Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"

Разделы: Биология


Цель:

  • формирование санитарно-гигиенической компетенции учащихся;
  • осознание учащимися связи здоровья человека с санитарно-гигиенической культурой

Задачи:

  • раскрыть санитарно-гигиенические правила жизнедеятельности, установить связь между образом жизни человека и его здоровьем;
  • развивать мыслительную, навыки самостоятельной деятельности, коммуникативные возможности;
  • воспитывать сознательное отношение к будущей профессии.

 Ожидаемые результаты от внедрения:

  • формирование навыков работы с дополнительной литературой;
  • выполнение проектных работ учащихся;
  • пробуждение интереса к профессии медика-гигиениста.

Данная программа  актуальна в современных условиях, так как каждому человеку важно очень важно знать, как можно исследовать собственное  здоровье и научиться разрабатывать и применять меры для его сохранения и укрепления.

Новизна разработки заключается в использовании новых форм ( проектная деятельность, лекции, лабораторные работы, беседы) и методов преподавания (проектное обучение), а также новых форм контроля (защита проектов, составление конспектов и схем с помощью компьютера, собеседование).

Содержание разработки

Тема занятия Цель Форма организации обучения Форма контроля Количество учебных часов
1 История гигиены Рассмотреть возникновение и основные этапы развития санитарно-гигиенической культуры беседа,
рассказ
конспект,
схема
1
2 Физическая активность и здоровье Закрепить знания о роли двигательной активности в сохранении здоровья, вреде гиподинамии, профилактике заболеваний опорно-двигательной системы, углубить знания о возрастных особенностях физического воспитания человека на разных возрастных этапах его развития лекция с элементами беседы, лабораторные работы об измерении мышечной силы с помощью ручного динамометра, определение быстроты реакции человека, определение гибкости позвоночника, наличия плоскостопия, сохранения осанки Ознакомительно-ориентированное проектирование Возрастные особенности физического развития человека в подростковом возрасте 2
3 Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергии Познакомить с отраслью медицины - иммунологией, ее достижениями, перспективах развития иммунной инженерии, расширить знания об иммунитете, ознакомиться с основными инфекционными заболеваниями, условиями их возникновения, периодами развития и профилактики, познакомить с понятием аллергии, аллергенов, причиной возникновения поисковая беседа, экспериментальная работа Составление лабораторной работы по теме (выдвинуть гипотезу, составить список необходимого оборудования, проделать опыт, сделать вывод о правильности гипотезы) 2
4 Травматизм и его профилактика, охрана труда Закрепить знания о видах травм, их признаках и правилах оказания первой помощи, ознакомить с предупреждениями травматизма на предприятиях, и охране труда лекция с элементами беседы, практическая работа по приготовлению раствора перманганата калия, по использованию трубчатого эластичного бинта для удержания повязки на голове, по использованию лейкопластыря и спиртового раствора иода при обработке ран конспект 2
5 Тренировка сердечно-сосудистой системы. Профилактика заболеваний органов кровообращения. ПМП при них Доказать, что состояние ССС – показатель уровня человеческого состояния, закрепить знания об оказании ПМП при заболеваниях ССС, рассказать о специальностях врача- гематолога, врача- лаборанта, фельдшера- лаборанта, подчеркнуть важность лабораторной диагностики, сообщить формулу крови лекция, лабораторная работа «Определение физиологического состояния человека методом регрессии», «Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа», «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга», «Измерение артериального давления» таблица по ПМП при сердечно-сосудистых заболеваниях 2
6 Гигиена дыхания Сформировать знания об укреплении органов дыхания, профилактике их нарушения, обратить внимание учащихся на важность труда врача – пульмонолога и фтизиатора, подчеркнуть важность флюрографических исследований лекция, практическая работа по обследованию температуры воздуха в помещении, определению коэффициента аэрации в помещении, определению запыленности воздуха проект «Респираторные заболевания и их профилактика» 2
7 Гигиена питания Сформировать знания о режиме питания школьника, его рационе; ознакомить детей с возрастными особенностями пищеварения, обмена веществ и энергии поисковая беседа проект «Основы рационального питания подростка 2
8 Гигиена кожи, теплорегуляция. Профилактика кожных, урологических, гинекологических и венерических заболеваний Расширить знания о функции кожи, сформировать знания о гнойничковых поражениях кожи, грибковых заболеваниях, закрепить гигиенические навыки по уходу за кожей, ознакомиться с половыми особенностями людей, урологическими гинекологическими заболеваниями и их профилактикой, а также с венерическими заболеваниями лекция, лабораторная работа по определению типа кожи на разных участках тела собеседование,
конспект
2
9 Профилактика нервных и психических заболеваний Закрепить знания о строении и функции нервной системы, сформировать понятие «стресса» как фактора, влияющего на здоровье, рассмотреть причины возникновения алкоголизма, наркомании, токсикомании как следствия нарушения психического здоровья лекция с элементами беседы, лабораторная работа по определению колебания внимания при отсутствии установки на его удержание и при активной работе с объектом; определение объема памяти при механическом и логическом запоминании, при узнавании и воспроизведении, тренировка творческого воображения, выявление консерватизма мышления проект «Психофизиологические особенности подросткового возраста» 2
10 Итоговое занятие Оценить возможности обучения по данной программе защита проекта,
собеседование
  1

Продолжительность реализации – 18 часов.

Объем финансирования:

Смета расходов по реализации разработки

Необходимое оборудование Стоимость
1. Перманганат калия
2. Трубчатый эластичный бинт
3. Лейкопластырь
4. Спиртовой раствор иода
5. Фонендоскоп
6. Термометр для измерения температуры воздуха
7. Бумага
8. Фломастеры

ИТОГО:
8 руб.
50 руб.
12 руб.
5 руб.
200 руб.
25 руб.
10 руб.
15 руб.

325 руб.