Открытый урок. Тема "Работа над техникой во 2-м классе"

Разделы: Музыка


Цели и задачи

  • Обучающая. Научить ребенка владеть разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений. Познакомить ученицу с наиболее интересными фактами из биографий композиторов, произведения которых она изучает.
  • Воспитывающая. Воспитание чувства прекрасного. Воспитывать у ученицы культуру исполнения изучаемых произведений, терпение и настойчивость для преодоления трудностей.

Ход урока

Гамма Ре мажор. Ученица играет гамму в две октавы. Считает до четырех. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Аня играет гамму нечетким поверхностным звуком. Прошу ее проследить за работой пальцев, после чего звук существенно улучшается. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука.

Аккорды. Перед игрой ученица называет места средних пальцев. При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.

Арпеджио короткие. У Ани недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.

Арпеджио длинные. Их Аня играет по позициям. Это ей удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре двумя руками, сохраняя общее легато.

Хроматическую гамму играем по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки.

А. Лемуан. Этюд Ре мажор.

Анри Лемуан (1786-1854) — французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Славился как педагог. Известностью пользовались его фортепианные произведения педагогического репертуара — сонаты, этюды и др. Он составил школу игры на фортепиано. С 1817 года возглавлял нотоиздательскую фирму, основанную в 1772 году в Париже его отцом Антуаном Марселем Лемуаном (1753-1817)— гитаристом, альтистом, дирижером, автором музыки к водевилям.

Форма этюда двухчастная, репризного строения, с da саро. Размер 2/4.

Мелодия затактового строения с акцентом на пятый палец, что развивает его активность. Во второй части в правой руке появляется двухголосие. Акцент на первый палец надо делать осторожно, чтобы не «нагрубить». Акцент на пятый палец, наоборот, нужно сыграть как можно ярче и почувствовать при этом острый кончик пальца. Двухголосие в левой руке имеется практически везде, поэтому партию левой руки нужно прорабатывать отдельно, вслушиваясь в звучании голосов, опираясь в созвучиях в пятый палец.

Техническая трудность заключается в исполнении этюда целиком, т. к. он «вырастает» вдвое за счет реприз. Также нужно следить за тем, чтобы не пропустить повторов.

И. С. Бах. Менуэт ре минор.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — великий немецкий композитор, органист. Детские годы провел в Эйзенахе. В 1695-1702 годах учился в Ордруфе и Люнебурге. В семнадцатилетнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703-1707 годах работал органистом в Арнштадте, в 1707-1708 годах — в Мюльхаузене. В 1708-1717 годах — придворный органист, камер-музыкант. С 1714 года — придворный концертмейстер в Веймаре. В 1717-1723 годах — придворный капельмейстер в Кётене. В 1723-1750 годах — кантор и городской музик-директор в Лейпциге.

Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Центральное место в инструментальном творчестве композитора занимает органная музыка. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в свое время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира.

Менуэт ре минор. Размер 3/4, форма двухчастная репризная.

Менуэт — старинный французский народный танец. При Людовике XIV стал придворным танцем. В России появился в начале XVIII века. Как самостоятельная музыкальная форма менуэт первоначально складывался из двух частей по 8 тактов с повторением каждой части (в произведениях Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперена).

Это одно из красивейших произведений полифонического склада для второго класса. Оно развивает музыкальность, учит играть напевным звуком. Технической трудностью является точное выполнение штрихов. В первой части это конец второго такта: «си» играется отдельно от лиги мягким звуком. В 5-6 тактах это короткие лиги на cresc. и мордент на «фа», который исполняется согласно расшифровке.

В левой руке Ане сложно было выучить штрихи, указанные в нотах. Пришлось применить различные способы выучивания: игру по нотам со счетом вслух, игру наизусть, называние нот наизусть в заданном ритме, игру по нотам, а затем наизусть с называнием аппликатуры.

Вторая часть более яркая по звуку. Трудными в техническом плане являются ноты «фа» и «ре» на вторые доли. Их нужно сыграть «воздушным» скачком вниз на дециму активным первым пальцем, но на piano.

В 5-7 тактах — кульминации второй части — выучиваем пальцы, работаем с проговариванием нот, выполняем cresc. и dim. Не забываем про до-диез.

В левой руке Ане долго не удавалось сыграть точный текст в 4, 6 тактах, пока мы не применили прием с проговариванием звуков вслух.

Определенной технической трудностью представляется выполнение легато в 3-7 тактах.

При исполнении Менуэта целиком нужно настроиться на выполнение реприз и учесть это задолго до концертного исполнения.

Л. ван Бетховен. Сонатина Соль мажор, 1-я часть.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) — великий немецкий композитор, пианист и дирижер. Первоначальное музыкальное образование получил у отца — певчего Боннской придворной капеллы. С тринадцатилетнего возраста — органист этой капеллы. В 1778 году посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепианной импровизации. Бетховен как композитор совершенствовался у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера. Пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К началу 1800-х годов Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797 году, заставила композитора впоследствии сократить концертную деятельность, а с 1815 года отказаться от нее. В последний период творчества появились его величайшие создания — 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — Сонаты для фортепиано №28-32 и Квартеты №12–16.

Сонатина Соль мажор, 1-я часть.

Сонатина имеет простую трехчастную форму с репризой во второй части. При кажущейся простоте имеет определенные технические трудности.

Первая часть состоит из восьми тактов. Она требует проработки отдельно каждой рукой, т. к. у Ани сразу после разбора не получается соединение партий обеих рук без ошибок. Прорабатываем места с форшлагами, для этого играем мелодические секвенции от разных нот.

При игре коротких лиг слежу за тем, чтобы вторая нота звучала легче и короче.

В левой руке в 5-6 тактах ломаные арпеджио исполняем снизу вверх, с опорой в «раз» и «три», с облегчением остальных звуков.

Вторая часть — 16 тактов. 8 из них — развитие первоначальной темы, и 8 — дословное повторение второй части.

Технической трудностью является деликатное исполнение партии левой руки во время звучания длинных нот в правой руке. Для облегчения задачи прошу Аню сыграть верхнюю ноту приготовленным пятым пальцем ярким звуком, который постепенно нужно ослабить.

Третья, заключительная часть, очень красива по мелодике. Сложным является исполнение повторяющейся мелодии на mf и затем на р. Но Аня с этой задачей успешно справляется.

С. Майкапар. Маленький командир.

Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938) — советский пианист, композитор, педагог. Ученик Т. Лешетицкого. В 1910-1930 годах преподавал в Петроградской (Ленинградской) консерватории. Автор, главным образом, инструктивных фортепианных пьес ( в том числе циклов «Бирюльки» и «Маленькие новеллы»), внесших значительный вклад в развитие детского и юношеского музыкального образования. Майкапару принадлежат учебно-методические работы. Написал воспоминания «Годы учения» (М.— Л. 1938 г.)

Пьеса «Маленький командир» имеет размер 3/4 . Тональность До мажор. Аня работает над пьесой с особым удовольствием, т. к. ей близок ее характер. Первоначальной задачей является выравнивание ритма, потому что текст для ученицы не представляет трудности. Аня играет первую ноту с затакта в виде восьмой длительности вместо четверти, как она заучила дома. Приходится переучивать это место на уроке.

В техническом отношении представляет поначалу трудность работа над острым и коротким стаккато. Также недостаточно четко играются восьмые в 5 и 13 тактах. Мы прорабатываем их отдельно разными способами.

С 17 по 24 такт Аня, при игре терций на легато, не отпускает первый палец на звуке «си» малой октавы, а затем «до» первой октавы, «ре» первой октавы. Обращаем внимание на эти места. В 27 такте, во втором голосе, уточняем выполнение четвертных пауз.

В 28-29 тактах имеется скачок в правой руке, который для Ани представляет определённую трудность. Она долгое время не попадает на нужный аккорд. Кроме того, вместо forte звучит piano.

Добиваемся нужного звучания игрой одним пятым пальцем верхнего звука аккорда, готовим аккорд заранее, играем упражнения на скачки.

Такты 33-36 — это тот раздел пьесы, над которым пришлось поработать на каждом уроке, притом выучивалась каждая рука отдельно, затем играли двумя руками, прибавляя темп. Такие «репетиции» нравятся Ане, она продолжает работу дома, и есть неплохой результат.

В последних четырех тактах очень важно сыграть ff за счет активной работы пальцев, а не за счет чрезмерного давления на клавиши, т. к. это может вызвать перенапряжение мышц всей руки. В конце урока благодарю ученицу за работу, ставлю ей оценку «отлично» и прощаюсь с ней до следующего урока.

 

Литература

  1. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Изд. «Музыка», Москва, 1972.
  2. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор – Г. В. Келдыш. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1991.
  3. Фортепианная игра, учебник для 1-2-х классов ДМШ под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1983.
  4. Фортепианная игра, учебник для 1-2-х классов ДМШ под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1986.
  5. Хрестоматия для фортепиано, 2-ой класс ДМШ. Изд. «Музыка», Москва, 1986.
  6. Школа игры на фортепиано под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1998.
  7. Энциклопедический музыкальный словарь. Авторы-составители Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1966.