Урок решения задач по теме "Фотоэффект"

Разделы: Физика


Цели:

  • Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект".
  • Отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии материала ЕГЭ.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • комплект приборов из L-микро "Определение постоянной Планка",
  • сборники задач

План урока:

  1. Орг момент.(1-2 мин)
  2. Повторение теоретических знаний.(5 мин.)
  3. Решение практической задачи( 7 мин.)
  4. Решение задач из сборников.(20 мин.)
  5. Обобщение. Дом. задание.(1-3 мин.)

Ход урока

Сообщение темы урока, которая записана на доске "Решение задач по теме" фотоэффект".

Повторение материала осуществляется устно, фронтальным опросом по вопросам теста, текст которого распечатан и находится на каждой парте, а также дублируется на экране с помощью проектора и компьютера. Тест включает в себя основные вопросы, касаемые теории фотоэффекта, причем некоторые из них могут содержаться в материале ЕГЭ уровня А.Тест разработан учителем физики на основе используемой литературы.

Тест по теме "Фотоэффект"

1. Какие из перечисленных явлений служат доказательством квантовой природы света. Выберите правильный ответ.

1 - интерференция

2 - поляризация

3 - дифракция

4 - фотоэффект

А-1, 2, 3;

Б-3 и 4;

В- 4

2. Какое из приведенных ниже выражений наиболее точно определяет понятие фотоэффекта? Укажете правильный ответ.

А. Испускание электронов веществом в результате его нагревания.

Б. Вырывание электронов из вещества под действием света.

В. Увеличение электрической проводимости вещества под действием света.

Кто из этих ученых сформулировал законы фотоэффекта. Выберите правильный ответ.

А-1;

Б-2;

В-3

1 2 3

4. От каких параметров зависит максимальная кинетическая энергия электронов, вырываемых с металла светом?

А- от интенсивности света;

Б- от частоты;

В- от работы выхода;

Г - от частоты и работы выхода.

5. С помощью графика определите в каком случае больше интенсивность света, падающего на металл?

А- 1;

Б- 2;

В-3.

6. Какое из приведенных ниже выражений точно определяет понятие работы выхода? Укажите правильный ответ.

А. Энергия необходимая для отрыва электрона от атома.

Б. Кинетическая энергия свободного электрона в веществе.

В. Энергия, необходимая свободному электрону для вылета из вещества.

7. Какое из приведенных выражений позволяет рассчитать энергию кванта излучения? Укажите правильные ответы.

А. Авых+ Ек

Б. hv - Eк

В. Авых+ mv2/2

8. При каком условии возможен фотоэффект? Укажите правильные ответы.

А. hv > Aвых

Б. hv Aвых

В. hv < Aвых

9. Чему равна максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов вырываемых из металла под действием фотонов с энергией 8*10-19 Дж, если работа выхода 2*10-19 Дж? Укажите правильные ответы.

А. 10*10-19 Дж;

Б. 6*10-19 Дж;

В. 5*10-19 Дж

10. укажите вещество, для которого возможен фотоэффект под действием фотонов с энергией 4,8*10-19 Дж. Укажите все правильные ответы.

А. Платина(Авых=8,5*10-19 Дж);

Б. Серебро (Авых=6,9*10-19 Дж);

В. Литий (Авых=3,8*10-19 Дж).

Следующим этапом урока является решение практической задачи по определению постоянной Планка. В комплекте L-Микро содержится набор оборудования для этого эксперимента, а именно: полупроводниковый лазер, дифракционная решетка, цифровой вольтметр, адаптер, соединительные провода. Фото опыта. 

Для нахождения постоянной Планка используем уравнение для фотоэффекта в виде h*c/ = Ав+eUз

При работе лазера Ав=0; длину волны определяем с помощью дифракционной решетки по формуле: = d*sin?/к.

Задерживающее напряжение по вольтметру в момент наименьшего свечения лазерного луча.

Опыт проводит учитель, делает записи измеренных величин на доске, а учащиеся самостоятельно производят расчеты в тетрадях. Затем анализируют полученный результат и находят относительную погрешность измерений по формуле: =|hизм -h|/h*100%

Основной этап урока - это решение задач по фотоэффекту. Одного ученика вызывают к доске, где он решает задачу №1, объясняя решение классу, а двое других с другой стороны доски самостоятельно решают по одной задаче №2, №3 с последующим обсуждением с классом.

Задача №1

Какую максимальную кинетическую энергию имеют электроны, вырванные из оксида бария, при облучении светом частотой 1ПГц?

Задача№2

Красная граница фотоэффекта для металла 6,2*10-5 см. Найти величину запирающего напряжения для фотоэлектронов при освещении металла светом длиной волны 330 нм?

Задача №3

Определите наибольшую скорость электрона, вылетевшего из цезия, при освещении его светом с длиной волны 400 нм?

В процессе решения задач и обсуждении учитель обращает внимание на трудности математических расчетов физических величин, перевода в СИ систему работы выхода, т.е. эВ в Дж., умение работать с табличными данными.

В конце урока наиболее подготовленный ученик решает комбинированную задачу №4 уровня С из ЕГЭ.

Задача №4

Фотокатод, покрытый кальцием ( Ав=4,42*10-19 Дж), освещается светом, у которого длина волны 300 нм. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле индукцией 8,3*10-4 Тл перпендикулярно линиям индукции этого поля. Чему равен максимальный радиус окружности, по которой движутся электроны? Ответ выразить в мм.

Решение этой задачи строится на использовании формулы максимальной скорости электронов из задачи №3, а также понимания того, почему электрон в магнитном поле движется по окружности. Необходимо вспомнить правило "левой руки", формулу силы Лоренца, 2-й закон Ньютона.

В заключение урока учитель подводит итоги. На уроке были разобраны задачи по теме "Фотоэффект" разного уровня, что соответствует содержанию заданий ЕГЭ по этой тематике.

Домашнее задание из сборника задач Степановой №1710, 1713.

Литература

  1. Губанов В.В., "Физика подготовка к ЕГЭ", Саратов, "Лицей", 2005г.
  2. Кирик Л.А., "Самостоятельные и контрольные работы по физике", Илекса, Москва, 2002г.
  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., учебник "Физика 11 ", Москва, Просвещение, 2004г.
  4. Разумовский В.Г., Кривошапова Р.Ф., Родина Н.А., "Контроль знаний и умений учащихся по физике", Москва, Просвещение, 1992г.
  5. Степанова Г.Н., сборник задач по физике, Москва, Просвещение, 1997г.