Школьный музей как средство воспитания

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит отражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие.

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.

Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии.

Изучение культуры разных религий в светской школе мы надеемся, будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества.

Для знакомства с духовными традициями в нашей школе была создана в декабре 2004 года комната православной культуры. В целях воспитания учащихся, получения знаний о православии как о социальном явлении культуры, формирования духовных потребностей ребенка, развития эмоционально-чувственной сферы личности, актуализации историко-культурного наследия Руси комната православной культуры была преобразована в музей традиционной русской культуры.

С января 2005 года в школе выпускается газета «Православный вестник». Издание газеты осуществляется детьми, учитель оказывает консультативную помощь. Выходит наше издание 1 раз в месяц, из которого ребята узнают о русских традициях, о православных праздниках, об истории икон, о традиционной русской архитектуре, в том числе и церковной и т.п. Подбором материала занимаются старшеклассники по своему желанию.

Одна из традиционных форм в нашей школе, которая удовлетворяет потребность аудитории в познании – это экскурсия.

Ниже приводится сценарий внеклассного мероприятия на базе школьного музея.

Православная культура, 6 класс.

Тема: Духовное возрождение Белгородчины.

Тип внеклассного мероприятия: экскурсия.

Цели:

  • Формирование и развитие у ребят знаний об истории края, памятниках культуры, жизни и деятельности белгородцев.
  • Воспитание патриотизма: преданности и любви к своему Отечеству, стремления служить его интересам.
  • Воспитание личности, усвоившей принципы гуманизма и бережно относящейся к культурным ценностям.
  • Формирование сильной личности, умеющей выстоять в современной сложной обстановке.
  • Освоение детьми навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме.

Оборудование:

  • экспонаты музея традиционной русской культуры.,
  • мультимедийный проектор,
  • школьная газета «Православный вестник»,
  • карточки для рефлексии.

Используемые технологии:

  • информационная,
  • групповая,
  • исследовательская.

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (компьютер), практический (изучение материала школьной газеты).

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать основные достижения культуры родного края,
  • учащиеся должны понимать и уважать русские традиции,
  • учащиеся должны уметь использовать услышанный материал на уроках гуманитарного цикла,
  • получить целостное представление о православии, его особенностях и месте в мировой культуре.

Экскурсия в школьный музей

Этапы экскурсии

Экспонаты

Содержание экскурсии

Введение

Организационный момент

Вступительное слово экскурсовода:

Дорогие ребята! Сегодня вы присутствуете на школьной экскурсии, посвящённой «Духовному возрождению Белгородчины»

1 этап

Раздел «Борисовка»

– Ребята, в нашем поселке в начале 20 века действовало несколько храмов: Николаевский, Троицкий, Успенский и конечно, дошедший до наших дней, Архангело-Михайловский храм, который был построен в 18 веке из дерева, а в 1804 году близ старого деревянного был заложен каменный храм. Введение нового престола делалось в честь графского наследника Дмитрия, родившегося в 1803 году. Храм является памятником архитектуры.

– Очень важно сказать о Борисовской святыне Тихвинской иконе Божией Матери. Ранее она находилась в Тихвинском монастыре, а в настоящее время в Михайловском храме.

2 этап

Раздел «Православные иконы»

– Следующий раздел посвящён православным иконам. Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», Почаевская икона Божией Матери, Феодоровская икона, Владимирская. Русская икона была всегда духовно-нравственным ориентиром, помогала человеку обрести свет внутри самого себя. Центральное место в нашей экспозиции занимают иконы: Казанской Божией Матери и вторая икона Спасителя.
3 этап

Раздел «Святое Белогорье»

– Уважаемые посетители, прошу пройти к разделу Святое Белогорье – так любовно называют свою землю белгородцы, а иконы Белгородчины дают нам высочайшие образы отношения человека не только к Богу, но и к истории, к культуре, к обществу, к миру внутри себя самого и вокруг нас. Среди них: икона Николая Ратного, которой более 500 лет, Чудотворный Кошарский крест, прозривший слепого, Смоленская икона Божией Матери, чудесно просиявшая в 1703 году над вратами крепостной стены города Белгорода. Эти святыни находятся в храмах Белгородской области.
4 этап

Раздел «Курская Коренная пустынь»

– Следующий раздел нашей экспозиции посвящён монастырю, который находится в городе Курске. Это – «Курская Коренная пустынь». В прошлом году наши ученики побывали в этом монастыре, где совершили трапезу, искупались в реке, посетили храмы на территории пустыни, набрали святой воды. После поездки, под впечатлением увиденного, ребята решили один из разделов экспозиции посвятить этой теме. Предлагаю вам, ребята, посмотреть фотографии этой незабываемой поездки.
5 этап

Раздел «Холковский мужской монастырь»

– Следующий раздел посвящён святыне Белогорья, Холковскому мужскому монастырю, где на выездных экскурсиях неоднократно побывали дети нашей школы и познакомились с историей пустыни. Она была основана в 1620 году. Ученики посетили на территории святого места подземные пещеры, происхождение которых до сих пор остается загадкой.
6 этап

Раздел «Родной край в древности»

Ребята, все материалы, которые представлены в разделе, собраны учениками и их родителями в результате кропотливой работы в библиотеке и посвящены родному краю в древности. Предлагаю вам, познакомиться с ними самостоятельно и в дальнейшем продолжить сбор информации о малой родине.
7 этап

Раздел «Рождество Христово»

– Обратите внимание, следующий раздел посвящён Рождеству Христову. Рождество – великий двунадесятый праздник, установленный церковью в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме.
Этот день безоблачный и ясный, который отмечают во всем мире. Сохранился обычай в канун Рождества ходить по домам и поздравлять христиан.

Рождение Христа – чудо, перевернувшее всю жизнь людей на земле и давшее им надежду на спасение души..

8 этап

Раздел «Святитель Иоасаф»

– Прошу пройти к разделу экспозиции «Святитель земли Белгородской». Иоасаф занимает достойное место в ряду выдающихся личностей 18 века. Неутомимый подвижник благочестия, епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Горленко). По словам архиепископа Белгородского и Старооскольского преосвященного Иоанна, его «подвиги связали нерасторжимо не только Церковь Небесную и Земную, но и два великих православных народа – русских и украинцев». Сегодня, как и в прошлые века, Святитель Иоасаф остается для нас образом милосердия. Его чтили наши далекие и близкие предки, чтим мы и всегда будут чтить потомки.

– В печалях жизни современной,
Порой бесценной и пустой,
Нас охраняет неизменно,
Проникновенно, сокровенно,
Угодник, явленный святой.

9 этап

– Ребята, мы приглашаем вас продолжить знакомство со Святителем и просим пройти в классную комнату.

Презентация: «Житие Святителя земли Белгородской».

После презентации учитель ребятам раздаёт ноябрьский номер газеты «Православный вестник», где в рубрике «Словарик» дети продолжат знакомиться с жизнью и деятельностью Иоасафа Горленко.

В заключение экскурсовод задаёт вопросы детям.

Примерные вопросы учащимся:

  1. Как вы думаете, почему Иоаким с детства стремился к духовной жизни?
  2. Как Иоасаф стал преподавателем Киевской духовной академией?
  3. Почему Иоасаф не хотел, чтобы знали о его делах милосердия?
  4. Как вы думаете, почему Святитель заслужил уважение и почитание всех людей?

Рефлексия: учитель просит учащихся обозначить (на парте у каждого находится карточка с изображением лестницы с пятью ступеньками) в карточке на сколько вам понравилось наше мероприятие, если на «5», то ставим звездочку на пятую ступеньку, если нет, то ниже по вашему мнению.

Резюме: Ребята с удовольствием посещают экскурсию – это путешествие в мир более чем тысячелетней истории России. Приобретая такие познания, ученик уже не будет человеком, не помнящим своего культурно-исторического родства.

Библиографические источники:

  1. Буслаев Ф. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи.– М.: «Благовест», 1997.
  2. Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия: Учебное пособие для среднего школьного возраста. СПб.: Сатисъ, 2004.
  3. Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Уроки русской литературы: Учебное пособие. Альманах, № 3–4, 2003.
  4. Православная культура в школе //Духовные истоки воспитания.– М., 2003.
  5. Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне». – Клин: Христианская жизнь, 2006. – 480 с.
  6. Сурова Л.В. Мироведение: Комплекс методических разработок. Клин: «Христианская жизнь», 2004. (Серия «В помощь преподавателю «Основ православной культуры»).
  7. Скоробогатов В.Д., Рыжова. Т.В., Кобец О.Н. Православная культура. 7–8 кл. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. (компьютерный диск к учебнику).
  8. Скоробогатов В.Д., Рыжова. Т.В., Кобец. О.Н. Православная культура. 9 класс. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. (компьютерный диск к учебнику).
  9. Скоробогатов В.Д., Рыжова. Т.В., Кобец. О.Н. Православная культура. 5–6 кл. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. (компьютерный диск к учебнику).
  10. Щеголева Е. Православный храм. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.