Для учителей начальной школы

Авторская программа "Оригами" для учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Направленность данной дополнительной образовательной программы:   художественно-эстетическая.

Цель занятий оригами: развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи курса:

  • расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
  • научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • прививать настойчивость в достижении цели;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
  • научить экономному и разумному использованию бумаги;
  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы: тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 – 11 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).

Учебно – тематический план

Название темы всего теория практика
1-3 Что такое оригами 6 3 3
4-6 Веселая геометрия 4 2 2
7 Квадрат - основная фигура оригами 2 0,5 1,5
8-10 Простые базовые формы оригами 6 2 4
11-12 Аппликация “На даче” 4 1 3
13-14 Аппликация “Аквариум” 4 1 3
15 Базовая форма “двойной треугольник” 2 0,5 1,5
16-17 Аппликация “Осенний лес” 4 1 3
18-19 Аппликация “У озера” 4 1 3
20 Прыгающая модель лягушки 2 1 1
21-22 Аппликация “Ночь” 4 1 3
23-24 Аппликация по сказке “Гадкий утенок” 4 1 3
25 Различные способы окрашивания бумаги 2 0,5 1,5
26-27 Хлопушка, фусен, кубик 4 1 3
28-29 Вырезание снежинок 6-8-лучевой формы 4 1 3
30-31 Моделирование елочных игрушек 4 1 3
32-33 Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка” 4 1 3
34 Новогодняя викторина “Путешествие по Оригамии” 2 1 1
35-36 Аппликация “В лесу” 4 1 3
37 Базовая форма “Рыба” 2 0,5 1,5
38-39 Аппликация “Антарктида” 4 1 3
40-43 Аппликация “Африка” 8 1 7
44-45 Аппликация “Австралия” 4 1 3
46-47 Коллективная аппликация “Зоопарк” 4 1 3
48-49 Аппликация “В порту” 4 1 3
50 Модели гоночных машин 2 0,5 1,5
51 Валентинки из оригами 2 0,5 1,5
52-53 Открытка для папы в технике оригами 4 1 3
54-56 Букет для мамы и бабушки в технике оригами 6 1,5 4,5
57 Стаканчик и ваза 2 1 1
58-59 Подвижные игрушки 4 1 3
60-61 Аппликация “Космос” 4 1 3
62-63 Изготовление мобиля “Бабочки и цветы” 4 1 3
64-65 Иллюстрация к сказке “Теремок” в технике оригами 4 1 3
66 Пальчиковый театр “Жили у бабуси…” 2 0,5 1,5
67-68 Аппликация “Птицы” 4 1 3
69 Пальчиковый театр “Репка” 2 0,5 1,5
70-71 Моделирование оригами из нескольких деталей 4 1 3
72 Японские журавлики 2 1 1
  Итого 144 39 105
  Организационные мероприятия 8 4 4
  Всего 152 43 109

Содержание дополнительной образовательной программы

  • 1-3. Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.
  • 4-6. Веселая геометрия. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы.
  • 7. Квадрат - основная фигура оригами. Практическое занятие. Способ заготовки квадрата.
  • 8-10. Простые базовые фигуры оригами. Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.
  • 11-12. Аппликация “На даче”. Содержание беседы: “Жизнь в деревне”, “Деревенская изба”, “Домашние и дикие животные”, знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”, игрушек :котенок, собачка, зайка, домик. Выполнение практической работы.
  • 13-15. Аппликация “Аквариум”. Содержание беседы: “обитатели водоемов”, “Океанографическое судно”; знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы.
  • 16-17. Аппликация “Осенний лес”. Беседа по теме: “Осень в лесу”, ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”, игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа.
  • 18-19. Аппликация “У озера”. Беседа по теме: “Обитатели водоемов, “Озеро”; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей”, игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф “Байкал-жемчужина России”.
  • 20. Прыгающая модель “Лягушка”. Беседа по теме: “Земноводные и пресмыкающиеся”; знакомство с инструкционной картой для изготовления модели.
  • 21-22. Аппликация “Ночь”. Беседа по теме: “Солнечная система”, знакомство с теллурием, глобусом; летучие мыши, совы ; сказка В. Бианки “Сова”, знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф “двойной треугольник”, “воздушный змей”, игрушек летучая мышь и сова”. Практическая работа
  • 23-24. Аппликация по сказке Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Беседа по теме “Водоплавающие птицы”, знакомство с различными изданиями книги “Гадкий утенок”, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей” и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа.
  • 25. Различные способы окрашивания бумаги. Практическое занятие. Знакомство со способами окрашивания бумаги при помощи трафарета, штампа, набрызга и др.
  • 26-27. Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме “Скоро Новый Год!”, чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен, кубик. Практическая работа.
  • 28-29. Изготовление снежинок. Беседа по теме “Что такое снег и лед”; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.
  • 30-31. Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.
  • 32-33. Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”. Знакомство с фрагментом к\ф “Морозко”. Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.
  • 34. Новогодняя викторина. “Путешествие по Оригамии”
  • 35-36. Аппликация “В лесу”. Беседа по теме: “дикие животные”, “Зимой в лесу”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей: лисичка, волк, белочка, елочка. Практическая работа.
  • 37. Знакомство с базовой формой “рыба”. Практическое занятие.
  • 38-39. Аппликация “Антарктида”. Беседа по теме: “Северный и южный полюса”, работа с глобусом, физической картой полушарий, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “рыба” и моделей: тюлень и пингвин.
  • 40-43. Аппликация “Африка”. Беседа по теме “Африка” ; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей животных Африки.
  • 44-45. Аппликация “Австралия”. Беседа о необыкновенных обитателях Австралии, истории и населении континента, работа с физической картой полушарий, инструкционные карты для изготовления модели кенгуру.
  • 46-47. Коллективная работа “Зоопарк”. Беседа по теме “Охрана редких и исчезающих животных”, “Роль зоопарков в природоохранной деятельности”; знакомство с Красной Книгой; инструкционные карты.
  • 48-50. Аппликация “В порту”. Беседа на тему “Виды транспорта”, “Профессии, связанные с транспортом”, инструкционные карты для изготовления моделей водного вида транспорта. Практическая работа.
  • 51. Валентинки из оригами. Знакомство с инструкционными картами. Практическая работа - оформление открыток.
  • 52-53. Открытка для папы. Беседа по теме: “ВОВ”, “Красная Армия”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей самолета, парохода, подводной лодки и танка.
  • 54-56. Букет для мамы и бабушки. Беседа по теме “История празднования дня 8 Марта”; знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов.
  • 57. Стаканчик и ваза. Практическая работа. Знакомство с инструкционными картами. Придумывание своих моделей на основании стакана.
  • 58-59. Подвижные игрушки. Урок-игра. Изготовление моделей с подвижными элементами по выбору.
  • 60-61. Аппликация “Космос”. Беседа по теме: “Космос”, “Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт в мире”; рассматривание карты звездного неба, портрета Ю.А.Гагарина, знакомство с инструкционными картами моделей ракеты и лунохода.
  • 62-63. Мобиль “Бабочки и цветы” или “Рыбки”. Знакомство с терминологией, анализ используемых материалов и способов крепления. Практическая работа.
  • 64-65. Аппликация – иллюстрация к сказке “Теремок”. Вспоминаем сказку “Теремок”, знакомство с инструкционными картами; изготовление моделей; инсценировка сказки. Практическая работа.
  • 66. Пальчиковый театр “Жили у бабуси…” Беседа по теме “Известные детские театры”, “Как вести себя в театре” знакомство с игрушками – рукавичками, инструкционные карты.
  • 67-68. Аппликация “Птицы”. Беседа по теме: “Птицы весной”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практическая работа.
  • 69. Пальчиковый театр “Репка”. Беседа по теме: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”. Вспоминаем сказку “Репка”; знакомство с инструкционными картами. Практическая работа. Инсценировка сказки.
  • 70-71. Моделирование оригами из нескольких деталей. Практическая работа.
  • 72. Японские журавлики. Беседа “Мир в детских руках!”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов. Практическая работа.

Список литературы

  1. Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002
  2. Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2003.
  3. Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
  4. Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003
  5. Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003
  6. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003
  7. Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004
  8. “Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001
  9. “Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993
  10. “100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000
  11. “Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002
  12. “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002