Интегрированный урок-проект по русскому языку и правилам дорожного движения

Разделы: Начальная школа


Тема по русскому языку: «Правописание личных окончаний глаголов».

Тема по правилам дорожного движения: «Безопасный путь из школы домой».

Цели и задачи

Обучающие.

  • По русскому языку повторить пройденные орфограммы правописания корня, приставки, суффикса,  падежных окончаний существительных, падежных окончаний прилагательных, закреплять умения в правописании личных окончаний глаголов.
  • Повторить типы спряжения глаголов, закреплять навыки и умения в определении типов спряжения глаголов. Повторить таблицу 1 и 2 спряжения глаголов. Повторить слова исключения.
  • По развитию речи закрепить умения в восстановление деформированного текста.
  • По правилам дорожного движения: разобрать правильный безопасный путь из школы домой, повторить сигналы светофора и регулировщика, повторить дорожные знаки, повторить правила поведения в общественном транспорте, повторить правила безопасного движения пешеходов в городе и за городом.

Воспитывающие. Воспитывать культуру поведения на дороге, в транспорте, умение работать в коллективе, нести ответственность за свои поступки и высказывания.

Развивающие. Развивать логическое мышление, творческий поиск, память, внимание.

Оборудование: на каждую группу листы формата А-3, конверты с заданиями, клей, ножницы, фломастеры, плакаты по правилам дорожного движения, подготовленные самими детьми маленькие картинки или рисунки для красочного оформления работы.

Ход урока

1. Организационный момент

- У нас сегодня необычный урок. А урок – проект. Вы будете работать группами. И за каждое задание группа будет получать сигнальную карточку. Зелёная – обозначает 5 баллов, жёлтая - 4, красная - 3 балла.

И чтобы узнать тему нашего урока вам необходимо выполнить задание.

У вас на столах лежат конверты. Найдите конверт с названием «Пазл». (См. Приложение 1: у 1 и 2 группы – опасный путь из школы домой, у 3 и 4 группы – безопасный путь из школы домой, разрезанные как пазл.)

Вам надо собрать картинку. Дать ей название. (Дети выполняют.)

2. Защита проекта

(Один ученик из каждой группы защищает проект.)

3. Сообщение темы и целей урока

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня с вами говорить?

(Вывешивается  плакат «Безопасный путь из школы домой».  См. Приложение 1 -  увеличенная копия.)

- Итак, мы с вами путешествуем из школы домой, на остановках будем выполнять задания по ПДД и русскому языку, а потом каждая группа будет защищать свой проект.

4. Первый этап

А) Движение началось.

- Мы выходим из школы и направляемся домой. Подходим к … (Пешеходному переходу.)

Б) Беседа учителя о видах пешеходных переходов. О правилах перехода «зебры».

В) Постановка задания.

- Для того, чтобы загорелся зелёный свет, вам необходимо выполнить задание «Загадки».
- Найдите конверт с названием «Загадки». (См. Приложение 2: таблицы для каждой группы разрезать на составляющие и сложить в конверты, ключевое слово смотрите в названии файла.)

Прочитайте задание. (Отгадать загадки, вставить отгадки вместо точек, в отгадках вставить пропущенные орфограммы, найти среди отгадок глаголы, указать их форму, соотнести загадки с картинками и ключевым словом.)

- Задание понятно? Выполняйте.

Г) Защита проектов.

От каждой группы по одному защищают проекты

- Переходим через дорогу.

5. Физминутка

Светофор.
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать.
(Потягивания)
В светофор мы поиграем,
(Ходьба на месте)
Руки, ноги разминаем.
(встряхивание руками, ногами)
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать нескучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперёд
(Наклоны).
Влево, вправо поворот.
(Повороты туловища)
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем.
(Рывки руками перед грудью)
Начинаем, детвора!
(ходьба на месте)
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперёд.

6. Второй этап «Задания светофора»

А) Беседа учителя о сигналах светофора и регулировщика.

Б) Объяснение задания.

- Найдите конвертики с названием «Светофор» (См. Приложение 3: у 1 и 2 группы Таблица 1, у 3 и 4 группы Таблица 2 , разрезанные на составляющие.)

- Ознакомьтесь с заданием.
- Что нужно сделать? (Расставить в правильном порядке сигналы светофора, раскрасить их, соотнести с сигналами регулировщика, и на каждый свет светофора выполнить задания по русскому языку. На красный написать таблицу окончаний первого спряжения или второго, на жёлтый – слова исключения, на зелёный – проспрягать глаголы.)

В) Выполнение задания.

Г) Защита проекта.

7. Третий этап «Вход в подземный переход»

- Посмотрите на плакат. Куда мы дальше двигаемся?

А) Объяснение задания.

- Найдите конвертик с названием «Деформированный текст». (См. Приложение 4: у каждой группы свой текст.)

- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать? (Восстановить текст. Озаглавить его. Подобрать подходящие по смыслу картинки. Вставить пропущенные орфограммы. Над глаголами настоящего времени подписать лицо, число, спряжение.)

- Выполняйте.

Б) Выполнение задания.

В) Защита проекта.

8. Физминутка.

Крутятся вперёд колёса.
Это трасса мотокросса.
Крутятся вперёд колёса.
Если их назад вращать,
Мотоцикл поедет вспять.

(Круговые вращения руками вперёд и назад.)

9.Четвёртый этап «Выход из подземного перехода»

- На выходе из подземного перехода вас ждёт следующее задание.

А) Объяснение задания.

- Найдите конвертик с заданием «Логические цепочки». (См. Приложение 5)
- Прочитайте задание №1.
- Что нужно сделать? (Вставить в словах пропущенные орфограммы. Составить логическую цепочку, придумать её описание. Подобрать подходящие картинки.)

Б) Выполнение задания.

10. Пятый этап «Вход в подъезд»

- Мы с вами вышли из подземного перехода, подошли к дому, входим в подъезд.
- Вспомним правила, которые мы должны вспомнить прежде, чем войти в подъезд.

А) Беседа о правилах безопасного поведения в подъезде.

Б) Объяснение задания.

- На входе в подъезд мы должны выполнить ещё одно задание. Продолжим работать на листах с логическими цепочками. Посмотрите, что вам надо сделать? (Из слов логической цепочки составить нераспространённые предложения с глаголами настоящего времени, единственного числа, 3 лица. Указать над глаголами тип спряжения.)

Б) Выполнение задания.

В) Защита проекта.

11. Подведение итогов

- Что мы с вами сегодня повторили по правилам дорожного движения?
- Надеемся, что вы так же правильно будете пользоваться своими знаниями в жизни. И с вами не случится на улице никаких неприятностей.
- Что повторили по русскому языку?
- Посмотрим, какая группа, набрала больше всего баллов. Они стали победителями проекта.