этими растениями.

Списки тем рефератов:

Для каждого дня и для каждого дома.
Легенды и были о продуктах.
Мы и наша семья.
Народные приметы в домашнем хозяйстве.
Сад и огород в комнате.
Сад и огород в доме.
Уголок природы в твоем сердце.
Умный огород в твоем хозяйстве.
Умный сад – как отдых для души.
Хлеб в нашем доме.
Цветы – радость жизни.
Экзотика на нашем столе.
Экономика должна быть экономной.

Список использованной литературы при подготовке программы:

  1. “Приусадебное хозяйство”, ежемесячный журнал, за 2000 – 2004 гг.
  2. Умный огород в деталях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
  3. Умный сад в подробностях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
  4. Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.
  5. 1000 советов любителю мастерить. Х. Г. Кучушев, Казань,1984 г.
  6. Программы общеобразовательных учреждений, М., 2001 г.
  7. Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.
  8. Советы на каждый день. Книга-календарь, М., 2007 г.
  9. Разносолы деревенской кухни. А. Э. Головков, М., 1989г.
  10. Календарь овощевода-любителя. А. Т. Лебедева, А. Г. Туленкова, М.,1992 г.
  11. Удивительное на грядке. В. С. Лихарев, Саратов, 1992 г.
  12. Зеленые оазисы на работе и дома. В. Ф. Бибикова, Ю. А. Бибиков, М. Ф. Капельян, Минск, 1989 г.
  13. Садоводство. Универсальный справочник. Т. А. Корецкая, А. П. Моисеев, Урал, 2000 г.
  14. Куры. Утки Гуси. В. Смирнов, М., 2001 г.
  15. Козы. Овцы. Кролики. В. Смирнов, м., 2001 г.
  16. Введение в социальную философию. Т. П. Малькова, М. А. Фролова, м., 1995 г.

Список литературы, рекомендованной для учащихся:

  1. “Приусадебное хозяйство”, ежемесячный журнал, за 2000 – 2004 гг.
  2. Умный огород в деталях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
  3. Умный сад в подробностях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
  4. Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.
  5. 1000 советов любителю мастерить. Х. Г. Кучушев, Казань,1984 г.
  6. Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г.
  7. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.
  8. Разносолы деревенской кухни. А. Э. Головков, М., 1989 г.
  9. Календарь овощевода-любителя. А. Т. Лебедева, А. Г. Туленкова, М.,1992 г.
  10. Удивительное на грядке. В. С. Лихарев, Саратов, 1992 г.
  11. Зеленые оазисы на работе и дома. В. Ф. Бибикова, Ю. А. Бибиков, М. Ф. Капельян, Минск, 1989 г.
  12. Садоводство. Универсальный справочник. Т. А. Корецкая, А. П. Моисеев, Урал, 2000 г.
  13. Куры. Утки Гуси. В. Смирнов, М., 2001 г.
  14. Козы. Овцы. Кролики. В. Смирнов, М., 2001 г.

№№ п. п.

Тема занятия

Время на изучение

Формы и методы работы

 

Вводная часть

1

 
1 “Домашнее хозяйство и мы”

1

Лекция-мозговой штурм

  Уроки экономики в быту

3

 
2 Наш дом и мы в нем хозяева

1

Лекция-дискуссия

3 Каждая крошка в ладошку

1

Круглый стол

4 Комфорт и энергия

1

Дискуссия

  В гармонии с природой.

8

 
5-6 Зеленые оазисы дома

2

Лекция

7-8 Блаженство – творить в природе

2

Встреча с садоводами-любителями

9-10 Когда зазеленеют грядки

2

Лекция

11-12

Удивительное на грядке

2

Лекция

  Фермерство – не сказки о животных

4

 
13-14 Домашнее животноводство

2

Встреча с животноводами-кролиководами

15-16 Домашнее птицеводство

2

Лекция

17 Домоводство – это для нас

1

Защита рефератов
Дизайн папок-фотоальбомов

  Всего:

17