Критические точки функции: максимумы и минимумы

Разделы: Математика


Цели урока:

Обучающая:

  • способствовать выработке навыка отыскания экстремумов функции

Воспитывающая:

  • воспитывать чувство уважения  между учащимися для максимального раскрытия их способностей
  • воспитывать аккуратность выполнения записей в тетради и на доске

Развивающая

  • способствовать развитию внимания
  • совершенствовать умения вычислять производные.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Структура урока

1. Организационный момент. (1-2 мин.)

Учитель здоровается с ребятами и предлагает, посмотрев на экран, догадаться какая тема будет на сегодняшнем уроке.
Далее сообщает цель урока.

2. Актуализация знаний.

 Устная работа(1-2 мин.) Заполнение схемы (Учащимся необходимо  правильно соединить части правил).

  • Какие точки называются критическими?
  • Необходимое условие экстремума
  • Признак максимума функции.
  • Признак минимума функции

(За правильный ответ ученик получает бонус)

Достаточный признак возрастания функции: Если  f′(х)> 0  в каждой точке интервала  I, то функция возрастает на  I.

Достаточный признак убывания функции:  Если  f′(х)<  0  в каждой точке интервала  I, то функция убывает на  I.     .

Необходимое условие экстремума: Если точка х  является точкой экстремума функции f   и в этой  точке существует производная  f ′ , то она равна нулю:   f′(х°) =0.

Признак максимума функции: Если функция f непрерывна в точке х, а   f ′ (х)> 0  на интервале  (а;х°) и  f ′ (х)<  0  на интервале (х°; в) , то точка х является точкой максимума функции f  .

Признак минимума функции: Если функция f непрерывна в точке х°, а   f ′ (х)<  0   на интервале  (а;х°) и f ′ (х)> 0  на интервале (х°; в) , то точка х° является точкой максимума функции f  .

Теперь коснемся вопроса последовательности операций, которые нужно выполнить при отыскании экстремумов функции.(3-4 минуты)

  • 1. найти область определения функции
  • 2. найти производную функции
  • 3. найти точки, в которых выполняется равенство f(х)=0
  • 4. найти точки, в которых производная не существует
  • Отметить на координатной прямой все критические точки и область определения
  • 5. определить знак производной на каждом из промежутков
  • 6. сделать вывод о наличии или отсутствии экстремумов

Выполнение теста.

Учитель: Ребята, сейчас вам необходимо выполнить тест, который вам поможет  разделить понятия максимума и минимума с помощью графиков функции (на тест отводится  3-4 минуты)

Ответы к тесту:

  • Задание 1. -3
  • Задание 2. -1
  • Задание 3. -4
  • Задание 4. -4
  • Задание 5. -4
  • Задание 6. -4

За каждый правильный ответ ученик получает  один бонус.

4.Совместное выполнение задания. (10 мин.)
Следующим этапом нашего урока является выполнение задания               (один ученик выходит к доске, остальные решают на месте)
 Необходимо исследовать на экстремум функцию и построить ее график.

  1. Д(у)=R, т.к. у- многочлен
  2. у′ = 3х(х-2)
  3. у′ = 0 при х=0 , х=2
  4. х=0 – точка максимума
    Х=2- точка минимума
  5. Экстремумы функции у(0)=0
    У(2)=4
  6. Точки пересечения с осями.
    С осью ОХ: у=0 при х=0; х=3 т.е. (0;0) , (3;0)
    С осью оу: х=0,у=0 т.е. (0;0)
  7. функция возрастает на (-∞;0] и [2; ∞)
    Функция убывает [0;2]
  8. график функции

5.Самостоятельная работа. .(5 мин.)

Учащиеся выполняют на месте

Далее на экране появляются правильные ответы, и каждый учащийся дает оценку  своему решению.

Критерии оценок:

5 бонусов - верно выполненное задание
4 бонуса – в работе имеются небольшие недочеты
3 бонуса – работа выполнена  на 50%

7.Домашнее задание. (2 минуты)

- составить слайды о жизни и деятельности  Пьера Ферма
- Найти промежутки возрастания и убывания функции  (функции у каждого учащегося на столе)

8.

9. Рефлексия.(2 минуты)

 - С каким настроением уходите с урока?
- С чем ассоциируется математические понятия  максимума и минимума?

10.

Приложение