Авторская программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Искусство карвинга". 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Карвинг – по-английски означает  «вырезание». Это слово в международном  употреблении давно стало обозначением художественной резьбы по самым разным материалам.   

Искусство карвинга по фруктам и овощам возникло на Востоке и за тысячи лет стало частью национальных традиций. Оно требует огромного мастерства, исстари передававшегося  по наследству. В разных восточных странах карвинг основывается на разных технических приемах, которые существенно различаются. К примеру, китайская   и японская техники очень похожи – там однозначно видна тенденция  к вырезанию изображений животных, людей и иероглифов. Особенно доминируют рисунки с драконами, боевые сцены и поздравительные надписи.

Совершенно другая манера у тайских мастеров. В государственной символике Таиланда повсеместно присутствует орхидея.  И только тайские мастера сотни лет вырезают из фруктов и овощей цветочные композиции. Они выполняют свои украшения, используя, в основном, так называемый тайский нож в сочетании с различными резцами.

Как вы понимаете, каждая техника имеет свои преимущества и неудобства. Китайская технология карвинга, использующая трафареты, выемки и формочки легче дается в обучении, но не имеет той утонченности и изысканности, которую можно достичь с помощью тайских инструментов.

Это искусство в наши дни притягивает и любителей и профессионалов. Мода на восточную кухню только подогрела интерес европейцев к этому мастерству и уже давно  кулинарные выставки, торжественные церемонии и вечеринки не обходятся без украшения их резными композициями.

Карвинг по фруктам и овощам может быть и частью повседневной жизни. Прострой резной орнамент в ежедневных блюдах,  делает их более аппетитными и привносит столу много изящества и утонченности.

Во время обучения карвингу одновременно развиваются навыки сервировки стола и любовь к изящному искусству, творческие способности, и умение готовить вкусную пищу. Карвинг – это способ научить детей ручному труду, развить внимание и усидчивость, воспитать вкус и приличные манеры поведения за столом.

На занятиях учащиеся выполняют упражнения, затем из изученных элементов создают композиции.

Завершением работы курса является творческая работа учащихся.

Цели курса:

  • научить учащихся правильной работе с инструментами для карвинга;
  • развитие фантазии и воображения учащихся;
  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, в создании композиций и элементов украшения из овощей и фруктов;
  • научить выполнять композиции из овощей и фруктов;
  • дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха;
  • развитие интереса к искусству карвинга;
  • расширить кругозор учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 9 классов, предусматривает 17 часов.

Ожидаемые результаты:

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • историю возникновения техники карвинга;
  • сведения о работе с инструментами и принадлежностями для карвинга;
  • различать виды и техники карвинга;
  • о технике безопасности при работе с материалами и инструментами.

Должны уметь:

  • владеть навыками выполнения декоративных украшений из овощей и фруктов;
  • владеть навыками выполнения узоров на  овощах и фруктах;
  • выполнять творческие композиции.

Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим  в программе используются следующие формы  работы:

рис.1
  • индивидуальная,
  • коллективная,
  • творческие задания,
  • лекционные занятия,
  • фото-отчет с творческими упражнениями.

Основные методы обучения:

  • преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
  • учения: репродуктивный, частично-поисковый, исполнительский;
  • воспитания: упражнения, убеждения, личный пример.

Средства обучения:

  • вырезки из журналов, дискеты, видеокассеты;
  • методические пособия и книги по искусству карвинга;
  • инструменты и материалы к занятиям;
  • готовые проекты мастеров карвинга.

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения,
  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях,
  • развитие творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности.

Тематическое планирование элективного курса «Искусство карвинга».

Тематическое  планирование рассчитано: 17 часов во внеурочное время, 1 час в неделю.

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1.

Введение. История развития карвинга.

1

2.

Виды карвинга.

1

3.

Материалы и инструменты. Правила  и  основные приемы работы.

1

4.

Вырезаем из овощей.  Упражнение «Роза из помидора или свеклы».

1

5.

Вырезаем из овощей.  Упражнение «Георгин из картофеля или лука».

1

6.

Вырезаем из овощей.  Упражнение «Хризантемы из лука».

1

7.

Вырезаем из овощей.  Упражнение «Хризантема из пекинской капусты».

1

8.

Вырезаем из овощей.  Упражнение «Лилия из огурца или моркови».

1

9.

Вырезаем из овощей.  Упражнение «Шишки из моркови».

1

10.

Вырезаем из овощей.  Упражнение «Калы из острого перца».

1

11.

Вырезаем из овощей. Упражнение «Листики».

1

12.

Вырезание декоративных ваз  и подставок из овощей.

1

13.

Вырезаем из фруктов.  Упражнение «Лебеди».

1

14.

Вырезаем из цитрусов.  Упражнение «Рыбы».

1

15.

Творческая работа. Создание декоративной композиции.

3