Развитие творческих способностей учащихся при индивидуальном подходе в процессе обучения

Разделы: Математика


Замечательный математик и педагог М.В.Остроградский писал: "Скука является самой опасной отравой, она действует беспрестанно; она растёт, овладевает человеком. Нужно сделать всё возможное, чтобы в школе не было скучно".

В последнее время в связи с проведением ЕГЭ меньше внимания уделяется мотивировке изучения того или иного раздела математики и развитию интереса к ней. Мы на уроке пытаемся, как можно больше прорешать задач и мало времени уделяем пробуждению интереса учащихся к предмету. Одной из форм достижения этого является индивидуальная работа во внеурочное время с учащимися любознательными, активными, способными довести начатое дело до конца. При этом я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Повышение интереса учащихся к занятиям математикой. Материалы рефератов, подготовленные к конференциям, использую на уроках: результаты исследований, исторические сведения, применение математики в различных областях науки и техники.
  2. Расширение и углубление знаний.
  3. Развитие мышления учащихся, их математических способностей, инициативы и творчества, привитие интереса к самостоятельным занятиям.
  4. Формирование эстетического отношения к математике. Этому служат выдержки из литературных произведений, компьютерные презентации, рисунки и чертежи, подготовленные учащимися.

Рассмотрю в качестве примера подготовку учеников к конференции.

Участие учеников в конференции добровольно. Индивидуальная работа с учащимися, работающими над исследовательскими рефератами, включает в себя мои рекомендации по выбору темы, текущие консультации, проверку и индивидуальные собеседования.

На уроках математики мы ещё не изучали многогранники, но всех интересует, какие тайны скрывают пирамиды. Ученики на уроках истории знакомятся с пирамидой Хеопса и др. поэтому они и выбрали тему "тайны пирамид". Конечно, в первую очередь, я с ними разобрала определение пирамиды, элементы, виды их. В библиотеке и интернете они нашли многое: для кого они предназначены, какие эффекты проявляются в ней, но каково же было моё удивление, когда одна из учениц принесла из дома современную книгу, посвящённую лечению с помощью пирамид. Из неё мы узнали, что существует наука пирамидология, терапия с помощью пирамид - уникальное средство при многих заболеваниях. Я вместе с этими учениками в школе из ватмана, а дома отец одной из них из фанеры изготовили домашние пирамиды. Соотношение высоты и длины основания их должны быть строго определёнными: длина основания должна превышать высоту в 1,6 раза, имеет значение и место для установки пирамиды. Ученики проводили исследования: устанавливали на сутки в пирамиду на 2/3 её высоты воду, этой водой поливали цветы. Дома бабушка ученицы поливала один ящик с рассадой обычной водой, а другой пирамидальной, а также пили её. После этого мы делали выводы. Естественно, этот материал заинтересовал не только учеников класса, но и их родителей, было показано практическое применение и влияние на организм живых существ.

Школьник, которому приходится видеть математику только в учебниках, неожиданно встречая математическое место в художественной литературе, воспримет его с особым интересом уже потому, что здесь не требуется ни заучивать, ни решать, а всего лишь понять и почувствовать красоту мысли и слова великого художника.

Поисками таких произведений мы занимались на спецкурсе. Затем использую высказывания из них на различных уроках. Ученики познакомились с творчеством известных людей, посвятивших себя литературе и музыке: С.В.Ковалевской, Омаром Хайямом, Валерием Брюсовым, А.С.Грибоедовым.

При изучении обыкновенных дробей мы читаем слова Л.Н.Толстого: "Человек ей дробь. Числитель - это сравнительно с другими - достоинства; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель - свои достоинства не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству". Ученик, покорённый красотой такого слова, не только проникнет уважением к математике, но и хотя бы немного станет воспитанней.

Изучая тему "Координатная плоскость", вспоминаем знаменитого писателя - фантаста Жюля Верна. Его романы "Удивительные приключения дядюшки Антифера" и "Дети капитана Гранта" построены на ситуациях, связанных с географическими координатами.

При решении задач с помощью уравнений разбираем задачу из рассказа "Репетитор" А.П. Чехова и надпись на гробнице над прахом Диофанта.

Даниэл Дефо в своём произведении "Робинзон Крузо" использует элементы расчёта для построения живой изгороди и читатель в полной мере может погрузиться в происходящее и более ярко представить описываемую картину.

В книге "Гарри Поттер" Дж.К.Ролинга можно встретить такую загадку.

Первый слог связан с бега быстротой,

Второй - во сколько раз круг больше, чем диаметр его.

Третий слог абстрактно названный мужчина -

У него нет профессии, ни лица, ни чина.

В ответе ты животное получишь -

Которое скорей умрёшь, чем поцелуешь.

Это не полный перечень произведений, который предложили сами ученики. Со всем собранным материалом на конференции выступила ученица и была награждена грамотой.

Пример урока по теме: "Функция", 7 класс, предлагаются различные творческие работы детей.

Функция - одно из основных понятий математики, выражающее зависимость одних величин от других. Латинское слово functio означает исполнение, осуществление. Рассмотрим такую фразу: все системы космического корабля функционируют нормально. Что здесь самое главное, выражаемое словом функционируют? Главное в том, что на каждый входной, или управляющий сигнал система отвечает однозначным, предсказуемым, одним-единственным образом. Именно эта однозначность соответствия значения функции y каждому значению аргумента х составляет сущность понятия функции у = f(x) в математике.

1. Вспомнить пословицы и поговорки, в которых есть функциональная зависимость, показать, как можно графически их изобразить.

Например, афоризм Козьмы Пруткова: "Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь".

  • "Что посеешь, то и пожнёшь".
  • "Как аукнется, так и откликнется".
  • "Чем дальше в лес, тем больше дров" Посев
  • "Хорошо смазал, хорошо поехал"
  • "Кто больше всех спит, тот меньше всех живет"
  • "Подальше положишь, поближе возьмешь"
  • "Отец накопил, а сын раструсил"
  • "Лучше самому терпеть, чем других обижать"

2. Построение графиков функций, содержащих модуль.

Применяем определение модуля

Если

Если

Данная функция задаётся двумя формулами.

Закрепление

Использую модели для построения графика функции Чтобы построить этот график нужно обвести часть графика функции , которая лежит выше и на оси ОХ, а лежащую ниже - отобразить симметрично относительно оси ОХ.

У=3х - 2

х 0 2
у 4

Закрепление

Тест.

Выполнив тест, мы должны получить имя известного математика, который ввёл термин "функция".

1. Принадлежит ли точка А (4;2) графику функции, заданной формулой у=2х-6?

Л. Да.

Ф.Нет.

2. Какая из функций является линейной?

Т. у=х2 - 5;

О. у= ;

Е. у=10х -5

3. Графики линейных функций у= 0,5 - 1,8х; у = -1,5* (9х -2,8)

Й. пересекаются;

Р. параллельны;

А. совпадают.

4. При каком значении в график уравнения у=3х-в проходит через точку М (-3;1)?

К. -8;

Б. -10;

М. -6

5. Если провести прямую линию через точки А (-3;1) и В (2;-4), то эта линия пересекает ось ОУ в точке?

А. (0;-3);

Г. (0;-10);

Н. (0;-2).

6. Какой формулой задаётся функция, график которой проходит через точки А (1;2), В (-1;-2)?

С. У= -0,5х;

Д. у= -2х

И. у=2х

7. Чему равно значение аргумента, если значение функции у= -8х -4 равно -52?

В. -6;

Ц. 6;

Г.-420.

Ответ: Лейбниц Г.В. (1646 - 1716). Он ввел многие понятия и символы, употребляемые в математике и сейчас, например, термин "Функция".

4. В заключение следует отметить, что несмотря на некоторые трудности, которые могут возникнуть перед учителем, работа, направленная на развитие творческих способностей учащихся, даёт свои результаты.