Интегрированный урок географии и информатики "Сохраним острова живой природы в океане цивилизации"

Разделы: География, Информатика


"Все может родная Земля, накормить, напоить:, не может только защитить себя". (А.В.Суворов)

Цели:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания учащихся по вопросам охраны природы.
  • закрепить основные приемы работы с программой PowerPoint;
  • научиться сопровождать свое выступление компьютерной презентацией;

Развивающие:

  • развитие географического мышления,
  • умений и навыков работы с дополнительным материалом, компьютером, Интернет
  • показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
  • формирование целостной картины мира;

Воспитательные:

  • формирование экологической культуры:

а) знать охраняемые территории;
б) уметь соблюдать правила поведения в природе;

в) сочувствовать и сопереживать;

  • развитие толерантности и коммуникативных навыков.

Тип: комбинированный (урок закрепления и усвоения новых знаний)

Форма: урок-конференция (защита компьютерных проектов)

Вид: интегрированный (география + информатика)

Метод: метод проектов, словесно-наглядный.

Оборудование и программное обеспечение:

  • интерактивная доска,
  • компьютеры,
  • программа PowerPoint,
  • презентации,
  • Интернет,
  • физическая карта России,
  • выставки: буклеты, распечатки презентаций, школьная и районная газета, почтовые марки (охраняемые растения и животные), памятки, буклеты-програмки конференции

Предварительная работа

Подготовили темы, распределили учащихся на группы. Учитель географии консультировал учащихся по содержанию презентаций, учитель информатики - по технической стороне реализации проекта.

Для работы над проектом были сформированы группы по 2-3 человека, учитывая их личные симпатии. Каждому учащемуся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта.

Цели и задачи проекта

  • Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint, приобретение новых знаний по теме охраняемые территории России.
  • Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
  • Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;
  • Уметь слушать и уважать мнение товарища;
  • Перед уроком всем гостям и участникам конференции раздаются буклеты (приложение)

Ход урока

Оргмомент.

Сегодня у нас очень необычный урок. Необычный, во-первых, потому, что это одновременно и урок географии и урок информатики. А во-вторых, что нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа, как по географии, так и по информатике. Мы работали над проектом создания компьютерной презентации. На уроках географии вы изучали растительный и животный мир природных зон России, а на информатике - среду для создания компьютерных презентаций PowerPoint. Объединяя полученные знания, мы создали компьютерные презентации "Заповедники России". Работая над презентациями, научились пользоваться всемирной компьютерной сетью Интернет, искать там необходимую информацию. Ну а, в-третьих, у нас сегодня не просто урок, а урок-конференция.

И тема нашей конференции "Сохраним острова живой природы в океане цивилизации".

На первый взгляд тема совсем нам не знакома, и в то же время, хорошо понятна и близка каждому из нас. То есть сегодня мы будем говорить об охране природы.

Как вы думаете, какова же цель нашей конференции?

/Вывод/ Расширить и углубить знания об охране природы.

Наша конференция работает по плану:

1. История заповедного дела в России.

2. Презентация проектов.

3. Диагностика.

4. Принятие постановления.

1. В процессе хозяйственной деятельности человек очень сильно изменяет естественную растительность и животный мир, а отдельные их виды находятся уже под угрозой полного исчезновения. Все это заставляет принимать специальные меры для сохранения и восстановления ресурсов органического мира. Одним из таких направлений является создание особо охраняемых территорий, т.е заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы.

Как и когда появились первые охраняемые территории в России? Слушаем сообщение.

Сообщение учащихся.

К особо охраняемым территориям относятся заповедники. Попробуйте дать определение. Что называется заповедником?

Заповедник - заповедная территория, т.е находящая под особой охраной, под запретом, с целью сберечь редкие породы растений и животных.

В заповедниках запрещены виды хозяйственной деятельности.

По назначению заповедники делятся на комплексные и специальные.

В настоящее время в России создано 100 заповедников, в том числе 21 биосферный.

Презентация проектов об Астраханском (приложение 1), Ильменском (приложение 2), Центральном Лесном (приложение 3), Дарвинском (приложение 4), Приокско-Террасном (приложение 5),   Лазовском (приложение 7) заповедниках.

Показ (защита) презентаций

Заказник.

К охраняемым территориям относятся и заказники.

Подумайте, что такое заказник? (работа с дополнительным материалом).

Заказники - это охраняемые территории с менее строгим режимом. В них разрешаются те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам.

По назначению заказники делятся на комплексные и специальные (фаунистические, флористические, гидрологические, геологические).

Всего в России более 4000 заказников, общей площадью более 60 млн. га.

(65 из них федерального подчинения). В границах Тверской области 202 заказника (в т.ч. 168 охраняемых болот).

Презентация проекта о Нестеровском заказнике.

Показ (защита) презентации (приложение 8)

Чем заказник отличается от заповедника?

Национальные парки.

Что называется национальным парком? (работа с дополнительным материалом).

Национальный парк - это территория, на которой охрана природы сочетается с использованием для массового отдыха и туризма.

В национальном парке выделяют запретную зону с особо охраняемым режимом и рекреационную зону, где рекреационная деятельность отдыхающего строго регламентирована.

Презентация проектов национальных парков: Лосиный остров и Смоленское поозерье.

Памятка.

Показ (защита) презентаций (приложение 9)

Памятники природы.

Памятники природы - это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране.

Памятником природы может быть объявлен водопад, пещера, озеро, уникальное дерево:.. В каждом регионе есть свои памятники природы.

Всего в России - 2500. В нашей области - 252, включая 78 старинных парков, 35 лесных комплексов, 18 озер и т.д.

В нашем Бельском районе памятников природы нет. Но уникальными местами можно считать Красногородское озеро в д. Демяхи, где растет очень редкое растение России водяной орех - чилим и район Чичатского озера, где проходит северная граница произрастания ясеня.

Ребята, мы с вами просмотрели ваши работы. Назовите, какие территории относятся к охраняемым? Дайте им определения и отметьте их на контурной карте России на интерактивной доске (приложение 11).

 На нашей конференции мы много говорим о природе, о необходимости ее охраны. А вот как мы к ней относимся, какое место она занимает в жизни каждого из нас? Чтобы определить это выполните задание.

Задание: расположите предложенные слова по степени их значимости для вас (труд, семья, школа, Россия, любовь, собственное Я, здоровье, друзья, мой дом, свобода, родной край, природа, наука, отдых, автомобиль, религия).

Диаграмма  "Система ценностей класса" (по сумме мест)

Ребята, теперь послушайте стихотворение Р.Рождественского о природе.

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы!... Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники ,
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!?
(Р.Рождественский).

Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

/Ответы учащихся/

Хорошее стихотворение, оно нам показывает наше будущее, если мы не будем серьезно относится к охране природы.

Наша конференция подходит к концу, и мы должны принять решение, что мы с вами уже сейчас сможем сделать для сохранения нашей природы. Чтобы не получилось так, что многие растения и животные останутся у нас только на картинках или в Красной книге.

/Принятие решения (предложения учащихся)/

1. Делиться знаниями о необходимости охраны природы.

2. Сделать кормушку, скворечник.

3. Посадить деревья.

4. Не рубить елки в Новогодние праздники.

5. Не ломать деревья, ветки и не давать это делать другим.

Ежегодно заповедники нашей страны проводят акцию "Марш парков". Принимает участие в этой акции и наш Центральный Лесной биосферный заповедник". Многие ребята из нашей школы участвовали: рисовали картины о природе, писали рассказы и сказки. Будет такая акция проводиться и в этом году. Наберите в Яндексе "Марш парков" и посмотрите, под каким девизом будет проходить акция в этом году.

/Работа в сети Интернет/

Девиз "Марша парков " - "Сохраним мир дикой природы".

Посмотрите, это ведь тема нашей конференции, только другими словами.

Давайте мы запишем в решение конференции:

6. Принять участие в "Марше парков"

Заданий этого года еще нет, поэтому посмотрите прошлогодние задания.

Подведение итогов урока, выставление оценок, объявление домашнего задания по информатике:

Наша конференция завершилась. Вы хорошо потрудились и при подготовке презентаций, и сегодня на уроке. Молодцы. Вы впервые сегодня выступали перед относительно большой аудиторией. И в мастерстве выступления поднялись на первую ступеньку лесенки ораторского искусства.

Мне очень понравились работы по Центральному Лесному, Кандалакшскому, Ильменскому заповедникам. Информация полная, все объекты презентации выполнены правильно. Использованы все формы работы со слайдами. Эти ребята получают по информатике оценку "5"

Интересный дизайн и так же правильно выполнены все элементы в презентациях "Смоленское Поозерье", "Нестеровский заказник", "Астраханский заповедник". Эти ребята тоже могут поставить себе оценку "5".

Большую работу выполнили и те, кто готовил Приокско Террасный, Дарвинский, Лазовский заповедники, национальный парк Лосиный остров. Они тоже получаю по информатике "5".

Домашнее задание по информатике у вас на листочках.

Стандарт - стандарт: стр. 270-271, ответить на вопросы, уч. Макарова Н.И.

Хорошо - добавить два слайда о животном и растительном мире

И на отлично задание будет таким:

Ко многим важным, знаменательным событиям в нашей стране выпускаются почтовые марки. Много марок посвящено и охране природы, редким и исчезающим животным и растениям. На перемене вы успели их посмотреть, а кто не успел - посмотрите. Я предлагаю вам нарисовать эскиз почтовой марки на тему "Сохраним мир дикой природы". А затем с помощью электронной почты мы пошлем ваши работы на конкурс.

Итак, отлично - эскиз марки на тему охраны природы

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Объявление домашнего задания по географии.

  • Стандарт - повторить определения охраняемых территорий, уметь приводить примеры.
  • Хорошо - рисунок-плакат на тему охраны природы.
  • Отлично - стихотворение, сказка об охране природы.

Рефлексия

Ребята, понравился ли вам наш сегодняшний урок, чем он был вам полезен?

Чему научились и что узнали?

/Ответы учащихся/

Обобщение ответов:

1. Урок понравился, узнали больше, чем во время обычного, традиционного урока. Не только слушали, но и видели то, о чем говорили.

Увидели, как полученные на уроках информатики знания помогают в изучении других предметов.

В заключение урока я хочу вернуться к эпиграфу.

"Все может родная Земля, накормить, напоить:., не может только защитить себя".

Действительно, она нас кормит, поит, а заботиться о ней должны мы с вами. Так как защищая природу, мы в первую очередь, заботимся о своем здоровье.

Здоровья Вам!

Приложения к уроку:

Используемая литература:

  1. География в школе, №3, 2002г.
  2. Информатика и образование №5,2005г.
  3. Ресурсы Интернет