"Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с отличительными признаками позвоночных животных.
  2. Дать сравнительную характеристику позвоночным животным..
  3. Обобщить знания учащихся о позвоночных животных.
  4. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: картинки животных, карточки, схемы.

ХОД УРОКА

Оформление доски

1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

(Слайд № 1. Приложение)

2.Фронтальный опрос.

- Что такое фауна?

- Какие животные называются одноклеточными и многоклеточными?

- В чем отличие позвоночных животных от беспозвоночных?

- Кто из нарисованных животных не является насекомым?

(На доске иллюстрации с изображением паука-крестовика, бабочки, жука-могильщика осы, муравьи.)

- Какое слово не вписывается в общий ряд: комар, муха, пчела, оса, божья коровка, скорпион?

- Как же узнать, насекомое перед вами или нет?

- Сколько у насекомых лап?

- Когда вы слышите слово “насекомые”, то кого представляете?

- Какие группы животных вы знаете?

Распределите карточки с животными по группам:

3. Знакомство с новым материалом.

Какая наука изучает животных? Зоология (от греческого слова "зоо" - животное) изучает животных. Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп.

 Таблица “Классификация животных”

4. Беседа о рыбах и их разновидностях.

- Какие животные называются позвоночными? (К позвоночным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

- Какие из перечисленных мною животных живут только в воде? (Рыбы.)

1 ученик: Рассказ о рыбах.

(Cлайд  № 2)

- Знакомством с рыбами мы начнем изучение позвоночных животных. Примерно 2/З поверхности нашей планеты покрыто океанами, морями, реками и озерами. Их населяют мириады животных значительную часть, которых составляют представители класса рыб. К 90-м гг. ХХ столетия зоологи описали около 22 тысяч видов — больше, чем всех остальных позвоночных животных.

(Cлайд  № 3)

Рыбы появились на Земле более 450 лет назад. Рыбы — самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живы существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись. В настоящее время они являются самыми многочисленными представителями класса позвоночных.

- Рассмотрите иллюстрацию с изображением рыб.

- Какие особенности внешнего вида существуют у рыб?

- Какое значение имеют плавники?

5. Работа по учебнику.

- Прочитайте предложения в учебнике на с. 69. Найдите верные высказывания.

- Какую роль играет позвоночник для рыб?

2 ученик: Рассказ о классе рыб.

(Cлайд  № 4)

Всех рыб условно делят на три типа.

Первый тип — это хрящевые рыбы (скаты, акулы), то есть рыбы с хрящевым позвоночником. Они имеют прочную, толстую, но без чешуи кожу.

Второй тип это костистые рыбы, с бесхрящевым позвоночником и чешуйчатой кожей. Пожалуй, этот тип самый многочисленный.

Третий тип – рыбы, имеющие и легкие, и жабры. Все легочные рыбы живут только в пресной воде. Их плавники очень напоминают конечности животных, поэтому такие рыбы, как особый вид окуня, способны иногда выходить на берег.

- А вы знаете, какая самая большая рыба? Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы на Земле. Они иногда достигают 16–18 м в длину. А вот самая маленькая рыба в мире обитает на Филиппинских островах. Это бычок Пандака длиною 0,6 см, признанный самым крошечным позвоночным.

6. Ознакомление с земноводными. (Слайд  № 5)

- Каких животных называют земноводными? Почему?

3 ученик: Рассказ о земноводных. (Слайд  № 6)

- Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова, означающего “живущий двойной жизнью”. Они могут жить и на суше, и в воде.

Существует три группы или отряда земноводных: лягушки, саламандровые и червяги. Различные виды тритонов относятся к саламандровым. Червяги – это существа, живущие в норах. Они слепые, у них нет ни ног, ни хвоста. Земноводные дышат жабрами в юном возрасте, а потом у многих из них развиваются лёгкие. (Слайд  № 7)

У земноводных кожа гладкая и клейкая, поддерживаемая во влажном состоянии специальными слизистыми железами. Вода легко проникает через их кожу, поэтому большинство земноводных высыхает и умирает, если их надолго вытащить из воды. (Слайд  № 8)

Работа по учебнику.

С. 70. Чтение рубрики “Этот удивительный мир”.

- Какие животные относятся к пресмыкающимся?

- Ребята, а вы знаете, почему у животных такое название?

4 ученик: Рассказ о пресмыкающихся. (Слайд   №  9)

- Название “пресмыкающиеся” точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище - наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами. (Слайд  № 10)

Настоящая ходьба и бег с выпрямленными конечностями и приподнятым телом наблюдаются, сравнительно редко, обычно же рептилии ползут, “пресмыкаются”, безногие иначе просто не могут.

7. О разнообразии пресмыкающихся. (Слайд   № 11)

В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Ученые считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет тому назад, В те времена пресмыкающиеся составляли основную группу животных и часто имели гигантские размеры. Но эти огромные рептилии вымерли, а пресмыкающиеся наших дней имеют сравнительно небольшие габариты. Самые крупные из них - крокодилы и питоны.

Пресмыкающиеся с холодной кровью передвигаются ползком и имеют позвоночник.

Пресмыкающиеся подразделяются на четыре основные группы черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.

Черепахи отличаются от прочих пресмыкающихся тем, что их тело окружено костным панцирем. Все черепахи откладывают яйца. Некоторые черепахи живут возле водоемов или в них, а некоторые — исключительно на суше.

Аллигаторы, крокодилы и им подобные имеют удлиненное тело с четырьмя конечностями, покрытое чешуйками или пластинками. Ящерицы и змеи относятся к пресмыкающимся высшего порядка. Основное различие между ящерицами и змеями состоит в строении челюстей. У змей и верхняя и нижняя челюсти имеют подвижные части с острыми, загнутыми внутрь зубами. (Слайд  № 12)

Работа по учебнику с.71 рубрика “Жил на свете человек...”.

С давних времен и поныне змеи в восточной медицине служат одним из основных источников лекарственных средств при лечении многих заболеваний. Больному могут давать змеиную кровь, желчь, а также настойку на змеях, в состав которой входит и яд.

Профессия змееловов — охотников за змеями — очень опасна. Однако и змеям можно порой посочувствовать. Некоторые виды стали редкими и уже нуждаются в охране. (Приложение 3)

Работа в группах

1. Заполните таблицы, используя информационную карту.

Рыбы

Вывод

1. Форма и окраска

2. Передвижение

3. Орган, при помощи которого плавают.

4. Как дышат.

5. Чем питаются.

6. Как реагируют на яркий свет, стук, хлопок.

 

     

Лягушка

Вывод

1. Форма тела и окраска.

2. Передвижение.

3. Орган, при помощи которого передвигаются.

4. Чем питаются.

 

Ящерица

Вывод

1. Форма тела и окраска.

2. Передвижение.

3. Орган, при помощи которого передвигаются.

4. Чем питаются.

 

2. Определение признаков различных групп животных

1 группа

  1. Тело покрыто нежной влажной кожей.
  2. Передние конечности – крылья.
  3. Тело покрыто шерстью.

2 группа

  1. Имеются две пары крыльев.
  2. Выкармливают детёнышей молоком.
  3. Тело покрыто чешуёй.

3 группа

  1. Тело покрыто роговыми чешуйками.
  2. Орган передвижения – плавники.
  3. Тело покрыто перьями.

Итог урока:

- Назовите позвоночных животных, с которыми сегодня познакомились. (Слайд  № 13)

Домашнее задание: пересказ текста на с. 68–71, подготовить сообщения о пресмыкающихся. (Слайд  № 14)

 Литература:

  1. Окружающий мир поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, автор-составитель О.А.Исакова.
  2. Карточки “В мире дикой природы”.
  3. Учебник “Окружающий мир. 3-й класс”, автор Н.Ф.Виноградова.
  4. Энциклопедия для детей.
  5. “Открытая биология”.
  6. “Звери”, авторы М.Ф.Березина, Е.Л.Богатырёва.

20.03.2009