Урок музыки в 1-м классе "Путешествие в оперу-сказку"

Разделы: Музыка


Цель: обобщить и систематизировать знания по теме.

Задачи:

1. Повторить и закрепить музыкальные темы оперы.
2. Вовлечь детей в театральное действие.
3. Рассмотреть нравственную проблему добра и зла в сказке и жизни.

Оборудование: плакат “Опера”, иллюстрации к действующим лицам оперы, маски козлят, шумовые инструменты, фонохрестоматия, DVD и аудиозаписи.

Ход урока

Организационный момент.

1.Распевка “Добрый день”.
2.Гамма и песенка о нотах.
3.Распевка “Эхо”.

Основная часть.

Учитель: Дорогие мои, сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Не волнуйтесь, всё у вас получится, я с вами. А будем мы сегодня путешествовать по сказке. Какое же путешествие без песни!

(Дети исполняют “ Как мы дружно весело живём”, музыка В.Шаинского)

Ребята, какие сказки вы знаете?

( Дети перечисляют сказки)

Молодцы! Много сказок прочитали. А мы сегодня с вами побываем в музыкальной сказке.

Я знаю про волшебную страну, где каждый вечер к вашему окну
Учёный котик будет прибегать, чтоб свою сказку на ночь рассказать.
Расскажет он про хитрую лису, про злого волка, добрую козу.
Он много знает сказок, и сейчас одну из них я расскажу для вас.

И вы, ребята, поможете рассказать эту сказку. Чтобы попасть в неё – нам нужны помощники – наши три “кита”. Это?

Дети: Песня, танец и марш.

Учитель: Какой “кит” является основным, чтобы попасть в оперу?

Дети: Песня.

Учитель: Почему песня?

Дети: В опере все герои поют.

Учитель: Правильно. Назовите детскую оперу-сказку, которую мы с вами изучали.

Дети: “Волк и семеро козлят”.

Учитель: Верно. Давайте вместе расскажем эту сказку нашим гостям. Будем сегодня и рассказчиками, и артист (Дети надевают рожки, превращаются в козлят)

Учитель: Жила-была коза с козлятами…

(Дети называют всех козлят: Всезнайка, Бодайка, Топтушка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка, Малыш)

Учитель:Часто уходила коза на базар за продуктами, а козлята оставались одни в избушке. Мама-коза строго-настрого наказывала им – никому дверь не открывать! Оставшись одни, козлята веселились, играли, шумели, пели и танцевали…

Мы знаем, как веселились козлята. Вспомним их песенку, но сначала ответьте на вопрос: что такое хор?

Дети: Поющий коллектив, в котором много голосов.

(Дети исполняют хор козлят, изображая каждого козлёнка)

Учитель: Вы знакомы с отдельными оперными партиями козлят. Мы вспомним их сегодня. А кто такой солист?

Дети: Поющий один, звучит один голос.

Учитель: Проведём музыкальную угадайку. Вспомним песенку каждого козлёнка и охарактеризуем их.

Дети:

1. Всезнайка (дети выбирают козлёнка, который исполняет этот номер).
2. Болтушка (выбирают солистку, а весь класс – в роли Дразнилки).
3. Топтушка (игра-сценка с использованием веника).
4. Малыш (этот музыкальный номер используется в качестве физ. паузы – дети выбирают командира и маршируют под музыку по его команде. Командир отстукивает ритм на барабане).

Учитель: Молодцы! Продолжаем сказку.

…Вернувшись, мама-коза пела деткам: “Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся,   Ваша мама пришла, молочка принесла”. Услыхав голос мамы, козлятки открывали дверь. Мама кормила их и укладывала спать…

А как называются песенки, которые поют перед сном?

Дети: Колыбельные – спокойные, нежные, ласковые, тихие по своему характеру.

Учитель: Правильно. Сейчас мы разыграем эту сценку. Я – ваша мама, вы – мои детки. Все легли на парты, закрыли глазки.

(Учитель надевает рожки, поёт колыбельную песенку, проходя между партами и поглаживая каждого ребёнка)

Проснулись, открыли глазки и продолжим наш рассказ.

…Утром мама-коза вновь ушла. Козлята опять остались одни. Веселье и игры продолжались…

(Дети исполняют хор “Целый день поём, играем”, при этом танцуют)

… Но вот козлята услыхали за дверью шум. Кто же это?

Дети: Волк.

Учитель: Охарактеризуйте мне волка, нарисуйте образно его портрет. Какой он в этой сказке?

Дети: Злой, голодный, страшный…

Учитель: Расскажите, как обманул волк наших козлят.

(Рассказ детей)

Учитель: Молодцы, хорошо знаете сюжет. Кто же спас козлят от злодея?

Дети: Малыш обратился за помощью к петушку.

Учитель:

Шёлкова бородушка, красный гребешок,
Золотая сабля на боку.
Ищет злого волка храбрый петушок,
Он кричит ему: ку-ка-ре-ку!
Ты сразись волчище с нами
И отдай козляток маме!

Слушаем финальную сцену оперы. Мне нужны помощники – Волк и Петушок. Кто их изобразит?

(Дети под музыкальную фонограмму разыгрывают последнее действие)

Учитель: Козлята вернулись домой. Мама увидела своих деток живыми и невредимыми.

(Учитель поёт финальную песенку)

Заключительная часть.

Учитель:

Мораль сей сказки такова, она как мир стара:
Коварна злость, страшна беда, но нет сильней Добра!

Добро одержало победу над злом, как и в любой сказке. Очень хотелось бы, чтобы так было и в жизни. А отчего это зависит? Как вы считаете: каких людей больше на земле – добрых или злых? Какими бы вы хотели стать?

(Ответы детей)

Учитель: Я очень довольна вашими ответами. Вы порадовали меня. Значит, наши уроки, и беседы не проходят даром. Всем спасибо за работу.

Звучит финальная песня Владимира Шаинского “Всё мы делим пополам”.

14.01.2009