Школа оптимизма. Уроки социальной жизни для младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается методическая разработка, которую мы назвали “Школа оптимизма. Уроки социальной жизни для младших школьников”.

Уроки – ежедневная реальность жизни учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека, поэтому в названии мы не стремились к оригинальности. Однако, мы считаем, что наших уроков не хватает в школе, поэтому мы хотим помочь детям понять, осознать, а что еще более важно, научить позитивному отношению к жизни, иначе говоря, стать оптимистами.

Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу. Но можно научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро или зло, дружбу или ссору, любовь или ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, а не осознанным, поэтому мы учим детей воспринимать типичные жизненные ситуации “умом и сердцем” и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.

Природе ребенка свойственно жизнерадостное оптимистическое мироощущение, проблемы “большого мира” он не осознает, и они его в основном не касаются. Однако ситуация “оптимистичный ребенок в пессимистичном мире” длится недолго, и, если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше.

Утверждаемая ценность позитивного взгляда на жизнь, по нашему мнению, состоит в:

  • субъектной позиции ученика, т.е. умении ребенка оценивать ситуацию на основе собственного действия, решения, а не слов, оценок, действий других людей;
  • толерантности, как умения принимать разное, отличное от собственного или привычного;
  • рефлексивной оценке как способе решения жизненных задач.

Цели и задачи курса.

Наша программа разрабатывалась в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов о развитии социальной компетентности учащихся и учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников.

Теоретическую основу программы составили:

1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.

2. Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.

3. Теория игровой деятельности Д.Б.Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.

4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое применительно к младшему школьному возрасту означает, что в течение этого периода у ребенка активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.

Основываясь на этих фундаментальных теоретических положениях, мы определили для себя главной целью нашего курса – создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.

Основные задачи курса:

  • формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
  • дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;
  • побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
  • формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;
  • способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
  • учить детей понимать смешное.

Наша программа имеет следующие отличительные черты:

  1. Она соединяет дошкольный и внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность освоения ребенком социальной жизни. Как показывает опыт, и школьная и социальная адаптация ребенка вообще осуществляется более успешно, если ребенку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура,  культура общения и поведения. Таким образом, программа способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни и адекватного восприятия социальной жизни.
  2. Программа также позволяет педагогам создать в классе атмосферу внутреннего комфорта и защищенности, что обусловлено личностно–ориентированным стилем общения. Программа уроков социальной жизни предполагает проведение занятий с детьми как во внеурочное время, так и включенными в структуру урока, что позволяет учителю решать широкий спектр учебно-воспитательных задач и разнообразить методический арсенал.
  3. Являясь сторонниками концепции развивающего обучения, мы ориентировались на развитие у детей важнейших психических новообразований возраста. Сложность заданий с сензитивностью возраста и зоной ближайшего развития детей. В программе представлены задания, предполагающие вариативность в подборе изучаемого материала с учетом  возможностей и интересов детей.
  4. Особенностью программы является ее построение на основе принципа событийности. Это означает, что усвоение социальных, психологических, этических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, что позволяет придать информации личностный смысл, облегчает ее дальнейшее применение в жизни. Это также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.
  5. Содержательным стержнем программы, определяющим цели работы является понятие “оптимизм”. Выделенные нами аспекты позитивного взгляда на жизнь составляют основу содержания нашего курса. Интеграция этих аспектов позволяет построить в сознании   детей адекватную возрасту целостную “картину человека” и целостный образ “Я”.
  6. Специфика предмета изучения определяет особенности форм и методов работы с детьми.

Наряду с традиционными методами преподавания мы использовали адаптированные психологические методы:

  • групповая дискуссия;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимент;
  • ролевые игры;
  • драматизация;
  • тестирование и другие диагностические процедуры;
  • элементы социально-психологического тренинга.

Общие рекомендации по проведению занятий:

  • Имеет смысл регулярно в конце темы или в конце занятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление осталось у детей от работы; обсудить, что они поняли и чего не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось; спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и др.
  • Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего.
  • Желательно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает принятие педагогом игровой позиции, его готовность взять на себя игровые роли, владение режиссерскими и актерскими умениями, раскрепощенность и непосредственность.
  • Поскольку предлагается учебный курс, а на учебных занятиях без оценки не обойтись, то важно придерживаться правил:
  • поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и его усилия;
  • оценивать действия ребенка, а не личность;
  • давать ребенку конструктивную оценку, показывать ему положительные перспективы его развития.
  • Целесообразно иметь рабочие тетради для учащихся, в которых они будут фиксировать пройденный материал и свой личный опыт в виде заданий, рисунков, пиктограмм, записей для осознания и запоминания впечатлений.
  • Для более эффективной работы имеет смысл привлекать родителей, семью к выполнения заданий. Допускается присутствие родителей на занятиях и участие в некоторых из них. Также очень полезно и для родителей, и для детей, и для педагогов получение обратной связи по поводу отработки изучаемых в курсе навыков.
  • Вести занятия могут как психолог, так и подготовленный учитель начальных классов, владеющий приемами групповой работы с детьми, имеющий представление об особенностях конкретных детей, умеющий установить доверительные отношения с детьми и родителями.
  • Тематическое планирование занятий представлено без четких сценариев, что предполагает построение различных сценарных линий занятий в зависимости от ситуации на уроке, класса, времени и места проведения занятий.
  • При планировании мы не предполагали четкой почасовой структуры, нас больше интересовал процесс формирования социальных компетенций ученика.

Тематическое планирование.

В нашем понимании “уроки социальной жизни” - это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.

Мы строили тематическое планирование, основываясь не на возрастном подходе, а на психологической и социальной подготовленности классов. Учитель имеет возможность выбрать такие задания, которые будут соответствовать социальному опыту учеников его класса и будут отображать проблемы, которые существуют в данном классе.

Для решения проблем выбора мы сочли необходимым показать ученикам весь спектр той или иной проблемы. В названиях тем мы обозначили своеобразную “полюсность” и выделили 6 приоритетных “полюсных” тем:

  1. “Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?”
  2. “Любить или ненавидеть?”
  3. “Дружить или ссориться?”
  4. “Верить в успех или надеяться на удачу?”
  5. “Стремиться к цели или ждать чуда?”
  6. “Творить добро или разрушать то, что сделали другие?”

Темы занятий

Характеристика темы

Включенность в учебный процесс

Радоваться жизни или жаловаться на судьбу? Когда, как и почему мы радуемся?

Как мы проявляем радость?

Что мешает человеку радоваться жизни?

Как можно изменить плохое настроение?

Как улучшить настроение близким людям?

Используется на уроках литературного чтения (1–4 кл), окружающего мира(1–4 кл.), истории (3-4 кл.).

Может обсуждаться на классных часах.

Любить или ненавидеть? Как мы понимаем, что любим?

Как проявлять свою любовь с помощью действий, слов, мыслей?

Можно ли заставить любить?

От любви до ненависти один шаг?

Обсуждение данных вопросов целесообразно проводить на предметах гуманитарного цикла.
Дружить или ссориться? Есть ли у дружбы законы?

Как научиться быть другом?

Можно сохранить дружбу на всю жизнь?

Из-за чего возникают ссоры?

Как не ссориться или как мириться?

Можно ли стать другом всем? А себе?

Тренинговые упражнения на классных часах, уроках литературного чтения (1–4 кл), изобразительного искусства (1–4 кл.)
Верить в успех или надеяться на удачу? Нужно добиваться успеха?

Как поверить в себя?

Кого мы считаем удачливым?

Почему хочется получить все сразу?

Правда, что одним людям везет, а другим нет?

Обсуждение социальных вопросов по данной теме можно проводить на уроках математики, русского языка, иностранного языка.
Стремиться к цели или ждать чуда? Нужна ли человеку цель в жизни? Зачем?

Что такое целеустремленность?

Как стать целеустремленным?

Почему это трудно?

Что мешает человеку идти к цели?

К какому человеку цель стремиться сама?

Уроки окружающего мира (1–4 кл.), музыки, трудового обучения (1–4 кл.), изобразительного искусства.
Творить добро или разрушать то, что сделали другие? Что такое “добродетель”?

Что значит, делать “просто так”?

Добро побеждает зло?

Почему создавать трудно, а разрушать легко?

Когда бывает стыдно?

Можно ли исправить то, что сделано?

Урок трудового обучения (1–4 кл.), окружающего мира, литературного чтения (1–4 кл.).

Методический материал курса подбирался в соответствии:

  1. С основными возрастными закономерностями развития младших школьников;
  2. С положениями теории развивающего обучения и содержит:
  • фрагменты текстов, стихов, басен курса “Литературное чтение” для начальной школы. Они используются как иллюстрация анализа жизненных ситуаций, поведения героев, в ходе группового обсуждения;
  • пословицы (в то числе В.Даля) используются для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
  • высказывания героев детских книг (Маленький принц, Алиса, Незнайка и др.) полезны для формирования у ребенка собственного отношения к разным жизненным ситуациям;
  • сказки ( например, “Уроки фантазии” Дж. Родари и др.), задания к сказкам ( “А что будет, если…”, “Придумай разные окончания сказки” и т.п.) способствуют развитию творческого моделирования детьми собственного отношения к жизни;
  • карикатуры, рисунки, “Вредные советы” Г. Остера и др. позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением;
  • “шпаргалки” используются на уроках, как форма составления детьми алгоритма своих действий ( например, “Пять шагов на пути к моей цели”, “Как принять решение”, “Советы для тренировки уверенности к себе” и др.);
  • “задачник”, составленный из социальных задач по образцу математических: условие, преобразующие действия и результат, что также способствует закреплению в сознании детей конструктивных, успешных способов действия.

Используемый нами материал часто не является субъективно новым для ребенка, однако новой является цель обращения к нему. Этот прием позволяет одновременно, и опираться на опыт ребенка, и обогащать его “социальным знанием”.

Работа над темой предполагает прохождение нескольких этапов.

1–й этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации с последующим обсуждением.

2-й этап. Обсуждение темы в классе, по-нашему мнению, должно подкрепляться обсуждением в семье. Для этой цели предусмотрены специальные задания для выполнения в домашнем кругу, например: интервью, совместное рисование, игры и др.

3-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование, драматизация и др.

4-й этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками и учителем также, по-нашему мнению, должен быть подкреплен домашним советом, что может значительно обогатить социальный опыт ребенка и помочь ему сформировать свой взгляд на проблему. Для этого также предусмотрены задания для совместного выполнения в кругу семьи.

5-й этап. Проанализировав и обсудив многообразие жизненных ситуаций, ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют индивидуально и в группах, составляя правила, законы своей жизни, вырабатывая алгоритмы действий.

6-й этап. На данном этапе предусмотрена работа по реализации плана действий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождения конструктивных способов взаимодействия в повседневной жизни. Для этой работы предусмотрены задания в виде дневников, составления книги отзывов, писем благодарностей и других форм работы.

7-й этап. При условии организации успешной, продуктивной деятельности на всех этапах работы над темой учащиеся приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач, формируют новое отношение к изучаемым понятиям, что возможно выявить, организуя различные формы обратной связи с учащимися и их семьями (см. Приложение).

Критерии эффективности уроков социальной жизни.

Критериями эффективности наших уроков мы считаем формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков. К ним мы относим:

  • Усвоение детьми основных понятий курса.
  • Освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем.
  • Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем, как в ситуации игры, так и в ситуации моделирующей реальную деятельность.
  • Освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения.
  • Формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности.
  • Перенос полученных на уроках навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизнь класса и вне школы.

 Литература

  1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2005.
  2. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М., 2004.
  3. Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. – М., 2003.
  4. Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг – М.,1998.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2003.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1999.
  7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках. - М., 2000.
  8. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей. – М., 2002.
  9. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы. (Под ред. Романовой О.Л.). – М., 1999.
  10. Практическая психология образования. ( Под ред. Дубровиной И.В.) – М., 1997.
  11. Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2002.
  12. Родари Дж. Уроки фантазии. – М., 2003.
  13. Роджерс К. и др. Свобода учиться. – М., 2002.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
  15. Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2003.
  16. Учимся общаться с ребенком. ( Под ред. Петровского В.А.) – М., 1993.
  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1999.