Экологическое воспитание в интернате

Разделы: Общепедагогические технологии


Формирование у детей ответственного отношения к природе сложный и длительный процесс. В условиях  надвигающихся экологических  проблем, громадное  значение приобретает экологическое  воспитание подрастающего  поколения.
На  протяжении многих  поколений наше  сознание формировалось под влиянием таких  лозунгов как “Широка  страна  моя  родная, много  в ней лесов, полей и рек…”,  “не  ждать милости от природы…”и т.д. Именно  по  этому мы  привыкли больше пользоваться  дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

История человечества неразрывно связана  с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если  люди в ближайшем будущем не  научатся бережно, относиться к природе они  погубят  себя. Чтобы  избежать  этого необходимо воспитывать экологическую  культуру и ответственность у наших детей.

Цель экологического воспитания: формирование и коррекция у детей ответственного отношения к себе и окружающему миру вокруг.

Задачи:

  • воспитание гражданина знающего и любящего свою Родину;
  • необходимость возрождения культуры отношения к земле, к охране  окружающей среды;
  • сохранение собственного здоровья и труда,;
  • приобретение  разнообразных связей с природной культурой родного  края;
  • возможность принятия нравственных  ценностей народной  жизни, к продолжению образования, к самообразованию, устойчивому саморазвитию  на  основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности;
  • воспитательные занятия в группе.

Формы  работы:

  • Создание эколого-образовательной сферы (зеленая зона, озелененная территория, просмотр  видеокассет с записями сюжетов из жизни природы, работа  по  овощеводству в экологическом центре).
  • Выращивание комнатного  растения и общение  со “своими  растениями”, посадка ”своего” дерева, кустика. Работа в теплице.
  • Прогулки  в  парке, выезды за  город,  конкурсы поделок, рисунков, посещение музея.
  • Проведение экологических викторин, турниров, игр.
  • Посещение экологического  центра.
  • Природоохранная  деятельность.
  • Просветительская деятельность.

Основные знания о природе дети  получают  на  занятиях. Основной задачей  которых  является раскрытие экологических связей и доступность материала для детей нашей школы. Материал  для занятий подбирается с учетом уже имеющихся знаний и постепенно усложняется. Занятия по экологическому воспитанию носят систематический характер.

Совместные с педагогами экологического центра воспитательные занятия
В этом  учебном  году, занятия носят более  углубленный  характер. Более углубленные знания по экологии дают специалисты экологического центра г. Олекминска. Закрепление каждой  темы происходит в виде игры, КВН, разгадывания  кроссвордов, викторин.
Организовываются  тематические экскурсии в природу с экологом, который более подробно рассказывает о природе, взаимосвязях в ней.

Формы  работы  на занятиях:

  • Беседы.
  • Просмотр видеофильмов.
  • Экологические игры.
  • Праздники.
  • Экологические рейды.
  • Конкурсы.
  • Занятия на  природе.
  • Растениеводство.

Темы блоков занятий:

  • “Природа и человек”;
  • “Стихийные бедствия”;
  •  “Разнообразие живого мира”;
  •  “Экологические катастрофы”;
  •  “Поведение в природе”;
  •  “Природные явления”;
  •  “Интересное рядом”.

Оформление зеленой зоны в интернате

С целью воспитания у детей любви к природе в интернате была создана зеленая зона  отдыха, в оформлении  которой  принимали  участие  наши  дети.
Дети с удовольствием  ухаживают за растениями, которые  растут в этой зоне.
Зеленая  зона по достоинству является гордостью и украшением интерната , дети с удовольствием отдыхают там.

Сотрудничество с экологическим центром

Еще одним важным шагом экологического воспитания стало тесное сотрудничество с экологическим центром по программам и проектам:

  • “Мой огород”
  • “Добрая  зима”
  • “Окружающий мир”

Программа “Мой огород”

Выращивание  рассады – воспитанники занимаются клейкой  семян, посевом рассады, затем  пикированием рассады, высадкой рассады в теплицы.
По  окончанию сезона ребята поощрялись  денежными премиями.
Параллельно с практическими занятиями дети  знакомятся с теоретическим материалом. Работа по  программе “Мой огород” еще  продолжается, но  результаты  уже  очевидны: дети хотят заниматься, например, овощеводством. Эти занятия помогут им в дальнейшей взрослой жизни.

Программа “Окружающий мир”.

Работа по программе “Окружающий мир” началась с этого  учебного  года, программа  носит  более  углубленный характер.
Цель программы: приобщение детей с задержкой в развитии к адекватному восприятию окружающей среды и осознанию своей роли в жизни природы и социума.
Во  время  обучения  данной  программе дети  познакомятся с различными видами живой и неживой  природы,  с представителями экологических сообществ, с законами правильного поведения  в природе, сформируются правильное представление о смене  времен  года, возникнет желание защищать  природу.

Темы  блоков занятий:

  • «Осень в огороде и саду»;
  • «Птицы»;
  • «Зима в природе»;
  • «Растения»;
  • «Акция “Чистый берег”»;
  • «Вода»  и т.д.

Программа “Добрая зима”

В  рамках проекта  были проведены следующие  мероприятия:

  • Конкурс рисунков ”Птицы”;
  • Конкурс  сочинений “Моя  помощь зимующим птицам”
  • Изготовление  кормушек для птиц;
  •  Кормление птиц;
  • Оформлен  стенд в интернате “Добрая зима”.

Агитационно-просветительская деятельность

Особое место в работе по экологическому воспитанию считаю участие детей группы в агитационно-просветительских мероприятиях:

  • Экологические КВН;
  • Экологические игры;
  • Экологические инсценировки;
  • Экологические линейки;
  • Экологические акции;
  • Участие детей в городских, районных, республиканских конкурсах.

Результаты работы

Ежегодное участие в посевных: “Посевная ”2005, 2006, 2007, начали  участие в “Посевной 2008 ” по  итогам посевной компании ребята получали Почетные грамоты и денежные   премии.
Участие в районном  конкурсе экологическом проектов “Нам здесь  жить!”. Задействованы 15 учащихся.  Дипломы I, II, III степени.
“Мир вокруг  нас” – участие.
Проект “Добрая зима” – участие.
Участие воспитанницы Бертелевой Валерии с исследовательской   работой по экологическому труду на празднике Труда  в конкурсе  проектов трудовой  деятельности.