Урок-игра "Что мы знаем, что мы умеем"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Сформировать устойчивый интерес к химии.
  2. Расширить и углубить знания учащихся к химии.
  3. Помочь учащимся найти дорогу к научным и технологическим идеям.
  4. Научить учащихся работать самостоятельно

Девиз: «Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии»

Н.Семёнов

Жюри: учащиеся 10 и 11 классов.

Ведущий. Сегодня мы проводим турнир, т.е. состязание между командами 8-х классов. Эти ребята только недавно стали изучать химию, но уже кое-что узнали, кое-чему научились. Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, кто же из них самый знающий, самый умеющий.

Вызываются команды – участницы турнира. Команды знакомят присутствующих со своими названиями, эмблемами.

I. Разминка

Для этого каждая команда задаст вопросы команде-сопернице. Пять вопросов, за которые можно получить пять баллов. Время на подготовку ответа 30 секунд. Вопросы ребята готовят заранее, консультируясь с учителем.

II. Первый конкурс: «Знаешь ли ты ученых химиков».

Командам выдаются списки с фамилиями ученых. Члены команды должны выбрать из предложенного списка фамилии ученых химиков. Конкурс оценивается пятью баллами.

Список ученых: Менделеев, Бутлеров, Бородин, Ампер, Лавуазье, Пристли, Ломоносов, Флёров, Ландау, Несмеянов.

III. Второй конкурс.

Из каждой команды вызывается по одному участнику. По команде, в течении минуты участники пишут знаки химических элементов. Команде начисляется столько очков, сколько знаков химических элементов напишут участники.

IV. Третий конкурс: «Куй железо, пока горячо».

Команде выдаётся текст, где описан процесс ковки железа. За три минуты участники команды должны выписать из текста физические свойства железа.

Конкурс оценивается пятью баллами.

Текст. Прочтите отрывок. Выберите из текста физические свойства железа.

«Кузнец берёт полосу железа и кладёт её в горн. Железо раскаляется, краснеет, а потом белеет и делается мягким. Кузнец берёт железо из горна большими щипцами, кладёт его на железную наковальню и начинает ковать тяжелым молотом, что кому нужно: подкову, гвоздь, топор, железную ось… На  кузнеце кожаный передник, потому что от раскалённого железа сыплются искры».

К.Ушинский

V. Четвёртый конкурс: «Лишние названия».

Даны знаки химических элементов и  их названия. Определить, какие названия здесь лишние. Конкурс оценивается пятью баллами.

Даны химические знаки элементов: O, Cu, N, S, Fe, Mg, Hg, Na, C.

Даны названия химических элементов: кислород, медь, железо, сера, азот, углерод, магний. ртуть, фосфор, калий, водород. натрий  

Определите, какие названия элементов здесь лишние.               

VI. Пятый конкурс: «Выбери из смеси…»

Из предложенного перечня выбрать химические соединения. Смеси, химические элементы. Конкурс оценивается тремя баллами.

Выделить из предложенного перечня: 1) химические соединения; 2) химические элементы; 3) смеси.

Перечень: магний, железо, молоко, воздух, оксид ртути, вода, кислород. сульфат цинка. гранит, водород.

VII. Шестой конкурс: «Кто быстрее…»

Из каждой команды выходят по два участника и в течении одной минуты расставляют коэффициенты в уравнениях реакций. Конкурс оценивается пятью баллами.

1-ой команде.

Расставить коэффициенты в уравнениях реакций:

Na  +  O2 → Na2O;             P  +  O2 → P2O5;

AI  +  S → AI2S3;               HgO → Hg  + O2;

WO3 +  H2 →  W + H2O

2-ой команде

Расставить коэффициенты в уравнениях реакций:

K  +  O2 →  K2O;               AI  +  O2 → AI2O3;

K  +   S →   K2S;               Au2O3 → Au  + O2;

FeO +  AI →  Fe + AI2O3

VIII. Седьмой конкурс: «Химия и поэзия»

Каждой команде выдаётся по два четверостишья, глее пропущены слова В течении четырёх минут команды дописывают стихи. Конкурс оценивается тремя баллами.

В течении четырёх минут вставить пропущенные слова в четверостишья:

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь ………….
Струя водопада и брызги фонтана.
И всё это – только ………

Высокие гребни вздымая,
бушует морская ……………..
И топит, как будто играя,
большие морские ………….

IX. Восьмой конкурс: «Химия в быту»

Каждая команда в течении 3-х минут пишет названия химических веществ, которые находят применение в быту. Конкурс оценивается тремя баллами.

X. Конкурс капитанов.

Каждому капитану жюри задаёт по пять вопросов. Количество баллов определяется количеством правильных ответов каждого капитана.

Вопросы капитану 1-й команды

  1. Что означает слово атом? Какого его происхождение?
  2. О каком великом русском ученом А.С.Пушкин сказал, что «он сам стал первым университетом в России»?
  3. Какой металл является единственным жидким металлом? Где он находит применение?
  4. Назовите химические элементы, валентность которых всегда равна 1.
  5. Назовите химический элемент, поддерживающий процесс горения?

Вопросы капитану 2-й команды

  1. Какие вещества получаются при разложении воды? При нагревании?
  2. Кто из ученых подтвердил своими опытами закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым?
  3. Какие вещества входят в состав воздуха?
  4. Назовите химический элемент, валентность которого всегда равна 3.
  5. Что означает латинское название кислорода «оксигениум»?

XI. Конкурс тематических газет.

Конкурс оценивается пятью баллами.

Во время проведения занимательных опытов жюри подводит итоги.

Занимательные опыты

1. Вода зажигает бумагу

На железном листе или в большой фарфоровой чашке смешайте пероксид натрия с мелкими кусочками фильтровальной бумаги. На приготовленную смесь капните несколько капель воды. Бумага воспламенится.

2. «Золотой нож»

В стакан (0,5 л) наливаем 0,2 л насыщенного раствора медного купороса и подкисляем его 1 мл серной кислоты. Опускаем нож (поверхность которого заранее хорошо зачищена наждачной бумагой) на несколько секунд в раствор медного купороса. Затем вынимаем его и быстро ополаскиваем водой. Нож стал «золотым» – он покрылся ровным блестящим слоем меди.

3. «Несгораемый платок»

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошо пропитайте спиртом.

Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их на вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхивает – создаётся впечатление. Что горит платок. Но горение прекращается, а платок остаётся невредимым.

В заключении жюри награждает победителей.

13.02.2009